Спешите снимать чернуху — натура уходит! Мои 5 копеек к фильму «Левиафан»
На модерации
Отложенный
Обсуждая эпический фильм Звягинцева с представителями русской (бывшей советской) диаспоры, слышал много раз сочувственное: жаль Россию, они там ТАК ЖИВУТ…
На мой вопрос, а давно вы бывали в России-то, обычно получал ответ: «Вот, помнится в конце 80-х (в начале 90-х)…». Попробую рассказать для «диаспоры», давно не бывавшей в России. Начну с того, что я (тоже — представитель той самой «диаспоры», которая в 1991-м вдруг оказалась за границей), за прошлый год пересекал российскую границу 8 раз. Провел там в сумме месяца два. Так получилось. Причем, большую часть времени — не в Москве (которая — не вся Россия), а как раз — в провинции. Вот вам зарисовочки:
У меня в Обнинске живет друг детства. В начале 80-х окончил МАИ (Московский авиационный институт) и попал по распределению… блин, на стекольный завод! Когда я, давясь от смеха, спросил, за что ж его, специалиста по космической технике сослали бутылки выдувать, он шепотом выдал мне Государственную тайну: это — не обычный стекольный завод, и не бутылки он там делает, а особые термозащитные плитки.
Через семь лет он мне позвонил веселый и пьяный: «ТЫ ВИДЕЛ?! ОН ПОЛЕТЕЛ!» Полетел его секретный проект — тот самый российский космический челнок — Буран. И ни одна из термозащитных плиток от моего друга, которыми был облицован Буран, не подвела! У моего друга был большой праздник.
Первый раз я побывал в Обнинске в начале 80-х. Небольшой городок в Калужской области размером с наш Даугавпилс. Скучноватый, серые коробки хрущовок, но — чистенький. В Обнинске располагались несколько известных НИИ, первая в мире атомная электростанция и база по подготовке офицеров ВМФ — операторов реакторов для атомных подводных лодок. Отличительная особенность городка от обычной советской провинции: в автобусе в час пик можно было услышать: «позвольте вас побеспокоить…». Сказывался повышенный уровень высшего образования (МАИ, МФТИ, МХТИ, МГУ, МВТУ)…
Второй раз я побывал в Обнинске в середине 90-х, во время торжества свободного рынка (который все отрегулирует) и либерализма (который — величайшее достижение человечества). Советская наука тогда накрылась медным тазом, нищие физики стояли на стихийных базарчиках, продавая всякую дрянь вроде польской косметики. Город ученых превратился в город полубомжей-полубандитов, диковатых и тотально пьяных. Он был страшен, грязен и темен. После 9 вечера на улицу лучше было не выходить. Да и вообще, без резиновых сапог по нему пройти было непросто.
И третий раз я туда попал прошлой весной — в самом конце мая. Сказать, что я был удивлен — мало. Начать с того, что наши рижские улицы — убогий проселок по сравнению с ухоженным асфальтом этого провинциального городишки. А наш MOLS — скромная сараюшка по сравнению с торговыми центрами Обнинска. А какие там роскошные парки и бульвары… А сколько там современных школ, спортзалов для детей… И НИИ — снова работают! А еще он — строится-строится-строится… Столько новостроек, сколько я видел в маленьком Обнинске, пожалуй, не найти во всей Латвии.
Мы с приятелем полночи гуляли по городу. Как раз накануне в российских школах прозвенел «последний звонок». То есть, в эту же ночь вместе с нами по городу гуляли выпускники школ. Вы не поверите: они были ТРЕЗВЫЕ! Толпы молодых веселых красивых приветливых ребят… Небольшой момент: сын моего друга, окончивши обычную среднюю школу в провинциальном Обнинске, поступил на Мехмат МГУ… Хрен туда поступит выпускник лучшей рижской гимназии. Образования не хватит.
