РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

На модерации Отложенный

В залах Дивногорского художественного музея экспонируется персональная выставка ветерана Великой Отечественной войны И.Д. ТИТОВА. Живописные и графические работы красноярского художника отражают мир, наполненный светом и душевным теплом, которые особенно дороги фронтовику, в юности познавшему цену жизни и смерти.
Илья Дмитриевич ТИТОВ не избалован славой, высокими званиями и наградами. Его гражданский подвиг сродни фронтовому. Пережить войну и сохранить тепло в душе, дарить радость людям в спокойных, безмятежных красках – на такое способен лишь истинный художник и творец добра.
Родился Илья Дмитриевич в 1926 году в Сибири, рано остался без родителей. В августе 1943 года семнадцатилетнего красноярского паренька отправили во Владивосток, на остров Русский, в электромеханическую школу. Через год, после окончания школы он был направлен в Ленинград, в Балтийский экипаж, где его ожидала служба наблюдения и связи Таллинского оборонительного района.
Вот что рассказывает о службе сам художник: «При проведении Белорусской операции «Багратион» и взятии Кенигсберга части Балтийского флота были объединены с 3-м Белорусским фронтом. Из нашей части в район боевых действий было направлено человек 20 для устройства и обслуживания особо секретной связи – так называемого «прямого провода» между 3-м Белорусским фронтом и генеральным штабом во главе со Сталиным. Строить эту связь надо было на постоянной основе, то есть не по кустам и деревьям, а, как положено, на столбах, которые мы устанавливали в лесу. Лес часто горел. Горели трупы людей и лошадей. Атмосфера была пропитана отравленным воздухом, который всюду преследовал нас. Связь нельзя было прерывать ни на минуту. В случае её отсутствия виновные наказывались одним сталинским универсальным методом – расстрелом… Вся работа должна была производиться в крайне ускоренном режиме, днём и ночью, вслед за движением фронта. Днём мы устанавливали столбы со связью, ночью охраняли их от диверсий. Труд был каторжным, выматывающим.
После взятия Кенигсберга 397 линейно-ремонтная рота продолжала установку связи от Кенигсберга до Пиллау – туда передислоцировалась наша часть из Таллина.

После постройки и обслуживания «прямого провода» меня перевели в секретную часть – экспедицию. В её задачу входила организация и транспортировка секретной почты на перекладных – по оказии, то есть на любом транспорте в нужном направлении: по железной дороге, на кораблях, а, в основном, на открытых машинах.
Всё было бы ничего, но почту приходилось возить мешками одному, без всякого сопровождения, что грозило непоправимой бедой, как для почты, так и для сопровождающего. Ситуации часто бывали критическими. Почему начальство преступно халатно относилось к этому, я до сих пор не понимаю? Когда случайно где-то задержался всего один пакет, меня, как дежурного, три раза вызывали в СМЕРШ, где два офицера долго допытывались, кому я его отдал. И только на третий раз мне объявили, что я родился «в рубашке» – документ всё-таки дошёл до адресата. По молодости я не осознавал, что мне тогда грозило. В таких условиях проработал до 1947 года, а потом демобилизовался по болезни. Вернулся в Красноярск, где меня никто не ждал – не было ни кола, ни двора…»
Ещё одна судьба, ещё одна история ветерана войны, не только сумевшего пережить ужасы второй мировой, но и безумно любящего природу своего родного края. Радоваться жизни, несмотря ни на что, быть оптимистом – этим и руководствуется до сих пор Илья Дмитриевич. Нет, войну он не забыл, часто вспоминает годы своей службы, но не любит хвалиться наградами, никогда не надевает их все, отдавая предпочтение только двум: Ордену Великой Отечественной войны II степени и юбилейной медали «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков».
Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжает творить, радовать нас своими чудесными живописными картинами. Работы Ильи Дмитриевича воспроизводят природу максимально достоверно. Преходящие чувства и настроения мимолётны, суетны перед лицом этой нерукотворной красоты! Желающим познакомиться с творчеством художника открыты двери Дивногорского художественного музея.