Галушко К. - Украинский национализм. ликбез для русских, или Кто и зачем придумал Украину

На модерации Отложенный

Что означает слово «национализм»? Каковы корни этого понятия и его история? Кому обязан украинский народ (а значит – Украина) своей государственностью? Каковы сценарии развития Украины в ближайшее время и роль в этом «сознательных украинцев» – «националистов»? Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете найти в книге известного историка Кирилла Галушко.

 

Вот выдержки из книги:

 

"К ЧИТАТЕЛЮ

     Пояснение на всякий случай

     ЭТА КНИГА – плод желания автора прояснить (как для себя, так и для читателя) исторические корни современного украинского государства и развитие той идеологии, которая вызвала его появление на свет Божий, – украинского национализма.

     ЭТА КНИГА – ЛИКБЕЗ для непосвященных, т. е. обзор вполне извест-
ных специалистам и, в основном, очевидных фактов, малоизвестных большинству обычных русскоязычных (и не только) граждан Украины (и бывшего СССР), поскольку эти факты «забыты», «непопулярны», «неприятны», «неполиткорректны» или «невыгодны».
     ВАМ СТОИТ ЭТО ПОЧИТАТЬ, если Вы живете в России и если Вам ин-
тересно, почему так много людей в Украине подвергают сомнению очевидную для россиян извечную близость и братство русского и украинского народов.
     ВАМ СТОИТ ЭТО ПОЧИТАТЬ, если Вы живете в русскоязычных регионах Украины и если Вам интересно, откуда и почему на Вас свалилась «незалежность» (правда, совсем не очевидно, что в украиноязычных регионах все это знают).
     ВАМ СТОИТ ЭТО ПОЧИТАТЬ, если Вы живете в русскоязычных регио-
нах Украины и Вы хотите понять причины того, что происходило и что сейчас происходит со страной, которая является и Вашей Родиной тоже (правда, совсем не очевидно, что в украиноязычных регионах все это знают).
     ВАМ НЕ СТОИТ ЭТОГО ЧИТАТЬ, если Вы уже и так все знаете и Ваше
мнение является для Вас единственно верным и правильным. Здесь я ничем не смогу помочь (боюсь, что кто-то другой – тоже).
     ВАМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЭТО ЧИТАТЬ, если Вы – самый-самый боль-
шой и преданный патриот Украины, свято уверены в том, что знаете, каким было ее прошлое, каково ее настоящее и каким будет ее будущее. Многое Вам тут может не понравиться. Зачем же портить себе нервы?
     ВАМ НЕ НУЖНО ЭТОГО ЧИТАТЬ, если Вы не можете перенести без
скрежета зубовного физическое существование таких людей, как:

         •    украинцы вообще
         •    украинцы западные
         •    украинцы восточные
         •    русские в Украине
         •    русские в России
         •    поляки
         •    евреи
         •    крымские татары
         •    «американцы»

     Возможно, кто-то из перечисленных мог когда-либо вызвать у кого-либо из читателей какое-то раздражение. Но в мире, в котором мы живем, живут разные – в том числе иэти – люди. И всем нам сосуществовать придется вместе. Поэтому, как говорят психоаналитики, «давайте об этом поговорим»."

 

"МГБ   развернула   свою   войну   против   ОУН-УПА   во   второй   половине 1947г., уничтожив около 750 человек и арестовав более 10 тыс. членов ОУН-УПА и подозреваемых. Одновременно с целью ликвидации локальной базы националистического движения в восточные районы СССР было вывезено более 77 тыс. лиц (26 332 семьи) из членов семей и «пособников». Это втрое больше,   чем   за   1944–1946  гг.,  –   однако   индивидуальный   террор продолжался: гибли главы сельсоветов, партийные деятели, советские работники,
а малые рейдовые группы УПА посещали Киевскую и Кировоградскую области; оуновское подполье было раскрыто даже под Киевом.

В конце 1947 г. происходят ожесточенные вооруженные столкновения, в которых гибнет по 200–400 человек с каждой стороны (оценки потерь противоположные). Что интересно: в  1947-ом МГБ насчитало на 500 проявлений деятельности ОУН-УПА больше, чем само ОУН-УПА! То ли советские спецработники решили преувеличить опасность и оправдать свою зарплату и дальнейшую «рубку   с  плеча»,   то   ли   продолжалось стихийное сопротивление мелких подразделений   или   обычных   жителей,   которое   уже   не   направлялось командованием повстанцев.
     Параллельно, в том же 1947-ом состоялась депортация коренного украинского   населения   из   юго-восточной   части   новосозданной   «народной Польши»   в  рамках  операции   «Висла».   С  мест   своего   древнего   проживания   (Лемковщина,   Надсанье,   Холмщина,   Подляшье)   было   выселено   около 150 тыс. украинцев (по официальным данным) и рассеянно на землях, полученных Польшей от Германии, – на восток от Одера. Таким образом, польские власти избавились от неблагонадежных украинцев и украинского движения сопротивления, а ОУН утратила значительную часть территории своего базирования и народной поддержки.
     В 1948 г. борьба продолжалась в уже вполне рутинных и  привычных
формах, которые просто увеличивали счет потерь с обеих сторон. Хрущеву в очередной раз докладывали об  «увеличении масштабов националистического движения». Например, в Ровенской области насчитывалось около 100 боевых и подпольных групп ОУН-УПА. За первую половину 1948 г. военные трибуналы МВД УССР осудили на разные сроки более 2 200 членов ОУН-УПА и 1 625 «пособников».
     В 1950 г. в бою против Советов погиб командующий УПА Роман Шухевич (Тарас Чупрынка), что можно считать завершением организованной борьбы украинских повстанцев против советской власти. Его мать, сестра и жена были сосланы, а дети отданы в детский дом.
     В   общем,   можно    устать  от  перечисления     всей   статистики    акций и  контракций,   и  контракций   на   контракции,   возмездия   за   возмездие. Благо, что итоговая монография рабочей группы украинских историков более   чем   изобилует   этой   информацией.   Объем   описанной   (а  сколько неописанной!) человеческой трагедии чрезмерен: с 1939 г. – более 10 лет войны, три оккупации, не считая предыдущей польской, море насилия и унижений, смертей и репрессий, сотни тысяч погибших и еще больше депортированных. Одни героически гибли за идею, другие просто попали под молох великой войны.
     Может вызвать лишь удивление факт,  как долго и упорно украинские
патриоты западных областей держались против самого могущественного тоталитарного государства в эпоху апогея его миллионной смертной статистики.   Можно   восхищаться   или   ненавидеть   УПА,   но  не   признать   ее воюющей стороной нельзя, и украинское государство (за которое, собственно, УПА и боролось) должно доживших до независимости как-то отблагодарить. Они не были коллаборантами. У нас же не ищут коллаборантов среди тех, кто сотрудничал после войны с советской властью на Западной Украине, хотя этот поиск был бы логичен и имел бы под собой такие же основания, как и поиск сотрудничавших с немцами, – ведь пока не подсчитано, кто больше урона нанес Украине – Рейх или Советы. Правда, не имеет смысла преподносить признание УПА  как приравнивание к  ветеранам Великой Отечественной. У воинов УПА была своя Отечественная война, которая с Великой советской очень не совпадала, – эти войны велись   за   очень   разные,   скорее   даже   противоположные,   идеалы.   
Поэтому ветераны явно не помирятся, а рассудит их только история. В любом же случае, «мертвые сраму не имут». "

 

 

Скачать книгу в формате .pdf можно по адресу:

http://www.ex.ua/view/6111807