Женя Лукашин как лицо и судьба «постсоветского» человека
На модерации
Отложенный
Юрий Романенко, «Хвиля»
Главный герой фильма «Ирония судьбы» Женя Лукашин — есть концентрированное выражение всего того, что потом произошло с СССР и сегодня происходит с нами.
Вся жизнь постсовка строится на вечном порыве и вечном преодолении последствий этого порыва.
Собрались люди в узком кругу отметить день сантехника (айтишника, уборщицы и т.д.). Нажрались водки. Дальше… Красивая история — это с Надей. Обычная история — подрались, убили, сп****ли, облевались, изнасиловали, замерзли. Обычный человек и необычный человек постсовка живет в рамке «сегодня беру, а завтра хоть потоп»,
Постсовок живет здесь и сейчас. Берет здесь и сейчас. К этому подстегивает весь исторический опыт. Тот, кто пытался думать о будущем часто становился кормовой базой для тех, кто никогда о нем не задумывался. Поэтому постсовок пытается получить хоть что-то, но сейчас. 200 гривен на выборах? Здесь и сейчас. Откат за тендер? Здесь и сейчас. Никаких планов. Никаких перспектив. «Здесь и сейчас» определяет жалкое состояние этих территорий. Собственно говоря, эти территории можно смело переназвать «Здесь и сейчас». Различие между ними только в масштабе.
«Здесь и сейчас» постсоветского человека начиналось тогда в 70-е XX века. Когда появился уже серьезный советский достаток. Досуг. Комфорт. Жилплощадь. Но не у всех. Но все хотели.
Жени Лукашины были добры на старте.
Они излучали интеллигентность, поиск, ум. Поиск закалялся в очередях за дефицитом. А дефицит только нарастал. Дефицит формировал ценностную базу. Это потом ее апофеозом стал кич Пшонки и хоромы Януковича. Да-да, это неуемное стремление сожрать весь мир начало формироваться в тот момент, когда выкурить “Мальборо” было за счастье, не говоря уже о джинсах или личном авто.
То, что Жени Лукашины потом делали в 90-е и нулевые, они отрабатывали тогда в определенной советской повседневности. Прийти в чужую жизнь. Зайти как к себе домой. Взять что увидел, что понравилось, что приглянулось. Не задумываясь о последствиях.
Похищение души и тела Нади из ленинградской квартиры — всего лишь алегорический образ приватизации 90-х. То были первые робкие шаги, когда Женя Лукашин еще задавался вопросом «тварь я дрожащая или право имею», выталкивая Ипполита из приглянушейся квартиры. Как показал опыт следующих 40 лет ответ был дан утвердительный.
Хаос 90-х стал триумфом воли Жени Лукашина. Он действовал здесь и сейчас. Он не думал о последствиях. Он шел вперед оставляя позади тысячи трупов, миллионы разрушенных судеб, а Надю он просто покупал и трахал, не заморачиваясь «дегустацией гадкой заливной рыбы» и бренчанием песенок Окуджавы на гитаре.
Прошло 40 лет. Люди перед Новым годом в сотый раз смотрят сказку о Жене и Наде. Не замечая, что оказались в плену стереотипов своих героев. Постсоветский человек превратился в белку, которая бежит в колесе Жени Лукашина. Он разрывается между стремлением остановиться и желанием схватить что-то здесь и сейчас. Занавес.
Комментарии
Напрасный труд.
Жени Лукашины никогда и ничего не стремились "урвать".
Не в пример дремлющим гнидам, которые при СССР председательствовали в советах дружин и райкомах комсомола, заслушивая по формальным поводам таких же вот Жень Лукашиных.
А потом эти "председатели" выстроились в стройные ряды Антисовков и стали дружно под аплодисменты таких же валить и сдавать всё, ради чего отдавали жизнь многие поколения наших предков.
И таки у них получилось. Они сдали и завалили почти всё. А теперь, стряпая вот такие статьи, пытаются добить остатки.
А возможно это занятие носит у него перманентный характер, отсюда и его черная меланхолия с налетом мизантропии...
От перманентного расстройства желудка по неволе начнешь пугаться и во всех своих бедах винить безобидного раздолбая и маменькиного сынка Женю Лукашина...
Хотя такого персонажа и есть за что поругать и обвинить во всех тяжких... Причем это и побезопаснее будет, чем правду о том откуда деньги взялись у бывшего "братка" выпытывать...
Только лукашины в 90-х головы не брили, у них для этого кишка тонка.
И не надо только тыкать мне в морду, этого Вашего кандидата физико-математических наук Бориса Абрамовича.
Ведь не всякий же кандидат наук обязательно чмо интеллигентское?
Ведь правда?
Новый Год он встречает не с друзьями в бане за бутылкой водки. а в гей клубе с коксом и психоделиками.
Ужасно тоскует, что его никто не понимает. Никто не любит. И почему не дают шенген.
А под утро его озаряет, что во всём виноваты совки, постсовки и конкретно Женя Лукашин.
Слева, 6-летняя Полина. Её окровавленное тело выносит на руках врач после обстрела жилых кварталов города Луганска украинской армией. А справа — киевская богема разрезает символичное тело ребенка, украшающее новогодний торт.
Маруся, оказывается, сорок лет думала иначе. Её что, в это время по пустыне водили?
-------------------------------
Квартира его тогда и не интересовала вовсе , у него своя такая же .
В 90-х Лукашин вначале бедствовал , потом окончив курсы пластических хирургов дела пошли в гору и он стал модным врач по увеличению бюстов.
Ипполит стал чиновником , начальником департамента по озеленению и прикупил себе домик в черногорской деревеньки с расчётом на пенсионный возраст В Черногории они и встретились снова, лет через 30, куда пара Лукашиных приехала на отдых , от надиной красоты осталось немного и она смотрела на Ипполита , который благородно поседел и приобрёл вальяжность . Лукашин ему с возрастом стал проигрывать , стал лысым и с немалым брюхом , часто засыпая за столом после обеда и пугая мух своим храпом нездорового человека.Как это ни странно, мать Лукашина ещё жива , но в состоянии почти овоща , с ней круглосуточно дежурит сиделка из Украиныи тихо про себя клянет москалей , которые лопатой деньги загребают на своих нетрудных по её мнению работах.Надина мать умерла почти сразу после свадьбы , у неё оказался быстрый рак и она сгорела за месяц оставив семейную драгоценность молодым супругам ,