О нравственности и духовности русских людей
На модерации
Отложенный
Прошу прощения, господа. Я отредактировала свою статью, написав от себя, как я её понимаю, с выдержками из лекции А.И.Осипова, который, думаю, вместе со многими россиянами тоже менял своё мироощущение во времени и событиях в России и мире, и попытался в этой лекции приблизить нас к православному христианству россиян, делая ударение на любви людей к окружающему их миру. что ему, конечно, было трудно сделать в свои 80 лет.
Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное понятия, связанные с человеком.Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.
В чем же различие между ними? Нравственность – это правильное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь к людям, к животным, к природе, ко всему. Каково оно, это правильное отношение? Оно укладывается в золотом правиле: "не делай другому того, чего не желаешь себе".
Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь никто не назовет меня безнравственным за то, что у меня бывают какие-то не совсем нравственные мысли? Кто знает, какие у меня мысли? Никто не знает! А я скажу только о нравственных моих мыслях, а о безнравственных не скажу.
Когда мы пытаемся оценить те или иные проявления человека, т.е. характер, поведение, мы оцениваем это по его действиям и поступкам. Нравственным мы называем того человека, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т.д. То-есть мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые общеприняты и приемлены в обществе. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным.
Например, находят у него порнографию ( открытки и прочее), говорят: "ну, понятно, какая тут нравственность!?" Или какие фильмы он смотрит, какие книги читает, то-есть даём оценку его нравственности, основываясь на том, чем он интересуется. Да, это относитсяк нравственности.
Но это не относится к духовности. Я могу внешне быть человеком очень нищелюбивым, человеколюбивым, я могу подавать деньги нищим, когда просят, я могу делать благотворительные акции или переводить деньги через банк, и т.д., и т.п. Но при этом возникает вопрос, что же я делаю – добро или зло? С точки зрения морали – бесспорно, добро. Но с точки зрения духовности, - никто не знает, зачем я это делаю, а мне это нужно для того, чтобы в Думу пройти. Я направо и налево перечисляю деньги, чтобы придать вес своей личности, глядишь – по телевизору покажут. Никто не знает, что во мне и что руководит мною – тщеславие, расчет или гордыня.? Мною могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не милосердия, а вещи, не только им противоположные, а подчас и безобразные, отвратительные, ( безумство, подлость, лжеправедность)
Но никто об этом не знает. Это во мне, в моей душе. Ведь внешне я могу быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, тщеславия, презрения к людям, и того хуже.
У нас таких фактов встречается более, чем достаточно, когда мы с удивлением говорим: «Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?» Прорывается из человека иногда его нутро, когда этот «святой сатана» вдруг показывает свой рог. Троньте этого «нравственного» человека, попробуйте его покритиковать – и он вам покажет, «где раки зимуют»!
Духовность – это и есть то, что сокрыто от внешнего мира, что находится в самой душе человека, и что может порой внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно, и для взора неопытного может быть невидимым совсем.
Каковы духовные ценности? В Евангелии их называют, например, любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так чтобы все это увидели. Напротив, чем бо́льшие духовные ценности присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.
Духовная ценность – она всегда целомудренна! Не «ущербномудренна», а именно «целостномудренна». Мы знаем, что такое целомудрие. Мы знаем, что оно прячется, оно скрывает себя. Истинная добродетель, истинная духовная ценность всегда себя скрывает.
Так вот, духовность и нравственность - разные понятия, и мы начинаем понимать различие между ними. Можно быть очень нравственным поэтом, но совершенно бездуховным, т.е.
иметь противоположную духовность.
Дух всегда есть в теле человека – тот или иной, положительный или отрицательный, темный или светлый, но есть. «Бездуховный» - это значит, что нравственность сама по себе не определяет духовное содержание человека. Нравственность тогда начинает положительно определять духовность человека, когда она находится в определенном ключе, т.е. когда человек стремится к исполнению светлых желаний в своей жизни. Вот тогда его нравственные поступки могут иметь эту положительную направленность и постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит.
Например, если я раздам людям своё имение, отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в этом никакой пользы.
Когда Христианство представляют как какую-то моральную систему, и ничего большего не видят, кроме некоторых моральных правил, – это уродство, это карикатура на христианство, и прежде всего на православие.
Православие – это важнейшая часть корневой системы русской духовности, Православие дало рост и цвет русской культуре, Православие оказало ни с чем несравнимое влияние на формирование ментального генотипа русского народа. Это наша история. Правило «не делай другим того, чего не желаешь себе», в истории православия повторялось и раньше, его знает Конфуций, знает Будда, это правило знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, это естественно.
