Бой с тенью

На модерации Отложенный

БОЙ С ТЕНЬЮ

 

Мир погряз в конфликтах: экономических, этнических, политических и военных. Оттенки и формы их принимают каждый раз все более яркие и необъяснимые характеры. Разрешение становится уже некой «загадкой сфинкса». Одно ясно, ужесточение и сила тут не в главных позициях, необходимо искать мирные способы урегулирования столкновений интересов, начинать вести переговоры и приходить к договоренности.

 

 

Самый затянувшийся  конфликт интересов, имеющий многоликий характер, и унесший сотни человеческих жизней, развернулся в Испании. Сейчас, уже со временем, мы можем стать независимыми наблюдателями завершившегося столкновения, и беспристрастно оценить произошедшую ситуацию от начала до конца.

Необходимо понять причину конфликта и рассмотреть его специфику, тенденции, можно даже сказать, закономерности развития к влияния в годы спада и наибольшего экономического подъема страны, социальное настроение и этапы переговоров. Перед нами самый яркий пример в истории Европы сепаратизма «террористической войны», корни которого произрастают еще со времен Римской империи.

 

Кратко из истории…

Маленькая страна, расположенная на границе двух государств: Франции и Испании, всегда держалась независимо, сохранив свой язык и национальную самобытность. Еще с периода завоеваний Великого Рима этот народ, как и галлы, оставался непокорным.  Что помогало этой смелой и свободолюбивой нации свято чтит свою этническую историю, всячески оберегать свою «баскскую исключительность»?

Удачное географическое положение, что немало важно, - это раз. Укрытая горами в Западных Пиренеях с одной стороны,  и полностью защищенная Атлантическим океаном с другой, «страна Басков» являлась неприступной крепостью, туристической и игорной Меккой в 30-е годы 20 века. При этом получающая большие финансовые вложения со стороны Франции и Испании, имеющая высокотехнологичные производства. Во-вторых, - это этническая самобытность, обычаи и традиции. Баски – единственный наименее ассимилированный  и не смешавшийся с другими из народов Западной Европы со времен еще Древнего мира. На протяжении нескольких столетий они вели постоянную борьбу за независимость, считая, что с испанцами у них нет ничего общего, апеллируя тем, что баскский язык не похож не на один язык и культуру в Европе,  отстаивая суверенитет.

 Соблюденная на протяжении стольких веков национальная чистота со временем как «идея» приняла искаженные формы и деформировалась в зависимости от политических тенденций, экономических  и социальных условий. Лозунг «исключительность» стал предметом политической игры и манипуляций, результат которых – появление экстремистского, террористического движения в стране. В воздухе  и в народе витал настрой – «сговор Франции и Испании: разобрать и поделить!».

 

Рождение «тени»…

 

30-е годы 20 столетия запомнились нам еще на уроках истории, тогда весь мир  захлестнул «страшный экономический кризис».  Голодные годы. Измученные народы, разбираемые изнутри политическими движениями, стремящимися к власти (коммунистические, националистические, франко-фашистские, марксистские)

Все эти язвы, нарывы на теле Европы, привели к возникновению гражданской войны

. Ослабленная, нестабильная, взрывоопасная, она была не способна противостоять усилению и влиянию фашизма в лице диктатора Франко. В этот период баски, решив воспользоваться ситуацией, заявили о себе. Еще в 1895 сформировавший по инициативе Сабино Арана «Руководящий совет Бискайи» (БНП), по сей день, являющийся ведущей политической силой Страны Басков, начал отстаивать позиции на политической арене. Партийный девиз «Бог и старый закон» – ненависть ко всему испанскому! Шаткие республиканские власти, не способные на урегулирование сторонних конфликтов, и в 1936 году предоставляют Эускади автономию.

 

Первый  политический ход, продиктованный привлечением на свою сторону как можно больше союзников.

Однако в этой братоубийственной войне побеждает генерал Франко, и «свобода» басков была упразднена. Вдобавок, регион начали заселять выходцами из других провинций Испании, что подняло большое недовольство среди басков. Неспособное противостоять Франку,  основное ядро басков уходит в подполье, где в 1959 году создаёт экстремистскую организацию ЭТА («Эускади та аскатасуна» – «Отечество и свобода басков»)

 

Терроризм с «человеческим лицом»

 

Как писалось ранее, родоначальником идеологии чистоты бискайцев явился Сабино Арана, который выдвинул радикальный тезис о необходимости противодействовать «растлевающему влиянию испанского народа», бороться против захватчиков. Свои идеи он пытался реализовать на практике, призвав мелкую буржуазию, но затем перешел на основные социальные слои, включая крестьян и рабочих, но наибольший отклик он нашел у свободолюбивых студентов.

 Первоначально его идеологии было свойственно радикально националистические и сепаратистские установки, позднее он выдвинул программу умеренно-националистической партии «Происпанской лиги басков».

