Чистая фотография. Народное православие.

На модерации Отложенный

Православный фотохудожник Геннадий Михеев. Статья - В тени православия.(с сокращениями)

http://genn-mikheev.narod2.ru/fotografii/pravoslavie_chb/

Религия любви на русских пространствах

О народном православии, как это ни странно, известно немного. Явление это, пожалуй, старательно изучают разве что фольклористы, но и они фиксируют преимущественно тексты, а вот визуальная информация, собираемая подвижниками и коллекционерами народной мудрости (буду справедлив – она, мудрость, в традициях русских людей все же соседствует рядом с несусветною глупостию…) оставляет желать лучшего. Это касается и видео-, и фотодокументов. Я постарался восполнить пробел, причем, допустив даже художественное осмысление христианства в «простонародном» бытовании. Не обошлось у меня без субъективизма. Что делать – я ж стараюсь заслужить звания Автора, а оно предполагает личностный подход. Я делюсь не просто информацией, а ДУХОВНЫМ ОПЫТОМ.

Что же я называю «народным православием»? Прежде всего, это – культурный слой, который возрос на основе учения Христа. Если быть конкретным, я говорю о Русском Православии, которое с Русской Православной Церковью (РПЦ) зачастую имеет лишь формальную связь (или вообще не имеет – ежели речь идет о старообрядцах или сектантах). Надо честно признать: «карта» Русского Православного Мира сложна и причудлива, и РПЦ на ней является всего лишь «континентом». Хотя, и могучим.

Какое оно, деревенское понимание православия? Наивное, но… как ни крути, это – жизнь. Без «православного гламура» столиц и пафоса «великодержавных» служб. В конце концов, в простоте истина. К чему теологические изыски, если в основе все равно праведное житье человека, его поступки?.. Деревня устанавливает иные жизненные приоритеты, в основе которых тот постулат, что жизнь каждого человека на виду, и осуждение односельчан в случае неправедного поведения будет потяжелее Божьей кары.

Село Кукобой, Ярославская область, 1999 год.

Село Кукобой мало чем отличается от других селений, обильно усыпавших «Пошехонскую сторону» (северо-запад Ярославской области). Все те же бедность, заброшенность и земельная скудость. Но здесь, в Кукобое, явило себя настоящее чудо: великолепный собор, на фоне унылых домов выделяющийся, ну, как... например, Тадж-Махал, поставленный в каком-нибудь «Мухоперске». При первом взгляде на собор у любого путника перехватывает дыхание - это проверенно - хотя... возможно, дело в контрасте, и, поставь этот храм среди московских шедевров - он и потеряется. Но стоит он именно здесь и уже никуда его не сдвинуть. Так что, чуда уже не отменить.

Село Владимирское, Нижегородская область, 1997 год.

Озеро Светлояр, представлять, кажется, не надо. А, ежели кто не знает, это то самое место, в которое Китеж-град в тартарары провалился. Ни Ивана Купалу съезжаются сюда тысячи людей. Вообще говоря, устраивают они здесь языческие игрища. Но на следующей день, на «Владимирскую» вокруг озера крестным ходом обносят древнюю икону Богородицы. Данный обряд подробно описан в книге Мельникова-Печерского «В лесах»; ему там посвящена целая глава.

Село Фаустово, Московская область, 1995 год

Пасха. Что-то за полтора десятилетия поменялось. Тогда многое воспринималось свежо – после десятилетий богоборчества (или, как минимум, оставления религии в глубокой тени). Уверен, эта бабушка верила всегда. Сейчас, когда надо иметь мужество что бы НЕ верить, таких бабушек нет…

Село Нижний Мамон, Воронежская область, 1996 год

Здесь дело не в разрушенном храме, точнее, не совсем в нем. Человек в кадре – журналист Миша Жуков. Очень противоречивая натура, в свое время погрязшая в грехах. Мы были в командировке в тамошних краях, и Миша, узнав, что в Нижнем Мамоне живет целительница, пожелал, чтобы его отвезли к ней. «Целительница» оказалась колдуньей. Она сказала ему, что его типа «сглазила» бывшая жена и «сняла порчу». Миша ей не заплатил, посчитав, что ему все падает с небес само собою. Нас в Верхнемамонском районе принимали очень даже хорошо и сами предлагали всякие «развлечения». В том числе и сомнительные. Лично я к колдунье не пошел. А вот Миша за свой контакт с темными силами позже жестоко поплатился. Он лишился всего: семьи, жилья, свободы, имущества. Ужас…

Город Нерехта, Костромская область, 1996 год.

