КТО БЕРЕЖЁТ ПРОШЛОЕ, ТОТ ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ

На модерации Отложенный

Несмотря на то, что Дивногорск – сравнительно молодой город, на его территории располагается немало памятников, символизирующих разные эпохи, начиная со стоянки первобытного человека и заканчивая вершиной человеческой мысли, воплощённой в строительстве одной из крупнейших в мире гидроузлов – Красноярской ГЭС. Дивногорск один из немногих городов мира, в котором до сегодняшних дней сохранилось самое первое здание – Старый Скит, в 1888 году положивший начало существованию на этом месте сибирского поселения. Первыми его жителями были монахи Знаменского Скита, затем, спустя более полувека, сюда приехали комсомольцы-строители, с который пошёл новый отсчёт истории Дивных гор. И те, и другие оставили в ней свой след – насколько же бережно относимся к ним мы, их потомки?
Как выяснилось в разговоре с историком, директором городского музея И. Г. Фёдоровым, в Дивногорске сложилась парадоксальная ситуация: у нас есть памятники и памятные места, однако в какие либо официальные реестры они не входят, поэтому таковыми не являются.
– Любой объект культурно-исторического наследия должен состоять на учёте в какой-то структуре федерального, регионального или муниципального подчинения, – говорит Игорь Геннадьевич. – На сегодняшний день в муниципальной собственности находится лишь один памятник – «50-летия Победы», открытый на Пионерской площади в 1995 году. В 2007 году он был передан на баланс нашему музею наряду со стульями и столами, и памятником, по сути, тоже не признан.
Сказать, что в городе совсем не велась работа в данном направлении, будет неправильно. Комитет по культуре, искусству и молодёжной политике периодически ставил этот вопрос перед городской администрацией, ища правовые аспекты его решения, но, к сожалению, инициатива всякий раз упиралась в бездеятельность (или равнодушие?) местной власти. За последние два десятка лет сотрудники городского музея не единожды занимались выявлением памятников и подготовкой их исторического описания. Но на этом всё и заканчивалось, поскольку следующим этапом должна была стать инвентаризация- паспортизация объектов, которая не входит в компетенцию музейщиков.
Все памятники стоят на каких-то земельных участках, занимают определённые площади, имеют свои границы – инвентаризация проводится, чтобы выявить все эти нюансы, а также оценить состояние объектов, многие из которых давно нуждаются в реставрации. Но менялась власть, количество памятных мест сократилось с 28-ми до 11-ти – было решено отказаться от памятников археологии, предварительные суммы, необходимые для проведения всех процедур, увеличивались… И только финал неизменный: муниципалитет так ни разу и не выделил денег на то, чтобы довести работу до конца, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета.
– На самом деле сохранять память о своих предках – это всегда вопрос нравственный, а не финансовый, – считает Игорь Геннадьевич. – Нравственный человек, даже голодая, изыщет деньги на сохранение памяти. А безнравственному денег на это всегда не будет хватать, даже если он купается в роскоши.
В последние 20 лет наблюдается полное забвение нашего прошлого. О сохранении наследия властям думать всё как-то недосуг – это касается не только памятников, но и исторических названий, к которым во всём мире принято бережно относиться. Вспомните: на въезде в Дивногорск стоит табличка с названием «Гермогенов ручей». По словам Фёдорова, это в корне неверно. Любой дивногорец, проживший здесь несколько десятков лет, скажет, что ручей назывался «Кубовым», и табличка стояла соответствующая. Название родилось ещё до приезда строителей и связано оно с тем, что там располагалась келья монаха Серафима, у которого был куб с освящённой исцеляющей водой – за ней к нему ходили жители со всей округи. Но в конце 90-ых, во время ремонта этого участка дороги и мостика, табличку ошибочно поменяли на «Филаретов ручей». Когда Игорь Геннадьевич обратился в администрацию по этому поводу, ему сказали, что не в компетенции местных властей менять таблички – этим занимается федеральная служба. И успокоили: когда в следующий раз будут меняться знаки, попросим установить «Кубовый ручей». И вот в апреле 2005 года назрела такая необходимость, однако вместо «Филаретова» на этот раз ручей обозвали «Гермагеновым»!