Со смерть Араны, идея «исключительности» видоизменилась, стала носить более агрессивный характер, а за годы подполья ЭТА превратилась, в своем роде организующий центр, вокруг которого постепенно формировалась многослойная структура, состоящая из легальных и нелегальных подразделений, получивших общее название КАС (патриотический социалистический координирующий центр). И вот теперь ЭТА к 1973 году становится первой в мире террористической организацией, действующая  и формирующая свои ряды по сетевому принципу.  (деление сторонников на  независимые ячейки, в которых существовала теневая иерархия)  В эти годы  организация борцов за независимость насчитывала более 500 боевиков на территории Испании  и более 1000 за ее приделами. Финансовую поддержку и тренировочные лагеря ЭТА предоставляли такие страны как Ливия, Ливан и Никарагуа, Пакистан, а также частные лица из США, Франции, ОАЭ, Португалии и самой Испании, где находились сторонники и члены террорядра.

1973 год - первый террористический акт, ЭТА открывает летопись своей вооруженной борьбы против «испанского ига», совершив громкое, озвученное убийство премьер-министра Испании адмирала К.Бланке, затем с 1975 по 1995 годы 8 попыток покушения на короля Хуана Карлоса, несколько терактов, в ходе которых уничтожено 17 сотрудников гражданской гвардии. За годы противостояния  между Испанией и ЭТА совершено более 3000 терактов, убито 836 человек.

  Что примечательно, при своей террористической направленности ЭТА соблюдает некий этикет, ей не нужна кровь прохожих и массовые убийства, она действует целенаправленно, выбирая в жертвы политическую элиту Испании.  Здесь мы можем проследить тот факт, что баски не имеют религиозного окраса своего сепаратизма, их интересует только суверенитет,  подрыв конституционного строя противника. Убийство политических лидеров Испании обеспечивает некое ощущения спокойствия в народе, люди больше обеспокоены безработицей и экономической нестабильностью в стране. Баскский экстремизм даже пользуется поддержкой у определенной части населения.

 

Испанские Ассасины…

 

Генеральные Кортесы вели борьбу с ЭТА путем ужесточения законодательства, принятый еще в 1894 году закон о «терроризме» со времен

 

был подвергнут серьезным имениям, в него внесли дополнения о видах и формах терроризма и отдельные статьи  о преследовании и выдачи террористов другими странам. Также на ряду с этим  были  созданы объединенные штабы, усилены спецслужбы подразделениями направленными исключительно на  борьбу с ЭТА.

С 1983 года правительство создает нелегальную структуру "эскадрон смерти" - " антитеррористическая группа освобождения" (далее -GAL). Результат деятельности GAL- официально признанно убийство более 100 басков  за 4 года.

Достоверно известно, что  жертвы были и среди гражданского населения, GAL наводила ужас на жителей Страны Басков. Еще до образования ГАЛ уже было  известно о совершении многочисленных убийств баскских активистов. Не делая лишних выводов, можно предположить, что это был результат объявленной награды, а именно за голову боевика террористической организации басков ЭТА член GAL получает вознаграждение 12 млн. песет, за руководителя — 24 млн., его действие распространяются как на территории Испании, так и во Франции.

 

«Эскадрон смерти» состоял из 100 опытных наемников-профессионалов, получивших подготовку в многочисленных военных конфликтах, а середины 80-х членами, с подачи правительства Испании, членами организации GAL являлись и  сотрудники Гражданской Гвардии, офицеры полиции (на которых ранее были направлены теракты ЭТА).

На практике ГАЛ расправлялся не только с вооруженными сепаратистами, но и с баскскими политиками, не причастными к террору, и даже с активистами экологического движения. Жертвами произвола становились не редко и совершенно случайные люди, далекие от какой-либо политической и общественной жизни. По сути, речь шла о применении преступных методов государственного терроризма, противоречащих нормам демократического общества.

В результате деятельности АГО сепаратисты получили некое сочувствие  в баскском обществе, с полным основанием заявляя, что являются жертвами произвола испанских властей.

Испанская власть пошла на крайние меры, объявив  радикальную националистическую партию Батасуна (политическое лицо ЭТА) «вне закона», тем самым  развязав узел решения конфликта.

 

Разговор с «кровавыми зубами»

 

Метод взаимной агрессии привел к тому, что в  21-го столетия впервые лидеры ЭТА идут на компромисс, объявив о поиске посредников для переговоров с правительством Испании. Премьер-министр Каталонии Микель Альбису выступил в этой роли, будучи  руководителем одной из провинций Испании. Этот шаг продиктован тем, что в 2004 году бакские  борцы на независимость объявили об одностороннем прекращении огня на территории Каталонии, тем самым найдя союзника в политическом диалоге с «Генеральными Кортесами». Отказ от насилия был главным требованием парламента на согласие переговоров.

 Официально переговоры начались в марте 2005 года, политический торг заключался в том, что террористы в обмен на прекращение экстремисткой деятельности потребовали амнистии для бакских заключенных (многие из них не вели активную радикальную деятельность) и легализацию партии Батасуны ранее объявленной вне закона.

