Супруги Розенберг: вспоминая "атомных шпионов"

На модерации Отложенный

 

60 лет назад суд в США приговорил супругов Джулиуса и Этель Розенберг к казни на электрическом стуле за шпионаж в пользу Советского Союза.

 

"Я считаю, что ваше преступление хуже убийства, - заявил супругам 5 апреля 1951 года федеральный судья Ирвинг Кауфман перед тем, как вынести им смертный приговор. – Я думаю, что содеянное вами, тот факт, что вы вручили русским атомную бомбу за несколько лет до того, как, согласно предсказаниям лучших наших ученых, они могли бы довести ее до кондиции самостоятельно, повлек за собою, с моей точки зрения, коммунистическую агрессию в Корее... Если уж на то пошло, своим предательством вы изменили весь ход истории не в пользу нашей страны".

 

В наши дни от обвинительного вердикта присяжных до приговора в Америке обычно проходит несколько месяцев. 60 лет назад все происходило много быстрее.

 

Суд над Розенбергами и их сообщником Мортоном Собеллом начался 6 марта 1951 года, присяжные признали их виновными 29 марта, и уже неделю спустя Кауфман приговорил их к казни на электрическом стуле.

 

И процесс, и тем более приговор подняли в мире волну возмущения. Левый философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр охарактеризовал процесс как "юридическое линчевание, вымазавшее кровью целую страну... Магия, охоты за ведьмами, аутодафе, жертвоприношения – здесь мы добираемся до сути дела: ваша страна больна от страха... вы боитесь тени своей собственной бомбы!"

"Дело Дрейфуса в США"

Во Франции дело Розенбергов называли "Американским делом Дрейфуса". В их защиту выступили видные ученые во главе с Альбертом Эйнштейном и такие прогрессивные деятели искусства, как Пабло Пикассо, Бертольд Брехт, Диего Ривера и Жан Кокто. Папа Римский Пий XII обратился к президенту США Дуайту Эйзенхауэру с призывом помиловать супругов, но получил отказ.

 

Обнародованные с тех пор тысячи закрытых документов и воспоминания участников событий практически не оставили сомнения в том, что Розенберги были советскими шпионами, и споры в наши дни касаются лишь деталей. Одни признают, что супруги передали НКВД массу закрытых документов, но отрицают, что они снабдили Сталина секретами атомной бомбы.

 

Другие считают, что если Джулиус Розенберг был шпионом, то Этель скорее всего не была его сообщницей, хотя и знала о его тайной деятельности. По этой версии, ФБР арестовало ее главным образом для того, чтобы оказать давление на Джулиуса и заставить его выдать сообщников. Если так, то ФБР успеха не добилось, и Розенберги до самого смертного часа настаивали на своей невиновности.

 

Джулиус родился в Нью-Йорке 12 мая 1918 года, Этель Грингласс – 28 сентября 1915 года. Они познакомились в "Лиге молодых коммунистов", где Джулиус был на руководящей должности.

 

Оба были евреями. Это дало многим европейцам повод впоследствии утверждать, что супруги оказались жертвами антисемитизма. В США эта версия почти не привилась. В защиту Розенбергов не выступила ни одна из главных еврейских организаций Америки.

 

"Американский союз гражданских свобод", стоявший на страже народных вольностей, не нашел, чтобы они в данном случае нарушались.

 

С тех пор стало известно, что Джулиуса завербовал в 1942 году в американский праздник День Труда сотрудник НКВД Семен Семенов, с которым его познакомил видный член американской компартии Бернард Шустер, сам сотрудничавший с НКВД. После того, как Семенова отозвали в 1944 году в Москву, Розенберга начал "вести" выпестованный Семеновым советский разведчик Александр Феклисов, сделавшийся в другую историческую эпоху Героем России.

 

Розенбергу было чем поделиться со своими новыми товарищами. Выучившись в нью-йоркском Сити-колледже на инженера-электрика, в 1940 году он поступил на работу в НИИ американских войск связи, находившийся в Форт-Монмуте (штат Нью-Джерси).