Этот дед восстанавливал храм. Сам, а помогала ему супруга. И тут храм обокрали, вытащив все иконы, которые дед собирал у бабушек по домам.

Село Болтинка, Нижегородская область, 2001 год

Почему-то земля Русская по-особенному богата на чудеса. Лично я знаю больше десятка подобных историй обретения икон сверхъестественным образом. Согласно официальной легенде, перед самой отменой крепостного права (в конце 50-х годов XIX века) в одном из родников, которые обильно истекали из горы на северо-восточной окраине села, местный пастух обнаружил икону. Пастух был человек малограмотный и не слишком верующий, и потому принес находку попу. Тот определил, что лик изображает Богоматерь, точнее, это была каноническая Боголюбская Божья Матерь. Икона попала к местному помещику и тот, недолго думая, решил отвезти ее в Боголюбский монастырь, что под городом Владимиром, так как было не совсем понятно: возможно, она была украдена и брошена злодеями. В дороге икона... пропала. И обнаружили ее через несколько дней все в том же роднике. Весть о чуде разнеслась по всей округе, и чудотворный образ был помещен в местную церковь. А к роднику, который обустроили и углубили, создав колодец-резервуар для воды, потянулись паломники.

Город Нерехта, Костромская область, 1997 год

Монастырь - особенно женский - обладает аурой загадочности. Случайного гостя здесь почти всегда мучает один проклятый вопрос: “зачем вообще уходят в монастырь - не прячутся ли они за стенами от жестоких реалий наших дней?” Но такие мысли как правило тешат тщеславие людей далеких от православия, тех, кого в монастырь заносит редко и случайно.

Обывателю трудно понять, для чего девушка прощается с миром, когда по существующим в обществе правилам положено выйти замуж, завести детей...

Когда ты еще монастырская послушница, еще можно передумать, бросить, убежать. Когда ты принимаешь постриг - все пути назад отрублены. Ты даже лишаешься своего прошлого; у тебя появляется новое - духовное - имя, а о своей оставленной за стенами жизни ты можешь рассказывать только по благословению, которое почти никогда не дается. Прошлое остается где-то там, в ином измерении. Ином...

От принявших ангельский образ (именно ангелу уподобляется монах) Господь требует равноангельского служения. А каково выдержать это девушке! Сила, которая их ведет - тайна, которая так и останется без разгадки. А вот монастырский способ решения всех загадок прост. Вера, молитва, труд...

Село Ермолово, Рязанская область, 2001 год

Считается, что в Духов день обязательно пройдет дождик с грозой. В этом году над Ермоловым пронесся целый ураган, а уж гром гремел  - аж кошки под лавками попрятались. Так что, будем считать, земля от демонов очистилась. А благодать-то какая после дождя...

В частности, на данной фотографии мы видим деревенского дурачка Васю. Говорят в народе, один блаженный село спасает. И обязательно на деревню найдется свой дурак. Я почему-то склонен считать, что дураки и дороги – наше достояние, а не беда.

Село Фаустово, Московская область, 1995 год

Пасхальный крестный ход.

Деревня Семенково, Вологодская область, 2000 год

«Праздник топора». Мужики за день строят «обыденную» часовню. Построить за день, к слову, не успели.

