Украина: план крымской войны

На модерации Отложенный

Украина: план крымской войны  | Русская весна

Украина: план крымской войны  | Русская весна

Советник президента Украины Владимир Горбулин призвал использовать силу для урегулирования конфликта в Донбассе и возвращения Крыма под контроль Киева.

По мнению Горбулина, которое он изложил в газете «Зеркало недели», через 2–3 года потенциал мирных переговоров о возвращении Украине Донбасса и Крыма закончится, наступит время для войны, пишетСвободная Пресса.

«Постепенно исчерпывается потенциал дипломатических средств решения проблем донбасского конфликта и аннексированного Крыма. Собственно, этого потенциала осталось не более, чем на два-три года. И в скором времени остро встанет вопрос активного и эффективного привлечения другого инструмента внешнеполитической деятельности — Вооруженных сил…

Государство, ставшее объектом агрессии, потерявшее часть своих территорий, не выстоит, не восстановит территориальную целостность, не накажет агрессора исключительно путем дипломатических маневров. Успешно сдержать, отбить, проучить нападающего лишь средствами дипломатии просто невозможно — нужны мощная армия и убедительная пропаганда. Дипломатическое маневрирование в период вооруженного конфликта дает возможность выиграть время…», — пишет Горбулин.

«Становится очевидным и ускоренно углубляется кризис в стране-агрессоре. Мечты многих об окончательном распаде РФ вряд ли сбудутся, хотя процесс упадка начался… Безусловно, это не первый кризис („тяжелые времена”), который переживает российский народ, и он не обязательно приведет к желаемым для всего цивилизованного человечества последствиям», — отмечает он.

По его словам, Украина должна постепенно выйти из минских переговоров и привлечь к давлению на Россию такие страны, как США, Турцию, Румынию и т. п.

«Прежде всего, речь идет о Соединенных Штатах, которые остаются главным и самым мощным западным союзником Украины. Среди других потенциальных участников такие влиятельные региональные игроки, как Польша, Румыния, Турция. Чрезвычайно важным является привлечение к участию в переговорах именно последней. Речь идет об одной из самых сильных держав Южной Европы, члене Североатлантического Альянса, стране с большими лидерскими амбициями», — отмечает советник президента.

«Освобождение может занять довольно длительное время и произойти только при благоприятной возможности, когда Украина окрепнет, РФ ослабнет, а западные союзники будут готовы поддержать освободительную войну украинского народа против оккупантов. Пока такая возможность не появится, блокирование оккупированных территорий будет оставаться главным средством давления на захватчиков и их прислужников», — уточняет Горбулин.

На днях на украинском сайте «Апостроф» появилась статья маргинального российского политика Константина Борового, который считает, что «спасти Украину от Путина можно лишь объявив России войну и идя к победе до конца, невзирая на массовые жертвы среди мирного населения».

«Я много раз уже говорил, что фраза „Нет военного решения проблемы” — это обман. Решение есть, и только военное. Остановить агрессию в Грузии удалось именно военной силой. Тоже самое и с Донбассом. Рассчитывать на то, что Путин, не выполняющий международные соглашения, начнет соблюдать Минские — это либо глупость, либо стремление не решать проблему, а именно поставить галочку. „Мы предприняли все меры для остановки процесса”. Процесс не остановлен, но меры ведь приняты. Это классическая позиция европейских демократов. Обычная практика», — пишет Боровой.

При этом соратник покойной Валерии Новодворской также уверен, что Запад поддержит Украину даже в таком начинании.

«Поэтому решение проблемы Донбасса — только военное. Это тяжелое решение, которое будет сопровождаться жертвами. Но если Украина хочет избавиться от этой проблемы — самое правильное объявить о денонсации Минских соглашений и начать решать ее военным путем. Путин не достоин того, чтобы с ним разговаривали языком международных договоров. Тем более, что концентрация вооруженных сил в восточноевропейском регионе, а именно — в странах Балтии и Польше, достаточно высока. Поэтому я не думаю, что Украину оставят в одиночестве. Если она, конечно, будет бороться с терроризмом. Ведь то, что происходит на территории Украины, — настоящий терроризм», — резюмирует Боровой.

Напомним, что призывом объявить т. н. «АТО» российско-украинской войной, рассчитывая на безоговорочную поддержку Запада, отметился на днях представитель Киева в Трехсторонней группе на переговорах в Минске Роман Бессмертный.

Стоит, кстати, отметить, что разговоры о сотрудничестве с Турцией в деле давления на Россию явно не беспочвенны. Резкое ухудшение отношений между Москвой и Анкарой заставило последнюю искать союзы с противниками России, используя крайне антироссийскую риторику в своих заявлениях.