Джулиус проработал там до 1945 года, когда военные обнаружили, что он был в прошлом членом компартии, и уволили его. Во время войны в НИИ велись исследования в области электроники, средств связи, радиолокационных установок и управляемых ракет.

 

По словам Феклисова, Розенберг предоставил ему тысячи документов с грифом "секретно" и "сверхсекретно" и однажды принес целый неконтактный взрыватель. Уверяют, что благодаря взрывателю этой конструкции в 1960 году над Свердловском был сбит разведывательный самолет У-2, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. В те годы Розенберг завербовал для Феклисова целый букет знакомых, таких как Джоэл Барр, Альфред Сарант, Уильям Перл и его будущий подельник Собелл.

 

Последний получил длительный срок и освободился, отбыв в тюрьме почти 18 лет. Собелл жив до сих пор, хотя не всегда помнит недавние события, потому что ему 93 года. Но он хорошо помнит старые. В сентябре 2008 года он дал интервью New York Times, в котором впервые признался, что-таки был советским шпионом. Он также подтвердил, что шпионажем занимался и Джулиус Розенберг.

"Посвятить себя Сталину и СССР"

В декабре 2010 года Собелл дал интервью журналисту Стивену Юздину. Когда тот спросил, чем руководствовался Собелл, сотрудничая с НКВД, старик без колебаний ответил: "Я делал это для Советского Союза".

 

По словам Собелла, он помогал СССР не из-за того, что начитался Маркса или Ленина, и не под впечатлением Великого экономического кризиса, который пережили все американцы его поколения. Он просто был одним из тех, кого в США называли "краснопеленочниками" (Red Diaper Babies). Его родители были коммунистами.

 

Когда Собелл был малышом, мать его устраивала у них в квартире партсобрания. Когда Собелл был студентом, его отец-аптекарь с удовольствием снабжал товарищей по борьбе презервативами. Один его дядя держал в Кэтскильских горах летний лагерь для юных коммунистов, а другой был тайным курьером и возил депеши партийного руководства Нью-Йорка его начальникам в Москве.

 

Как пишут Юздин и биограф Розенбергов профессор Рональд Радош, таким людям, как Собелл, было вполне органично быть убежденными коммунистами, ибо они не знали ничего другого. В 1930-1940-е годы быть убежденным коммунистом в Америке означало "посвятить себя Сталину и Советскому Союзу".

 

По словам Радоша и Юзделла, опубликованные в последние 20 лет архивные документы показывают, что Розенберги и их товарищи руководствовались в первую очередь преданностью СССР, а не стремлением помочь союзнику в борьбе с фашизмом, как говорят их апологеты.

 

Главным свидетелем обвинения на процессе Розенбергов и Собелла был брат Этель Дэвид Грингласс, который работал станочником на ядерном объекте в Лос-Аламосе и признался, что снабжал Джулиуса секретами атомной бомбы. Феклисов узнал от Розенберга, что Грингласс работает на "Манхэттенском проекте", в рамках которого создавались первые американские атомные бомбы, и попросил его завербовать.

 

В рассекреченных три года назад материалах большого жюри, которое слушало дело Розенбергов за закрытыми дверями в 1950 году, были показания Рут Грингласс, жены Дэвида. Она заявила, что Джулиус завербовал ее в ноябре 1944 года с целью получения атомных секретов.

 

"Дальше он сказал мне, что он знает, что Дэвид работает на атомной бомбе, - говорилось в ее показаниях. – Что у него было ощущение, что между Союзниками нет прямого обмена научной информацией, и что было бы справедливо, если и Россия будет иметь эту информацию... Он попросил меня передать это Дэвиду и попросить его передавать эту информацию через Джулиуса".

 

Из показаний Рут Грингласс также создается впечатление, что Этель Розенберг была активной сообщницей мужа. "Его жена сказала мне, что мне надо по крайней мере передать это Дэвиду. Ей казалось, что он может этим заинтересоваться и захочет это делать... Она призывала меня поговорить с Дэвидом..."

 

Судья Кафуман был знаком с этими показаниями, и рука его не дрогнула.