Торг 2,5 лет в декабре 2006 года заходит в тупик, разговор о мире временно прекращается из-за не выполнения обязательств с обеих сторон, ЭТА опять начинает активные четырехлетние воздействия на Испанию.

Монолог Эускади с глухим испанским правительством в 2010 году не приводит к результатам. Испания принципиально не готова была идти на освобождение заключенных, скорее всего она боялась осуждения мирового сообщества « Мировое сообщества переговоров с террористами не ведет!».

К тому же прекращение антитеррористической деятельности служб Испании привело бы к сокращению их бюджета, тем самым видно, что военные круги страны нацелены были на политику грубой силы.

В начале этого года ЭТА опять вступает в односторонний диалог. Идя на все условия переговоров, сепаратисты переносят борьбу на политическую арену. Итог – создание радикальной националистической партии «Амайур», выборным путем получившая 7 депутатских мест и возможность создать собственную коалицию  в парламенте. Единственный в мире пример, когда противоборствующие стороны пришли к осознанному общему знаменателю, победа «слова» над силой.

 

 

PS.

На чем он основывался, кому было выгодно ведение и прекращение конфликта?

Правду об этом мы узнаем никогда. Можно лишь предположить.

С 1977 года конфликт  был выгоден военной верхушке Испании, и именно с этого времени начинается усиленное финансирования ведомств и структур министерства обороны, а также военные закупки. не относящиеся к повышению безопасности страны. В частности известно, что приобретались дорогие автомобили, недвижимость, скупались акции известных фирм, которые впоследствии были выведены из состава силовых ведомств.

 

Политической элите  всех мастей ЭТА становится разменной картой в борьбе за власть. Любой договор или контакт с лидерами сепаратистов обеспечивает победу на выборах любого уровня. Начиная с 1979 года, в  сторону отходят все социальные, политические, экономические вопросы, всплывал лишь один вопрос – проблема сепаратистов ЭТА. Удивительно то, что вслед за этим проходило ряд терактов, затем переговоры, а та партия,  которая предлагала решение данного вопроса и  получала нужный процент голосов.

 

 Это чем  поминает ситуацию России 1995-1996 года - кто договорился с Чечней тот и стал президентом. Но это уже другая история.

ЭТА также остается предлогом для получения крупных денежных субсидии и займов по льготным процентным ставкам на  решение проблем сепаратизма и сохранения целостности Испании. Получение обширных финансовых вливаний позволяло Испании перераспределялись их на решение проблем других территорий, таких как Валенсии, Каталонии и самого Мадрида, тем самым вызывая критику со стороны Европейских стран. чьими деньгами она латала свои финансовые дыры. И со стороны Эускади это толкало на новые кровавые теракты, что позволяло озвучивать о самодостаточности Страны Басков и ее финансовой независимости.

 

Выгоден ли «Эта» такой расклад игры? Несомненно, реальность такова, что обоюдный союз необходим. После терактов в Мадриде, Барселоне на территории страны басков было объявлено о сокращении пенсионного возраста, увеличении стипендий, и  ставок работникам  правительства Страны Басков. Активисты ЭТА же через правительство Бильбао четко выверяло слои, на которые они опирались, группы неформальной молодежи в противовес официальной власти. Вовлекая в свои ряды  часть маргинальной «проросли» ЭТА играли на руку правящей элите, а именно тем, что брала под крыло проблемные группы населения.

Более того многие зарубежные журналисты утверждают, что Эта долгое время финансировалась за счет бюджета Басков.

        

И что дальше…

Представим, что Страна Басков независима! Прогноз таков: во-первых, началась бы кровавая борьбы за власть, страна Басков превратилась бы в некое подобие тира, где неугодных физически устраняли. Политические вопросы решались бы с помощью бомб, насилия, похищением людей и банального торга.

Во-вторых, закон и его сила утратили свой статус. ЭТА раскололась на несколько лагерей – радикальные, умеренные  и на тех, кто ратовали за новое воссоединение с Испанией в качестве ее субъекта или «возвращенцы».

В экономике бы сложилась следующая ситуация: сильный регион пришел бы в упадок, как следствие - отток интеллектуальных и физических сил. Экономический кризис, займы у Европейских мировых банках, рост основного внешнего долга и в итоге дефолт. В совокупности удержать конфликт уже будет не возможно, социально-экономические проблемы уйдут на второй план, лидеры будут заняты удержанием той власти, которую они с трудом, пройдя по трупам, захватили. Возникнет необходимость привлечения международных сил.

Другой вариант развития это мягкие шаги к благополучию.

Политические силы ЭТА смогли договориться и найти компромисс, провести социальные реформы, навести стабильность в экономической и социальной жизни. В результате, получается новое экономическое чудо - страны карлика.

 

 

 P.S.   Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности. Даже в обстановке малой политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как политической нестабильностью отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в структуре общества, так и умением неформальных лидеров использовать в своих интересах неудовлетворенность отдельной части общества.