А в администрации опять сослались на федеральную службу.
– Прошло уже 10 лет – выросло целое поколение дивногорцев, считающих этот ручей каким угодно, но только не «Кубовым», – возмущается директор музея. – И даже если завтра там, наконец, появится правильное название – «Кубовый», это уже не будет вызывать уважения, раз у нас такое пренебрежение к собственной истории. Нас шокирует, почему молодые люди расписывают и изувечивают памятники. Да потому что нет у них изначально преклонения перед памятью – никто его не прививал! Да и о каком уважении может идти речь, если у нас даже дата основания города меняется в зависимости от чьей-то прихоти! Между тем, именно из всего этого и складывается уважение к родине, к прошлому. Если бы для городских властей память не была пустым звуком, они нашли бы возможность её поддержать. Только тот, кто помнит о прошлом, на самом деле думает о будущем, понимая, что каждый его шаг потомками тоже будет каким-то образом рассматриваться.
А ведь когда-то всё было иначе. За сохранностью памятников следили конкретные организации и учебные заведения: знаменитый МАЗ-525, установленный в честь подвига покорителям Енисея, обихаживали АТУ и школа №4, мемориальная доска на доме № 13 по улице Комсомольской была закреплена за медучилищем, стела Ленину – за ЖКХ и медучилищем, мемориальная доска А.Е. Бочкину – за ДЭПС и ГПТУ-42, плита на Пионерской площади – за ЗНВА и ПТУ-30, первая палатка – за РСУ и ДГЭТ, археологический памятник – за КЭПС и ДЛТ. Ни одно из памятных мест тогда не осталось без внимания. Но в 1991 году государство под названием СССР прекратило своё существование, и наше общество почему-то перестало заботить собственное прошлое.
Впрочем, нет. Приступы заботы порой происходят, но, знаете, может, лучше бы их, вообще, не было! Возьмём в качестве наглядного примера стелу Ленину – в любом случае это памятник эпохи, давно требующий качественной реконструкции. Лет 10 назад, когда со стелы стала активно отваливаться смальта, памятник подвергся ремонту, в результате которого потерял своё лицо, поскольку дорогая смальта была заменена на декоративную плитку. Если каждая власть начнёт перестраивать памятник по своему усмотрению – выбирая дешёвый вариант ремонта, то и отношение к памяти у окружающих будет «дешёвое»?! Вот и на стеле уже через месяц после так называемой реконструкции появились надписи, оставленные молодыми людьми. Разве стелу можно сегодня назвать памятником – это руины…
Памятнику «50 лет Победы» на Пионерской площади повезло больше – о нём власти периодически вспоминают накануне 9 Мая. А в этом юбилейном году на его косметический ремонт и благоустройство прилегающей территории городская администрация, вообще, выделила 56 тысяч рублей. Но у молодёжи отношение к нему такое же неоднозначное, как и ко всем остальным, которые подростки используют в качестве трамплинов для прыжков и поверхностей для рисования.
– Просто выросло поколение, для которого наши памятники – пустой звук, какие-то камни, непонятные фигуры, – констатирует Игорь Геннадьевич. – В школе сейчас не уделяется должного внимания воспитательно-патриотической работе, практика шефства осталась в советском прошлом. Чему тогда мы удивляемся? Если общество 20 лет не замечало памятников, то и дети сейчас относятся к ним соответственно.
В 2005 году, буквально накануне 9 Мая, кто-то нарисовал свастику на памятнике «50 лет Победы», которую оттирали всю ночь, чтобы ветераны не увидели надругательства над их памятью. На этот раз, говорят, его будут караулить от вандалов, чтобы не омрачить дивногорцам праздничного настроения. А что будет после 9 Мая?
В 2009 году вышел долгожданный федеральный закон о сохранении объектов культурного наследия, который всё расставил по своим местам. Теперь всё зависит от конкретных слуг народа – муниципальной власти. Хочется надеяться, что у нового руководства города со временем дойдут руки и до наших памятников, которые уже заждались заботливого отношения к себе. Но и каждый из нас не должен оставаться в стороне от этой проблемы. Если мы с вами будем прививать своим детям и внукам уважение к прошлому, тогда и в настоящем не так страшно будет жить…