Город Нерехта, Костромская область, 1994 год

Мне счастливилось бывать в Троице-Сыпановом монастыре еще два раза, каждый раз с перерывом в пять лет. Обитель, бессменно возглавляемая игуменьей Алексией, всякий раз представала перед нашим взором изменившейся, конечно же, в лучшую сторону. Храм Троицы теперь восстановлен полностью, сооружен иконостас, оборудован алтарь. Построен сестринский корпус, сестры обрабатывают 20 гектар земли, имеют небольшую ферму. Открыты небольшой приют для детей, по разным причинам лишившихся родительского попечения, богадельня для престарелых, - и теперь матушка Алексия говорит: “Возраст наших насельниц - от 8 до 88 лет...” Еще игуменья замечает:

- ...Монастырская жизнь - это не только воссоздание храмов, не только физический труд; монастырь - это и место молитвы, место духовного подвига. Каждый из нас помнит простое по выражению древнее монашеское правило, в котором как бы заключен весь монастырский устав: “молись и трудись”. В нашей обители, при всех трудностях восстановительных работ, мы стараемся не забывать об этом...

Лукьянова пустынь, Владимирская область, 1995 год

Отец Меркурий, монах-старец. Восемнадцатилетним юношей его смела волна сталинских репрессий, и оттрубил парень полтора десятка лет на Колыме. А потом... 34 года отшельничества в горах Кавказа. Война грузин с абхазами выгнала его в Россию, и после многих мытарств отец Меркурий осел в Лукьяновой пустыни. В руках и старца рукопись, в которой рассказано о годах абхазского отшельничества.

      История пустынного жительства на Руси восходит к 11 веку. Отшельники с самых первых времен водворения христианства прятались в глухих и необитаемых “сюземах” дремучих лесов, ища удаления от людей.  Примером строгой и трудолюбивой жизни они влияли на окрестный люд, и вокруг них собиралась братия. Иноки скудно ели, мало спали, весь день проводили в работах и молитве. Устав пустынножительства очень строг.

Село Рудне-Никольское, Московская область, 1996 год

Сюжет престольного праздника села Рудне-Никитское прост. Встречают икону Богородицы, покровительницу села, поминают родственников на погосте, берут воду из Святого источника, а вечером ходят друг к другу в гости. Но мало кто знает, в каких тьмах веков скрывается подоплека священного действа!

   В Рудне этот сюжет “прокручивался” и тридцать, и сто, и пятьсот лет назад. Без перерыва. Неизменной оставалась даже “ярманка” около церкви. Это сейчас она весьма скромна, в позапрошлом веке буквально все село было запружено торгующими и покупающими. Не знаю, чем торговали лет эдак двести назад, но сегодня “на ура” идут сладкая вата и надувные трубочки, и которых можно собирать разных зверушек. Апофеоз праздника – вынос из храма иконы Богородицы, которую здесь особенно почитают. Под иконой должны проползти все паломники – говорят, это дарует благословение и защиту от нечистой силы на целый год.

   За околицей, у священного родника свой молебен устаивают местные староверы. Когда-то в селе жили только поклонники “древлего” православия, но потом все перемешалось и вполне мирно здесь уживаются две общины. Староверов почтительно называют “книжниками”, поскольку главные их святыни - дониконовские рукописные книги. Возможно, разногласия Церквей существенны, но простым людям они непонятны, а потому, помолившись в церкви, по пути к источнику они не преминут поставить свечку на подсвечник “книжников”. Бородатый старик, старообрядческий наставник, смотрит, прищурившись на то, как сельчане крестятся троеперстием и, послюнявив палец, переворачивает очередную страницу фолианта…

Деревня Волговерховье, Тверская область, 1999 год

Обряд освящения Истока. Скромная, нешумная красота этих мест не оставляет ни малейшего сомнения в том, что извилистый ручеек, который легко перешагнет даже ребенок, и есть то самое Начало. На близлежащем холме находятся каменная и деревянная церкви - то, что осталось от Ольгиного монастыря. Далее  - магазин и деревня. Вот и все достопримечательности.

Некоторые из Вас, наверное, бывали на Истоке. Тем же, кто не был здесь (да и тем, кто был), мне хотелось бы рассказать о большем. А именно - о жизни. Ведь очень часто, проносясь по этой жизни, будто бы «галопом по Европам», мы не успеваем узреть, возможно что-то важное…