Как рижский ОМОН в Тюмени отсиживался

На модерации Отложенный

В канун годовщины рижских событий января 1991 года прочитала я, что в руководстве ДНР подвизались бывшие рижские омоновцы, которые 20 лет назад занимали аналогичные посты в Приднестровской республике.

А знаете, что рижский ОМОН сразу после расстрела латышей был переброшен в Тюмень? Приехали 124 бойца, по поздним признаниям — вооруженные табельным и отнятым у латышской милиции, армии оружием. На каждого бойца приходилось минимум два пистолета, привезли автоматы, гранатометы, гранаты и тяжелую технику. Разместились на базе детского лагеря «Юный дзержинец». Спустя несколько дней приезжих определили в наряды дежурства — и вот в Тюмени начался разгул бандитизма: в частности, омоновцы стали кошмарить гостиницу «Прометей» и всех, кто возле нее показывался. Самых чистенько одетых вытряхивали из обеденных кресел, из автомобилей, обыскивали, избивали.

Уже 23 сентября четверо омоновцев были задержаны в 60 км от Уфы, возле Иглино: в машине нашли гранатомет «Муха», АКСУ, штук 20 гранат и патроны.

В течение месяца четверо бойцов и один старший лейтенант из отряда сбежали. Несколько человек не стали заново проходить мандатную комиссию. Кто-то вернулся в Латвию, где был судим (но кое-кто суда избежал).

Рижские омоновцы воевали в Приднестровье, ровно на тех же ролях, что сегодня исполняют на Донбассе российские силовики. Потом был расстрел Белого дома и подавление мятежа 1993. Считается, что и там отметились наемники рижского ОМОНа.

Отметились товарищи на службе у Караджича, потом — в Косово, теперь — ДНР.

А Тюмень... как запомнила рижский ОМОН Тюмень? Уличный разбой, вал оружия. Крышевали ларьки — так писали в прессе. Многие ушли в охрану, в рэкет.

10 декабря 2011 года в Тюмени разогнали митинг. Спустя несколько дней я оказалась по журналистской работе в одном автобусе с ОМОНом — ездила снимать рейд на ночной клуб. Товарищи гордо заявили, что участвовали в разгоне митинга и что среди них еще были «рижане». Самые молодые, видимо.

Один из омоновцев, заместитель командира отряда, даже избирался в Тюменскую городскую Думу. Правда, после того как был задержан органами Латвии в Сургуте, направлен в Латвию, там осужден, посажен и в итоге вызволен в Россию по протекции Анатолия Собчака! Бывший куратор всего прибалтийского советского ОМОНа Гончаренко, он же Матвеев Николай Степанович, после Преднестровья и прочех приключений счастливо живет в Санкт-Петербурге.

В народе рижский ОМОН называют жертвами правительственного предательства. Оружие омоновцев до сих пор ищут в тюменском Верхнем бору: по местным повериям, его смыло во время разлива озера Кривое.

А в Тюмень еще Ленина ссылали, кстати. Мумию. На время войны в здании Сельхозакадемии лежало тело.... Тоже отсиживался.