Любопытные подробности про МБХ

На модерации Отложенный

 

Глядя на суету вокруг кипрского оффшора и стремление властной элиты спасти свои деньги даже ценой имиджевых и репутационных потерь, вдруг вспомнила: основой обвинения Ходорковского сначала было то (по крайней мере, так преподносила пресса), что он использовал схемы налоговой оптимизации. И для этого несколько дочерних предприятий ЮКОСа были зарегистрированы в Мордовии, руководство которой предоставило ряд налоговых льгот этим предприятиям. Взамен они обязывались, кажется, выделять часть от этих льгот на благоустройство города и т.п.
И денежная благодать сошла тогда на дотационную республику. На ВИП-вечеринке чиновники поднимая тост произносили, что они проверены большими деньгами, "очень большими" - подхватывали их коллеги.
Сенаторами от Мордовии были Леонид Невзлин и Владимир Дубов, которые ныне находятся за пределами Российской Федерации.


А моя единственная встреча с МБХ произошла за один день до его ареста. Я тогда возглавляла региональное отделение ОПОРЫ России в Мордовии, а он ездил по регионам и встречался с предпринимателями. Такая встреча состоялась и в Саранске в Белом Доме. На встрече присутствовали в том числе талантливые бизнесмены братья Меркушкины Алексей и Александр и еще ряд лиц, которые обычно редко появлялись в тусовке предпринимательского актива. Я задала несколько вопросов Ходорковскому, он ответил. По иронии судьбы речь заходила и о правовом государстве, и он отвечал весьма и весьма толерантно и осторожно по отношению к существующей тогда системе, обходя уже тогда существовавшие острые углы.
Рядом со мной сидел Владимир Дубов и складывал пасьянс на ноутбуке. И тогда ровным счетом ничего не предвещало такого поворота событий, который случился уже на следующий день.
А я все недоумеваю: чем же мордовский оффшор хуже кипрского оказался...