"Стремительные домкраты" Юлии Латыниной

На модерации Отложенный "Стрелки осциллографа метались стремительным домкратом" (авт. Kirill Pankratov)

Это не я придумал, не бейте меня. Это такой художественный образ из последней книги Латыниной "Земля войны": "Она металась, как стрелка осциллографа, то вверх, то вниз" (кажется речь идёт о горной дороге). Может найдётся какой-нибудь восьмикласник который обьяснит Юлии что такое осциллограф и почему него нет стрелок? Но, как говорится в анекдоте - а теперь хорошая новость: там где я это нашёл, его очень очень много.

Юлия Латынина у нас, как известно, пейсательница. А так же ведущая передачи наидемократичнейшего радио "Эхо Москвы", а заодно и колумнистка в газете.ру. Книги Латыниной я полностью не читал давно - кажется с "Охоты на изюбра", вполне себе читаемой и завлекательной. Но вот последние - кавказскую серию, исключительно пролистывал, читал отрывки при случае. Покупать как-то не желания не возникло. Все они весьма похожи. Кажется, Юлечка выдохлась на "Джаханнам или до встречи в аду", излив на читателя тщательно накопленную в её измученной душе ненависть и желчь. Следующая - "Ниязбек" - как-то совсем не зажигает. "Земля войны" - пожалуй тоже, но на этот раз я решил, из спортивного интереса, дочитать до конца.

Книга сама по себе вполне предсказуемая. Действие происходит на Кавказе в основном в пограничной с Чечнёй республикой Северная Авария-Дарго (похожей на Дагестан и немного собирательный образ всех кавказских автономий), в самой Чечне, иногда - в Москве. Главные герои - потомок кунакских ханов Заур Кемиров - успешный предприниматель, который едва ли не в одиночку держит на себе всю экономику республики, создаёт рабочие места, помогает сиротам и вдовам, несмотря на постоянные требования взяток местных и российских властей и происки поставленного русскими (а, следовательно, последнего негодяя) президента республики. А так же его брат, Джамалудин - полевой командир воевавший в Абхазии, в Чечне, а потом самостоятельно отбивший вторжение чеченцев и ваххабитов в 1999, которое спровоцировали, конечно же, русские солдаты, убившие местного мальчишку.

Русские во всех последних книгах Латыниной способны исключительно к следующим действиям:
а) брать и давать взятки;
б) напиваться вдрызг водкой;
в) разговаривать только матом (при женщинах и детях естественно);
г) продавать на сторону любые виды военной техники (вплоть до баллистических ракет), а так же своих солдат;
д) ездить на танках и бронетранспортёрах за водкой;
е) расстреливать женщин и детей случайно оказавшихся на пути;
ж) пытать и убивать пленных и заложников;
з) раздавать себе медали и звания за военные победы которые всегда достигнуты силами местного ополчения или "кровников" их врагов, и никогда собственными действиями;
и) решать все вопросы государственной важности (во всяком случае на уровне министров или генералов) исключительно в стрип-клубах или в банях с девочками;
к) обязательно кидать партнёров и никогда не испольнять никаких обещаний.

В число этих способностей никак не входят умение честно воевать, а так же совершать любые благородные или осмысленные действия в принципе.

Иногда среди них попадаются умеющие стрелять, снайперы, но они используют меткость исключительно чтобы, например, убить в полёте годовалого ребёнка, которого мать - подруга окружённого в квартире пятиэтажки боевика - бросает вниз в руки родственников. Мать, естественно, тоже убивают следующим выстрелом.

Выглядят все русские примерно одинаково - обязательно толстые, обрюзгшие, с потными красными рожами. Да, в книге есть разве что один русский персонаж - Кирилл Водров, бывший офицер ФСБ и бывший начальник охраны у сбежавшего олигарха Владковского (полностью списанного с Березовского), который не вызывает отвращения. Он, наоборот, субтильного телосложения. Кстати, прямо-таки напрашивается светлый образ убиенного кровавой гебнёй Литвиненко. Так что ждите скоро "До встречи с полонием" от того же автора.