Но наступили дни и годы, которые иначе как окаянными не назовёшь. И главное окаянство нынешних дней заключено в наглядном, в просматриваемом отовсюду могуществе лжи. Она всеохватно заполонила телеэкраны, радиоэфир, страницы газет, книг и журналов, бесстыжая, наглая, доселе невиданная по своим масштабам. Силен в сегодняшние дни отец её cатана, ох силён. А слуги его располагают огромным влиянием и многими богатствами. Никогда Правда не была столь беззащитна как сейчас. Никогда силы тьмы не обладали такой всепроникающей властью. Ибо, вместе с последними достижениями технической революции, они получили возможность напрямую воздействовать на мозг человека, без особых преград воздействовать на его подсознание.
Россияне знают, что есть Православие для русского человека. В поисках спасения люди обратились к Богу, каждый к своему , у кого он в сердце, у кого в сознании, у кого в церкви. Но церковь в России не та, какой должна быть православная церковь со всеми её атрибутами, для неё просто нет ни почвы, ни платформы для мирного богослужения здорового населения во исполнение мирских заповедей И россияне не те христиане, какие были во времена расцвета религиозности.
Сегодня люди ищут в церкви спасения от смерти и от болезней, от сумасшествия и психоза, от некуда деться. При каких условиях человек приобретает истинное состояние души и тела, которое делает его способным к восприятию добра, а не зла? При его гармонии с окружающим миром, с живой природой, с социальным культурным обществом в правовом государстве.
В России всего этого нет, ни культурного социального общества, ни правового государства. Но в наших сердцах у каждого есть свой Бог, который называется Любовью. И Он готов в каждый момент нашей жизни поддержать и помочь, если мы этого очень сильно хотим. Современный человек весь испорчен внутри, хотя сам этого не видит, (до времени). Недаром говорят: хотите узнать человека, дайте ему власть. Власть даст ему много возможностей, и он не сможет совладать со своей внутренней испорченностью, будь то тщеславие, гордыня, презрение к людям, слабость к наживе и прочие пороки "чёрной" души, не видимые окружающим.
В государственном и социальном аспекте нельзя ничего давать человеку в "единопользование", пока человек испорчен, пока он не очистился или, лучше сказать, пока он не увидел и не осознал своей испорченности. Поэтому, от нас самих зависит, будет в нас жить терпимость ко всему, что нас окружает, и любовь к ближнему своему, или мы будем попрежнему "выяснять отношения" и оставаться в роли быдла, уступая дорогу безнравственным и бездуховным людям.
Очень многие люди не видят разницы между нравственностью и духовностью, многие сводят порядочность и духовную чистоту человека к
одной морали. Многие вообще не думают о бренном и тленном.
А думать надо. И разбираться надо во всех понятиях человеческого существа.
Себя надо понимать в первую очередь и научиться уважать и себя, и окружающих. Любить себя мы быстро научились, а вот уважать - как-то не получается.
Комментарии
Ваши взгляды прямо противоположены взглядам РПЦ:
«Мир сейчас, слава Богу, долгим тоже не будет. Почему я говорю «слава Богу»? Общество, в котором слишком много сытой, спокойной, беспроблемной и комфортной жизни, — это общество, оставленное Богом. Это общество долго не живет.»
«Если люди привыкли жить слишком спокойно, лучше, чтобы была война»
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата (ОВЦО МП) протоиерей Всеволод Чаплин
Лучше внимательнее и спокойнее почитайте текст. Уберите слова о том религиозном Боге, которого нам подсовывают разные толкователи разных идеологий. Выберите ту, которая вас устраивает.
Даже представитель Духовной Академии разделяет понятия духовенства религий, которые те же люди создавали и на Руси и во всём мире. Этот автор пишет о православии - не как о религии, а как о духовности человеческих чувств россиян, когда впереди всех других чувств и эмоций стоит Любовь - любовь ко всему живому, к людям, к обстановке вокруг вас везде, где вы ни оказываетесь, в гармонии с окружающим миром.
А для этого надо понять себя, разобраться в своём внутреннем мире. Начните уважать себя, прежде всего. Будьте здоровы и берегите в себе всё хорошее.
"духовность и нравственность - разные понятия, и мы начинаем понимать различие между ними. Можно быть очень нравственным поэтом, но совершенно бездуховным, т.е. иметь противоположную духовность".
У Вас несколько размытые понятия о самих Нравственности и Духовности.
Я согласна с тем, что
"нравственность сама по себе не определяет духовное содержание человека" Ибо, к НