Кто управляет страной ? Особое мнение

На модерации Отложенный ИЛЛЮЗОРНЫЙ ТАНДЕМ, РЕАЛЬНЫЙ ТРИУМВИРАТ И ВОЙНА ДВУХ КОАЛИЦИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАНОВ (российская власть после мая 2008)

Триумвират и первая десятка

Согласно официальной версии, Россия – это демократическая страна, которой в условиях полного консенсуса управляют законно избранные президент Медведев и председатель правительства Путин («тандем»).
Согласно полуофициальной версии, две половинки «тандема» все-таки не равновесны: Путин старше и опытнее – и поэтому «равнее» и главнее.

Второй вариант ближе к истинному положению вещей, но и он не точен. Самый верх властной верхушки устроен не в виде «тандема», дуумвирата, а скорее в виде триумвирата Путин – Сечин – Медведев: президент Дмитрий Медведев – даже не второе лицо в иерархии, а только третье. Иные политологи отводят Медведеву даже четвертое место (после третьего Виктора Иванова) и даже пятое (после четвертого у Сергея Нарышкина, или у Александра Бортникова, или у Владислава Суркова, или даже у Романа Абрамовича) – но это все-таки публицистические преувеличения.

Реальная иерархия и функции высших российских чиновников совершенно не соответствуют номинальным.

Владимир Путин называется председателем правительства, но в действительности он государь, царь-батюшка – пусть не единоличный самодержец, не абсолютный монарх, но и не конституционный: власть его отчасти ограничена, однако не конституцией, не законами, а корпоративно-сословными обычаями (сходными с криминальными «понятиями»), закулисными договоренностями с теневыми группами влияния, родственными, дружескими и административными связями. Кроме того, что Путин – царь, он еще и свой собственный министр иностранных дел (а номинальный министр Сергей Лавров – не более чем его советник по внешней политике).

Игорь Сечин называется заместителем (даже не первым заместителем) председателя правительства, но в действительности именно он «первый министр». Он не совсем глава правительства (поскольку не все министры ему подчинены – некоторые подчиняются непосредственно государю), но в правительстве он все-таки первый среди равных. В сфере его ответственности бОльшая часть экономики, за исключением, однако, финансов; весьма существенно, что под его контролем находятся органы безопасности.

Дмитрий Медведев называется президентом и главой государства, но в действительности он что-то вроде вице-премьера по широкому кругу вопросов, в частности по юридической сфере, а также советник государя по кадровым и некоторым другим вопросам (например, по «демократии»). В юридическом секторе Медведев практически полновластен, это его домен, а в качестве советника по кадрам – он влиятельный, но не главный (главным советником по кадрам является Виктор Иванов, и даже Сергей Собянин, возможно, больше влияет на назначения губернаторов, чем подписывающий эти назначения Медведев).

В наибольшей степени совпадают название должности и функции директора ФСБ Александра Бортникова. Формально Бортников находится в непосредственном подчинении президента Медведева, но фактически его начальники – Путин и Сечин.


Виктор Иванов именуется сейчас руководителем Роснаркоконтроля, но как бы ни называлась официально последние 15 лет его должность, он был и остается главным советником Путина по кадровым вопросам. Кроме того, Роснаркоконтроль – это фактически «второй КГБ», следящий за «первым КГБ» – ФСБ Бортникова. Необходимость во «втором КГБ» возникла в связи с тем, что МВД, с советских времен игравшая роль противовеса «комитетчикам», при Путине оказалось в какой-то момент под их полным контролем, причем под контролем одного конкретного клана – «питерско-карельского» (Патрушев – Нургалиев).

Сергей Нарышкин – руководитель Администрации Президента (АП), по названию он должен быть техническим исполнителем и проводником воли президента, но на самом деле Нарышкин, однокашник Путина по Высшей школе КГБ, является «смотрящим» за президентом от государя-премьера.

Владислав Сурков – официально называется первым заместителем руководителя АП, но занимает невозможные в демократическом государстве должности неофициального вице-премьера по идеологии – министра парламента и политических партий.
Вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, первый вице-премьер Игорь Шувалов (главным образом по внешней экономике) и вице-премьер Сергей Собянин (руководитель аппарата правительства) тоже входят в первую десятку административно-экономической олигархии, правящей в России.

Отступление об олигархии


Олигархия – это коллективный авторитаризм имущего сословия. Самое имущее сословие в России – это высшее чиновничество, номенклатура. Непосредственно (через руководство государственной собственностью) или опосредованно (через подставных лиц, жен, детей, двоюродных племянников и т.д.) номенклатурная олигархия контролирует практически всю экономику страны.
В частности, Путин является нефтегазовым и финансовым магнатом мирового уровня, Медведев – целлюлозно-бумажным, Сечин – нефтяным, Собянин – газовым, Шувалов – финансовым, Сурков – крахмально-паточным и т.д.
В более широких массах региональных олигархий ситуация похожая.

Кланы, клиентелы и коалиции

Олигархия никогда не бывает единой, она всегда раздроблена на кланы, группировки, клиентелы – которые ведут междоусобную борьбу, объединясь во временные или более-менее постоянные коалиции.

В настоящее время основная борьба идет между двумя коалициями административно-экономических кланов – сечинской и медведевской.
Коалиция кланов, группировок и клиентел, сложившаяся вокруг Сечина, выступает за третий президентский срок Путина после выборов 2012 года и вытеснение Медведева и его сторонников из высшей власти.

 При этом, однако, не известно, чего хочет сам Медведев: только ли победить Сечина и стать реально вторым в дуумвирате, или стать через какое-то время первым и единственным. Возможно, этого еще не знает и сам Медведев, который к тому же пока далек от победы в борьбе даже за второе место в реальной иерархии.