Вот примерчик, вышеуказанного, в одном флаконе:
[генерал] Сапронов стал еще толще и был в дым пьян... И Сапронов ткнул пальцем куда-то под ноги, что было более чем странно. Все-таки между ним и чеченцами лежал горный массив, и пересекать этот массив Сапронов не собирался. Он еще ни разу не появился собственно на передовой, хотя уже успел написать несколько наградных за геройское на ней поведение. Одна наградная полагалась генеральскому повару, другая – человеку, который организовывал Сапронову девочек и бани, а третья – командиру танкового батальона, который первым вышел к селу Курши.
Далее разьясняется что чеченцев от села Курши отбило местное ополчение (под руководством Джамалудина), а русские на танках приехали позже и рапортовали о своей "победе".

Зато местные богатыри-джигиты - совсем другое дело. Они могут выдержать любые пытки и не предать своих, могут получить три пули в жизненно важные органы и продолжать сражаться, могут идти по минным полям взвалив на плечо оторванную взрывом ногу, и много чего ещё.
Они в первую войну отпускали благородно пленных солдат и даже приплачивали матерям приехавшим к ним, на обратную дорогу, пока русские не научили их что пленные и заложники могут быть ходовым товаром.

Арзо запомнил своего троюродного брата, по имени Расул. Ему было семнадцать лет. Он шел и нес перед собой в ладошке свои сизые кишки (речь идёт о видеозаписи о судьбе сдавшемся небольшом отряде чеченцев, понадеявшихся на то что русские не будут издеваться над пленными - конечно же зря).

Естественно, благородные джигиты у Латыниной непобедимы в честном бою, только разве что обманом. В похожих ситуациях русские бросают оружие, сдаются или убегают с поля боя от царапины об острый камень, далёкого выстрела или волчьего воя на ближайшей скале.

Как я уже упоминал, последние книги Латыниной я не читал, а скорее пролистывал сидя в магазине. Поскольку на этот раз книга (библиотечная) была на руках, почитал повнимательнее. А там такие залежи шедевров...

Юлия как всегда радует своим знанием технических подробностей военного дела. Вот пример художества:

"Пуля попала самым удивительным образом, в кончик мизинца, вспорола весь палец, вышла с тыльной стороны ладони и ударилсь о затвор автомата. Там она раскололась на три части , и две из них срикошетили Джамалуддину в плечо, а мягкий свинцовый шарик внутри пули отлетел и угодил чуть выше брови. Оттого что пуля так долго скакала туда-сюда, она потеряла скорость и не пробила голову, а просто скользнула вдоль виска, срывая кожу и волосы.

Какой полёт мысли! Латынина наверное слышала "городские легенды" про пули со смещённым центром тяжести, которые при попадании в мягкую ткань начинают метаться по непредсказуемой траектории. В воспалённом воображении Юлии эта легенда превратилась в живую пулю или этакую механическую муху (а может и иноземные капли из "Х-файлов" и подобной фантастики) которая может - зззззз! - скакать туда-сюда, забираться под кожу, пробуривать там ходы, сворачивать в другую сторону и т.д.

Для читателя ещё не успевшего улететь вместе с Юлией в этот фантастический мир, напомню про эти самые пули. Эксперименты по применению автоматных пуль со смещённым центром тяжести (чтобы увеличить их эффективное поперечное сечение) действительно проводились. Но у таких пуль (помимо бОльшей сложности производства) обнаружился ряд недостатков, в частности они сильно разнашивали ствол автомата. То что на самом деле часто путается со "смещённым центром тяжести" представляет собой следующее. У некоторых моделей "калашниковых" и другого стрелкового оружия уменьшена чатота нарезки ствола, что действительно снижает устойчивость направления полёта пули (но заодно и точность стрельбы) при попадании в мягкую ткань, и позволяет пуле немного "бродить" в ней. Но метаться как муха в воздухе и делать лазы по кожей пуля всё-таки не может.

Не забыла Юлечка упомянуть и про местное производство (в вымышленном кавказском городе Бештое), где в советское время делались "тепловые блоки наведения баллистических ракет" (!!!). Это, наверное, такие специальные блоки которые сидели в ракете и говорили ей (для наведения на цель) "...холодно... теплее... тепло... горячо!"

