От «оранжевой революции» до «Северного потока» — один шаг

На модерации Отложенный
Российскому газу теперь море по колено
От «оранжевой революции» до «Северного потока» — один шаг
 
ГривачАлексей Гривач
Строительство газопровода длилось 2160 дней

Строительство газопровода длилось 2160 дней

 
В будущий вторник, 8 ноября, в присутствии президента России Дмитрия Медведева и премьер-министров Германии, Франции и Нидерландов — Ангелы Меркель, Франсуа Фийона и Марка Рютте будет торжественно запущена первая нитка газопровода «Северный поток». Впервые российский газ поступит в Западную Европу, минуя транзитные государства.

В будущий вторник, 8 ноября, в присутствии президента России Дмитрия Медведева и премьер-министров Германии, Франции и Нидерландов — Ангелы Меркель, Франсуа Фийона и Марка Рютте будет торжественно запущена первая нитка газопровода «Северный поток». Впервые российский газ поступит в Западную Европу, минуя транзитные государства.

Весь проект Северо-Европейского газопровода — от единой системы газоснабжения до немецко-чешской границы и северо-запада Германии — обойдется примерно в 20 млрд евро. Большая часть этих затрат легла на «Газпром», как и почетная обязанность гарантировать возврат инвестиций партнеров. Столь высокая цена была уплачена Россией без особых колебаний за возможность игнорировать неуступчивых транзитеров в лице Белоруссии и особенно Украины, а заодно повысить надежность поставок российского газа в Европу.

Идея строительства газопровода по дну Балтийского моря родилась еще в 1990-е, когда часть советской трубы, по которой газ с месторождений в Западной Сибири транспортировался в европейские страны, отошла независимой Украине. К независимости прилагались неизменные атрибуты тех времен — неплатежи за официально законтрактованный газ и воровство, привнесшее в нашу жизнь термин «несанкционированный отбор».

Попытки обойти монопольного транзитера (практически 100% российского экспорта газа текли через украинскую территорию) предпринимались «Газпромом» с самых первых дней постсоветской истории России, но трансбалтийская магистраль в силу технических и экономических причин занимала в этих планах место в конце списка. Тем не менее в период очередного обострения отношений с Киевом в 1997 году были запущены первые технические изыскания нового подводного маршрута. Проводило их совместное российско-финское предприятие North Transgas Oy, так как предполагалось, что газопровод на пути в Германию будет уходить в воды Балтики не с территории России, а из Финляндии.

Ускорилась реализация двух других огибающих Украину газопроводов — Ямал—Европа через Белоруссию и Польшу в Германию и «Голубого потока» по дну Черного моря в Турцию. Северо-Европейский проект был отправлен на несколько лет под сукно.



Более того, в июне 2002 года президенты России и Украины — Владимир Путин и Леонид Кучма, а также примкнувший к ним канцлер Германии Герхард Шредер объявили о намерениях создать газотранспортный консорциум на базе украинской трубопроводной системы. Актуальность трансбалтийского газопровода упала до ничтожно малых величин. Проект вполне мог пролежать гораздо дольше, если бы не события в Киеве семилетней давности. Победа «оранжевой» коалиции во главе с Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко над преемником Кучмы Виктором Януковичем придала будущему «Северному потоку» мощную стартовую скорость.

Еще 27 октября 2004 года руководители «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» — Алексей Миллер и Юрий Бойко в присутствии президентов Путина и Кучмы подписали соглашение о взаимодействии на инвестиционной фазе деятельности ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». План предполагал строительство нового транзитного газопровода через украинскую территорию для увеличения поставок российского газа и совместное управление действующими магистральными газопроводами. Инвестиции на первом этапе оценивались в несколько сотен миллионов долларов, а весь газопровод должен был обойтись примерно в $1 млрд. Переизбрание Януковича и преемственность курса должны были стать гарантией реализации договоренностей.

Через четыре дня на Украине состоялся первый тур президентских выборов, на которых Виктор Янукович и Виктор Ющенко набрали по 39% голосов (с небольшим перевесом в пользу последнего) и вышли во второй тур. Потом было голосование, объявление о победе Януковича, Майдан и решение конституционного суда об отмене результатов второго тура, повторное волеизъявление избирателей и победа Ющенко, оспорить которую не удалось.

«Оранжевая революция» поссорила Киев с Москвой, поставила крест на идее газотранспортного консорциума и соответственно подвигла Россию сделать ставку на строительство Северо-Европейского газопровода.

Дальше события развивались стремительно. Уже весной 2005 года на выставке в Ганновере «Газпром», E.ON Ruhrgas и BASF подписали меморандум о строительстве трубы по дну Балтики, а в сентябре в присутствии Путина и Шредера они же оформили принципиальное соглашение.

По иронии судьбы через считанные дни после этого Герхард Шредер и ведомая им СДПГ проиграли федеральные выборы в Германии христианским демократам Ангелы Меркель.

9 декабря 2005 года близ села Бабаево с фейерверками варили первый стык российского сухопутного участка Северо-Европейского газопровода, и Алексей Миллер сообщил, что по приглашению Владимира Путина его немецкий друг Герхард Шредер, покинувший политическую авансцену, возглавил комитет акционеров морского газопровода, впоследствии получившего название «Северный поток», или Nord Stream. Управляющим директором Nord Stream стал еще один давний знакомый российского президента — Маттиас Варниг.

Нужно было сделать техническую концепцию проекта, раздобыть финансовые ресурсы (кстати, Ангела Меркель отказалась подтверждать госгарантии для привлечения финансирования «Северного потока», обещанные ее предшественником), заручиться поддержкой затрагиваемых стран, заключить новые контракты на поставки газа, привлечь новых партнеров, провести дорогостоящее экологическое исследование, расчистить дно Балтики, построить газопроводы на территории Германии и Чехии...

На все это понадобилось шесть лет. Еще год потребуется для того, чтобы вывести газопроводную систему на проектную мощность в 55 млрд кубометров. И даже тот факт, что из 55 млрд кубометров мощности «Северного потока» на сегодняшний день «Газпром экспорт» продал потребителям всего лишь 22 млрд кубометров, а остальные объемы для заполнения новой трубы будет перераспределять с украинского направления, никого особо не смущает. Это лишний аргумент (пусть и дорогостоящий) на переговорах с Януковичем, который в 2010 году все же занял пост президента, о судьбе газотранспортной системы Украины.

ТЕГИ: Северный поток, природный газ, Газпром