После состоявшейся в понедельник в Киеве встречи главы турецкого правительства Ахмета Давутоглу с его украинским коллегой Арсением Яценюком речи обоих премьеров в ходе совместной пресс-конференции изобиловали обвинениями в адрес России.

«У нас общая точка зрения на агрессивные действия России в Крыму, Украине, а также в Сирии… К сожалению, в Сирии продолжаются варварские нападения на гражданское население — их продолжает как Россия, так и террористические организации. К сожалению, пока наши переговоры продолжались, Россия запущенной ракетой из акватории Каспийского моря попала в больницу и школу, что привело к большим жертвам среди гражданского населения… Россия и другие террористические организации, прежде всего ИГИЛ*, в Сирии виновны в преступлениях против человечества», — заявил турецкий чиновник.

Он назвал Яценюка «дорогим другом», а Украину — «не просто дружественной страной, а нашим стратегическим партнером», у которой с Турцией «общие перспективы в международных вопросах». В свою очередь Яценюк поблагодарил Давутоглу за кредит в 50 млн долларов, который Анкара согласилась выделить Киеву. Украинский премьер также подверг критике «наглое и неадекватное поведение России».

«Российское наступление в Грузии, незаконная аннексия Крыма, захват Донецка и Луганска, отправка российских войск в Сирию — одна цепочка нарушения международного права. В том числе и нарушение военного пространства Турции и постоянное нарушение пространства стран-членов НАТО», — заявил глава украинского Кабмина.

Его турецкий коллега также заявил, что его страна «ни в каком случае не смирится» с воссоединением Крыма с Россией.

«Турция всецело поддерживает территориальную целостность Украины и не может ни в каком случае смириться с аннексией Крыма. Мне очень приятно видеть, что мы разделяем общую точку зрения на правовые вопросы, касающиеся крымских татар, которые бездушно были погружены Сталиным в 1944 году в поезда и отправлены в ссылку. Крым — это часть Украины, и Крым — это Родина крымских татар», — сказал турецкий премьер.

«Хочу поблагодарить турецкий народ и правительство за очень четкую позицию относительно территориальной целостности Украины, что Крым был, есть и будет территорией Украины, и, как и Донецк, и Луганск, которые незаконно захвачены Россией, должны вернуться в полном составе в Украину», — оценил позицию Анкары Яценюк.

— Потенциал переговоров действительно исчерпывается. Все закончится тем, что просто лопнет терпение как у Москвы, так и у Запада, и они просто договорятся о судьбе Украины в отсутствии Украины, — считает политический обозреватель Виктор Шапинов.

— Процесс таких переговоров уже пошел. Явный сигнал этого — прямые переговоры Владислава Суркова и Виктории Нуланд в Калининграде. Так что факт таких договоренностей ни от кого не скрывается, в том числе и от руководства Украины. С точки зрения Запада после подписания минских соглашений должен начинаться период их выполнения, в то время как с точки зрения Украины, вслед за этим начинаются новые переговоры, где сторона Киева пытается выторговать себе лучшие условия, чем в Минске. И если эта ситуация устраивала по крайней мере США некоторое время назад, теперь, похоже, последует какое-то «принуждение к выполнению» Минска. Что касается срока в два-три года, то тут я бы не искал какие-то глубокие причины. Горбулин связан с так называемой «партией военного бюджета» в руководстве Украины, с теми, кто активно зарабатывал на войне. Естественно, что он пытается лоббировать интересы этих групп, в том числе создавать нужный фон в информационном пространстве. Поэтому и рисует «сладкие» перспективы для тех, кто «пилит» в Киеве военные бюджеты.

«СП»: — Недавно соратник Новодворской Боровой призывал Украину решать проблему Донбасса и Крыма исключительно силовым путем, невзирая на огромные потери. Но одно дело, когда это делает маргинальный политик, другое — когда чиновник. Как реагировать на подобные заявления?

— Советник президента — не совсем чиновник. Это почетный титул, который не дает никаких особых полномочий, кроме «доступа к телу», да и то не всегда.

Другое дело, что Горбулин был назначен Порошенко в контактную группу в Минск. Это уже серьезнее, и показывает, в том числе, насколько киевское руководство склонно искать реальные выходы из ситуации. С таким же успехом российская сторона могла бы послать в Минск какого-нибудь думского радикала.

«СП»: — Недавно премьер- министр России Дмитрий Медведев заявил, что вопрос Крыма закрыт навсегда. А что с вопросом Донбасса? Когда можно будет сказать, что и он закрыт навсегда? Что для этого должно произойти?

— В ближайшее время он не будет закрыт. В ситуации инерционного сценария будет примерно как с Приднестровьем и Молдавией — не признающие друг друга режимы будут как-то сосуществовать. Если же будет реализовываться кризисный сценарий, то может произойти практически что угодно — это будет зависеть уже от конкретного расклада сил, причем даже не в восточноевропейском, а в глобальном масштабе.