А еще в прошлом году я попутешествовал по Калининградской области. Я ее неплохо знаю — служил там офицером СА в начале 80-х без малого три года. В 80-х Калининградская область была мрачна, неуютна и бесперспективна. А сейчас… Калининграда я вообще не узнал — насколько он изменился, перестроился и похорошел. Да и малые городки типа Советска, по сравнению с тем, что было — день и ночь.
Скажу сейчас грустное латышам: хваленая Юрмала по уровню инфраструктуры, сервиса и красоты уже заметно проигрывает калининградскому Светлогорску (это — на балтийском побережье, кто не знает). Причем, Светлогорск строится тотально и непрерывно. Я, честно говоря, не понимаю, отчего до сих пор россияне со своими «Новыми волнами» так ломились в Латвию. Их собственный Светлогорск намного лучше. И дешевле. И приветливее. Поверьте.
Нет, я не утверждаю, что вся Россия превратилась в «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Но расхожий западный штамп о черной клоаке, населенной людьми, завтракающими стаканом водки, это — не про нее. Конечно, если поискать, то и там можно найти любимые атрибуты российских «чернушных» режиссеров — гнилые бараки (под снос) и пьяных быдло-гопников… Но, ребята, таковые атрибуты «чернухи» есть везде.
Хотите найти настоящее «дно» — поезжайте в пригороды Парижа, только возьмите с собой персональную охрану, а то не вернетесь.Хотите найти упоротых быдло-гопников — посетите центр Лондона в субботу вечером. Впрочем, так далеко даже ездить не надо: прогуляйтесь по Старой Риге вечерком в выходной. Кадров с блюющими и ссущими прямо на улице «гостями из Европы» наснимаете — хватит на три чернушных кина.
Свидомый либерал в этом месте возопит, что Алексеев — «продажный путинский пропагандист». Не стану спорить. Но вот как увидели тот самый город Кировск Мурманской области, где снимался великий и ужасный «Левиафан» Звягинцева, французские журналисты из издания Telerama (цитата):
«Мы отправились в город Кировск на краю Полярного круга, чтобы увидеть умирающую провинциальную Россию, погрязшую в коррупции, насилии и пьянстве, которую режиссер Звягинцев изобразил в своем последнем фильме. Но всё получилось не так, как мы ожидали. Мы думали, что окажемся в страшном городе, где по улицам ходят низколобые националисты в состоянии алкогольного опьянения, а оказались в маленьком приятном городке с населением в 20 тыс. жителей на берегу озера...
Город не производит впечатление умирающего: здесь добываются апатиты, есть старая, но работающая горнолыжная станция, построенная в советское время... Первый сюрприз: дорога, которая ведет в Кировск, отлично заасфальтирована, ни в чем не уступает европейским автотрассам. В Кировске мы не увидели ни пустых улиц, ни спотыкающихся бомжей. Мы увидели людей, которые шли на работу, спешили по своим делам, как в любом европейском городе.
Мы расширили зону наших поисков. Мы отправились на местную свадьбу, поговорили с журналистами Кировска, посетили шахту и церковь. Мы не увидели ни поголовного пьянства, ни нищеты. Дети, молодые предприниматели, открытые люди, готовые к разговору…»
Вот, и французы видят Россию так же, как вижу ее я… Кстати, я бывал в Мурманской области (и вообще на севере России) много раз. И родился я в Норильске… Может, я удивлю креативное человечество, но, по сравнению со средней полосой и югом, северяне очень мало пьют. Вообще, на Севере народ искони ведет более здоровый образ жизни. Удивлены? А так — есть.