Ещё в книге Латыниной есть баллистическая ракета "Точка-У" которая используется для покушения на сына президента республики Авария-Дарго. Причём эту 6-метровую ракету с полутонной боеголовкой мстители, организовавшие покушение, покупают из российской части за пару тысяч долларов со словами "тут наш начальник дом на море построил, мы, чтобы отметить дело, запустим её над морем, а потом обратно привезём". Звучит так же правдоподобно как и все остальные подробности у данного автора.
Но самое смешное даже не это, а то что она пишет про полёт ракеты:

"На конечном участке траектории ракета пошла вертикально вниз"
Юлечка наверное черпала свои знания по физике и баллистике из диснеевских мультиков - про то как Wile E. Coyote бежит по вершине горы, зависает над пропастью и вдруг обнаруживает что почвы под ногами больше нет. В этот момент кто-то включает гравитацию, и незадачливый койот стремительно падает вниз. Так вот, баллистическая ракета у Латыниной примерно тaк же - летит в сторону цели, потом, видимо, зависает над ней, прицеливается, ещё думает пару секунд, и, наконец - ррраз, вертикально вниз!

Её образы утончённы и красочны:
"На плече его был водосточный жёлоб гранатомёта" Это какой-то разрезанный пополам вдоль гранатомёт что-ли? Секретное оружие наверное, ещё бы понять как оно стреляет.

"Джамалудин выхватил у деда гранатомёт и увидел что он заряжен осколочной гранатой.", продолжает блистать знаниями военной техники Латынина. Ещё бы выучить ей что осколочные гранаты бывают у других гранатомётов - например, у станковых или подствольников к автоматам, но не реактивных РПГ, о которых идёт речь.

Но юлечкин герой Джамалудин и здесь блестяще справляется с задачей:
Ему так повезло что граната угодила точно в стык броневых плит. Передок у БМП отодрался и взлетел в воздух, а двигатель загорелся Чудный реализм, Латынина как всегда блистает знаниями физики. Наверное эта осколочная (не кумулятивная) граната, как и пуля "со смещённым центром тяжести" - живая, она прогрызает дырку между плитами, забирается внутрь и там взрывается. В мире нормальной, а не юлечкиной, физики граната, разорвавшаяся на "острие" стыкующихся под острым углом тяжёлых плит, создаст волну давления скорее вжимающую плиты друг к другу. К тому же двигатель отделён от переднего стыка большим расстоянием, заполненным всякой защитой, и не загорится в таком случае.

Грохнула «муха», и Арзо обернулся, чтобы увидеть, как граната разорвалась перед замыкающим колонну грузовиком. Взрывная волна задрала его колесами в воздух, подержала и, подумав, опустила обратно. ГАЗ приземлился на все четыре колеса, правое переднее при этом разлетелось, грузовик подумал и завалился набок.
Юлия, наверное, насмотрелась много дешёвых боевиков, или воображает что грузовик - это что-то вроде кобылицы которая встаёт на дыбы, испугавшись разорвавшейся впереди гранаты. В мире же нормальной физики только заряд непосредственно под машиной может приподнять её в воздух, и то далеко не всегда - с большей вероятностью просто сомнёт её днище.

Влияние дешёвых боевиков с кадрами замедленной сьёмки ощущается неоднократно:
"Ещё в падении он выхватил из-за пояса пистолет и выстрелил в Ваху. Взрывная волна подхватила их обоих, и Джамалудин, ещё не долетев до земли, увидел как удар воздушного кулака разворачивает Ваху, и как маленький кричащий свёрточек в правой руке Вахи оказывается на траектории полёта пули.
Наш герой останавливает время и, пока его обволакивает взрывная волна, успевает достать пистолет (!!!) и выстрелить в террориста (!!!).

Там ещё очень много такого, на каждой странице, но я не буду излишне утомлять читателя техникой, а перейдём к другим разделам. Не менее аутентична Юлечка и в деталях недавней истории:

"В 1991 году, когда грянула перестройка..."
Во как! А мужики-то не знают! Какие-то глупые люди утверждают что перестройка началась то ли в 1985, то ли в 1986.

"в 1989 году, через день после выхода закона "О Кооперации", Заур зарегистриривал первый на территории Советского Союза кооператив"
Вспоминаю как я сам работал в кооперативе в начале 1988, спустя год после выхода закона о кооперации. Но это всё мне показалось, конечно. Латынина лучше знает - закон был принят в 1989, и первым кооператором в СССР был герой её книжки Заур Кемиров, в то время скромный цеховик из провинциального кавказского города.