«СП»: — В отличие от Крыма, попытка решить силовым методом вопрос Донбасса внешне будет выглядеть как наведение порядка у себя в стране, целостность которой признается Москвой…

— Хотя киевских руководителей сложно назвать взвешенными политиками, полагаю, что военная авантюра на Донбассе и ее крах научил их многому. На военное столкновение они пойдут только под гарантии прямой поддержки НАТО. А о таком сценарии даже и говорить не хочется — это фактически Третья мировая война.

«СП»: — На Украине всерьез до сих пор рассчитывают, что Россия развалится под напором санкций? Они понимают, что с экономикой в России плохо, но у них еще хуже, Украина развалится гораздо раньше?

— Случается и такое, что политики начинают верить в собственную пропаганду. В конце войны Гитлер командовал номерами дивизий, двигая их по карте, реальных частей уже не было. Но никто не смел ему возразить. Так и тут — сомнение в скором экономическом крахе и развале России может привести украинского политика в категорию «агентов Кремля» со всеми вытекающими неприятными последствиями. С другой стороны, я бы не сказал, что экономических проблем в России нет. Наступает тяжелейший кризис, который усугубляется либеральной политикой правительства — кстати, в этом не сильно отличающейся от той, что проводят в Украине по рецептам МВФ. Однако, несмотря на все блокады и санкции, экономики РФ и Украины очень тесно связаны, мы наблюдали практически симметричное падение гривны и рубля, мы сейчас видим, что от падения цен на нефть страдает и украинская экономика, так как падают цены и на их экспорт. Но запас прочности у российской экономики, конечно, больше.

«СП»: — Горбулин предлагает теснее сотрудничать с Турцией. После сегодняшней встречи премьеров Турции и Украины и совместных жестких антироссийских заявлений, какие перспективы такого сотрудничества?

— Это будет зависеть, во-первых, от того насколько далеко пойдет Турция в своем противостоянии с Россией. Во-вторых, от того позволят ли США вести Турции свою игру в треугольнике Россия-Украина-ЕС. Мне почему-то кажется, что не разрешит.

— Москве подобные выпады следует игнорировать, — убежден глава единого информационно-аналитического центра «Eurasia Inform» Владимир Букарский.

— Нам надо развивать инфраструктуру Крыма, строить коммуникации с материковой Россией, заботиться о повышении уровня жизни крымчан, активно заниматься образовательными процессами, издавать книги и учебники, в том числе на украинском и крымскотатарском языках.

«СП»: — Могут ли подобные заявления свидетельствовать о невменяемости киевских властей? Как скоро на Западе поймут, что Киев утратил адекватность?

— Трудно у хозяина требовать утихомирить своего собственного разбушевавшегося питбуля, специально выращенного для того, чтобы натравливать его на соседа. Запад в течение нескольких столетий упорно и целенаправленно выращивал и лелеял украинскую идеологию в качестве антироссийского тарана. Другой такой проект — идеология «великой Румынии», имеющая, кстати, те же самые австрийские корни, что и украинская идея. Запад будет время от времени укорачивать или ослаблять поводок на шее киевского питбуля.

«СП»: — Возможен ли такой вариант, о котором говорит Горбулин? Может ли Украина за 2–3 года подготовиться с помощью стран Запада к реальному противостоянию с Россией?

— Всё будет зависеть от того, кто на следующих выборах попадёт в Белый дом, как будут развиваться процессы на Ближнем Востоке или других регионах мира. Если администрация нового президента США поставит в центр своей политики реализм и сотрудничество с Россией в других регионах (как администрация раннего Обамы), этот проект будет надолго забыт. Но если в качестве главной угрозы останется Россия, то в вооружение украинской армии (одновременно в польскую и румынскую армии) будут вкладываться огромные средства. В этой ситуации России придётся всерьёз заняться укреплением безопасности своих рубежей, особенно в Черноморском регионе.

«СП»: — Каким образом Горбулин рассчитывает привлечь к давлению на Россию Польшу и Румынию? Кто еще в перспективе мог бы стать реальным покровителем Киева?

— «Если звёзды зажигают, значит, это кому-то нужно». Если появилась книга не самого последнего американского аналитика Джорджа Фридмана о создании совместного польско-румынско-турецкого антироссийского блока — значит, этот план действительно разрабатывается Вашингтоном. Серия встреч президентов Украины, Румынии и Молдовы в последние месяцы — лишь первая ласточка этого сценария. Проблема только в том, что Польша и Румыния рано или поздно захотят вернуть себе территории, отторгнутые от них в пользу Украины в 1939–1940 гг. (Галицию, Северную Буковину и Буджак). Украинцы ещё сами не понимают, в какую игру они ввязались…

Дмитрий Родионов