К чему приведет введение платных дорог?

На модерации Отложенный

15 апреля в Госдуму внесен правительственный законопроект «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В 60-страничном документе написано много разного и любопытного (требующего отдельного обсуждения, в частности — об организации парковок), но главное, что сразу привлекает внимание — предоставление региональным и муниципальным властям в целях эффективной организации дорожного движения «вводить временные ограничения движения транспортных средств», в том числе — путем взимания платы за проезд по дорогам.

Еще раз и медленно: региональные и местные власти смогут объявить любую дорогу платной. Слово «временно» никого не должно обманывать: в России, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.

Конечно, как написано в законопроекте, введение платы за проезд по дорогам должно обязательно сопровождаться «компенсационными мероприятиями». Их перечень довольно велик: это и обеспечение альтернативного проезда, и повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, и открытие новых маршрутов регулярных перевозок и увеличение провозных возможностей действующих, и организация парковок, и развитие инфраструктуры для движения велосипедов.

Последнее, — что нельзя не отметить, — выглядит особенно примечательно. Предложить велосипедное движение автомобилистам в качестве альтернативы, — чтобы не платить за проезд по дорогам, — это очень похоже на издевку.

Что касается остального, то под «альтернативным проездом» может иметься в виду сколь угодно длинный объезд, который заведомо приведет к огромным потерям времени, сил и нервов.

Повышение качества работы регулярных перевозок — еще одна издевка: на сей раз автомобилистам предлагается пересесть не на велосипеды, а на автобусы и троллейбусы.

Наконец, организация парковок отличается от предложений по велосипедизации или пересаживанию с автомашин в маршрутки только тем, что в этом случае предлагается вовсе никуда не ехать, а поставить машину на стоянку.

К чему приведет введение платных дорог?

Во-первых, к росту цен: бизнес немедленно переложит дополнительные расходы, — на проезд машин, перевозящих продукты, товары, комплектующие и так далее, — на покупателя, пропорционально увеличив цену.

А во-вторых, к сокращению помощи федерального бюджета регионам: им скажут «вводите платные дороги — и финансируйте свои расходы, а не просите денег у центра».

Заметим: речь идет о дорогах, которые построены за счет бюджета, то есть — уже оплачены гражданами из своего кармана. Теперь им будут предлагать заплатить за эти дороги еще раз. За право по ним проехать.

Стоит напомнить, что в Петербурге уже реализован «замечательный» проект абсолютно безубыточного бизнеса, эксплуатирующего платную дорогу. Речь идет о Западном скоростном диаметре, у которого два участка построены за счет бюджета (без копейки инвестиций), а третий (за счет средств инвестора) строится только сейчас. А эксплуатация ЗСД организована так, что городские власти обязуются обеспечить инвестору минимальный гарантированный доход от эксплуатации ЗСД в размере 9,6 млрд рублей ежегодно. Если концессионер получит меньше — город обязуется перечислить ему разницу (в 2016 году эта разница превышает 4 млрд. рублей). В том числе, и в том случае, если по ЗСД вообще никто не будет ездить. И получается, что за ЗСД питерские налогоплательщики заплатят трижды: сперва за строительство, потом за проезд, а потом — компенсируя недополученный доход…

Вводя те или иные новшества, связанные с возложением на граждан дополнительных обязанностей, или с предоставлением государству дополнительных прав, российские власти очень любят ссылаться на европейский опыт. Так вот, европейский опыт — это когда платными могут быть только те дороги, которые строятся за счет частного инвестора. А если дорогу строит государство, за счет налогоплательщиков — проезд по ней бесплатный.

Но чему удивляться? Когда в конце прошлого года вводили систему «Платон», чтобы брать деньги с дальнобойщиков за проезд по трассам, уже построенным за счет бюджета (и со ссылкой на то, что тяжелые грузовики портят дороги), были те, кто надеялся, что фискальные новшества ограничатся только большегрузами, а прочих автомобилистов не тронут. Надежды оказались напрасными: после дальнобойщиков «пришли» и за другими. Аппетиты, — как это всегда бывает, — выросли во время еды.

 

Борис Вишневский