Латынина так же хорошо осведомлена и о мире "богатых и знаменитых":

Кирилла привезли на яхту которая стояла около Большого Кораллового рифа, и на белоснежной палубе Владковский кинул ему пачку бумаг"
Юлечка у нас уверена что палубы у яхт исключительно "белоснежные", а Большой Коралловый (точнее Барьерный) риф - это не гряда островков, рифов и отмелей, разбросанных на тысячу километров, а что-то вроде набережной приморского курорта, у которого может причалена яхта.

Но, конечно, какое же художественное произведение может обойтись без любовной темы? Юлия у нас девушка скромная и на этот раз избавила читателя от совсем уж откровенных сцен. Но, конечно, не от лёгкого присутствия романтики горных джигитов и чернооких (и не только) дев, в данном случае, у больничной постели раненого джигита:

"когда Жанна наклонилась над Дхамалудином, он словно впервые увидел её тугие молодые бёдра и беззащитные серые глаза."
Наверное световые лучи в юлечкином мире работают примерно как траектория пули - могут произвольно и непредсказуемо преломляться в воздухе и менять направление, так что одним взглядом можно увидеть сразу и тугие бёдра и беззащитные глаза. "Что ж ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня" - отдыхает. Глаза в райoне "тугих молодых бёдер" - это прямо с кубистских картин Пикассо. Красота! Ну как же не влюбиться в такую девушку!

Художественные образы Латыниной во всём поражают точностью, аки ракета (которая с "тепловым блоком наведения", и падает "вертикально вниз" на конечном участке траектории):

Территория республики РСА-Дарго в этом месте глубоко вонзалась в земли вайнахов, как акулий рот вонзается в сочное мясо. Так и представляется картина: плавают в океане стада сочных барашков, а в них периодически вонзаются акульи рты.

"Их люди просто зарылись в ящики, как девицы в магазине зарываются в контейнер с кружевными чулками". Ну как не вспомнить - идёте вы, бывало, по магазину одежды, а из-под ног, словно куропатки на болоте, так и выпрыгивают девицы, зарывшиеся в контейнеры с чулками!

В конце повествования Латынина открывает тайну, мучившую читателя с самого начала: кто же организовал ужасающий теракт, о котором периодически говорится на протяжении всей книги - захват заложников в роддоме Бештоя, с последующим взрывом в котором погибло почти 200 новорождённых и их матерей. Местные террористы, ваххабиты? А вот и нет, как вы могли подумать такое на исключительно благородных джигитов! Конечно же, правильный ответ - русские, чтобы поссорить братские горские народы и манипулировать ими. Ниточки, конечно же, тянутся на самый верх, по крайней мере на уровень вице-премьера Углова, который признаётся в зловещем замысле, перед тем как получить пулю в лоб от героя-мстителя Джамалудина: "Эта страна [Россия] может выжить только обманом. Только разводкой. Мы не можем властвовать. Мы можем только разделять."

После этого признания все погибают при взрыве заряда из огнемёта "Шмель". Не попавший под взрыв бывший полевой командир Арзо, вынужденно перешедший на сторону федералов (и сразу же наделавший, конечно, много гнусностей по отношению к своему народу), снова отправляется в горы воевать с проклятыми кяфирами - даже где-то хэппи-энд, в интерпретации Латыниной.

Но, впрочем, у такой воспалённой фантазии автора могут быть разные обьяснения. Можно предложить, например, что-то фрейдистское, тем более поводов достаточно:

"В узком свете фонаря Арзо видел мокрые черные камни и похожие на пенисы сталактиты - полупрозрачные, красноватые, с какими-то вздыбившимися наплывами."
Напомню, сталактиты - это те известковые образования которые свисают вниз; те что растут верх, называются сталагмитами. Юлии нашей видимо в основном знакомы первые. Возможно это было какое-то не очень удачное знакомство - вызывающее ассоциации с "полупрозрачными, красноватыми, с какими-то вздыбившимися наплывами". Остаётся только посетовать что если бы Юлия имела возможность познакомиться с более эээ... нормальными пенисами, то, вероятно, её фантазии были бы не такими болезненными.

К сожалению теперь это несколько затруднительно. Рано постаревшая дамочка с болезненной кожей, которая считает что очень эффектно выглядит в пацанских трениках, со свалявшимися растрёпанными волосами - наверное будет испытывать некоторые сложности в привлечении адекватных кавалеров. Но надежда, как говорится, умирает последней. Пожелаем же Юлечке всяческих успехов, на разных поприщах.



Найдено здесь