Очень трудно сейчас киношникам, которые творят фильмы про «тяжелую российскую правду». Найдут, бедняги, натуру для съемок «мрака» (скажем, на нашей рижской «маскачке» есть места, где не ступала нога 21-го и даже 20-го века), но в кадр все равно лезут разные, не соответствующие сценарию атрибуты — спутниковые тарелки, хорошие автомобили, прохожие с Айфонами…
На этот случай у киношников есть Фотошоп. Сидят по ночам у экранов компьютеров зеленоватые от усталости негры-корректоры и замазывают в каждом кадре элементы современности. Адский и неблагодарный труд…
Спешите снимать, мастера искусства, российскую «чернуху». Чем дальше — тем больше придется трудиться в Фотошопе вашим корректорам. Натура-то уходит…
Автор: Юрий Алексеев
Комментарии
Насчет чернушных режиссеров.. очень верно! Помню как мерзко мне было после просмотра "Париж Монамур"... чернуха на сибирские темы.. Я была на показе с последующей беседой с создателями, актерами. Вы знаете, было ощущение что уже такая специальная заготовочка про ужасную немытую россию для зарубежных интервьюеров.. было неприятно, было понятно что говорят они неправду.. а потом я поняла в чем дело.. деньги на фильм им давали "сами знаете кто".. ну с какого переляду западники будут давать деньги на фильмы, где Россия сильная и красивая..? Находят режиссеришку-выскочку и ну давай спонсировать... не люблю чернушников.. твари. Вранье это все. Нужно показывать недостатки.. их и в советском кино показывали и немало.. только чернухи не было и любовь была к стране и народу нашему в этих фильмах.. А образованщина эта от кино слова доброго не стоит.. все это профанация искусства.
А русские фильмы ... если раньше по сравнению с американскими и европейскими(это отдельная история, французские вообще были на высочайшем уровне по содержанию) мы не уступали, то сейчас мы наравне - одинаково омерзительно ... вакуум ...
Так что нет, все нормально у нас и будет только лучше.
Западные фильмы тоже разные.. Посмотрела Жизнь Пи - ну чудо же что за фильм! В целом конечно уже все приемы, ужимки пи прыжки западного кино приелись.. они работают по шаблону.. уже можно доподлинно сказать за несколько секунд какой сейчас пойдет план, прогон, звук и перспектива.. актерские работы очень шаблонные, они как роботы..очень професиональны, но как роботы. А наши актеры другие.Мне нравятся наши новые детективные сериалы тира "Метод Фрейда", "След".. не богвестьчто, но смотреть интересно, нет приензий, зато отлично передана атмосфера, это же свойство есть у английских сериалов, нравятся тоже. Посмотрела Распутин с Депардье.. он просто гений.. это удивительно! Фмльм снимал иностранец, но никакой русофобской чернухи в фильме нет.. Депардье стал русским! Это потрясающе было сделано, величайший актер соверменности.
("Пролистал". Три часа смотреть такую тягомотину — я не мазохист. Но спич-то мой — вообще не о фильме.)
В чем проблема? Хотите снять про французских бомжей, снимайте! Тем более деньги на съемки имеются! Одно, но... не получится! Откровенная "туфта"! Без смысла, пародия, вранье! И плеваться на этот фильм население будет!
По-моему этим и надо заниматься. Снимать правду. Есть обыватели совершенно не знающие действительность, находящиеся в "скорлупе", живущие в своем мирке. Этот фильм, как раз для них, с глубоким смыслом.
Он еще поговорил об индийском кино. Два, три нормальных фильма из кучи посредственности. Американские фильмы тоже не лучше. Нормальных, талантливых режиссеров пересчитать по пальцам. Кстати рекомендую посмотреть фильмы французского режиссера, продюсера, сценариста и т.д. Люка Бессона. Такие люди как Звягинцев - лучик света на небосклоне российского кино.
Тем более сейчас, когда США через Украину хотят нас достать - это тянет просто на заказуху, тем более снято в стиле 90-х, чернуха ... именно из-за этого фильм отвратил много зрителей ... а кто давал деньги на него, это и так понятно, а что через российскую организацию - так продажных у нас на каждом углу хоть метлой мети ...
Тут немного не та ситуация ...
Фильм душевный и правдивый. Этого до сих пор не хватало, как глотка воздуха. Еще бы про рейдерский захват предприятия сняли. Я был бы в еще большем восторге. Не чернуха - действительность.
А насчёт блатоты - так это везде ...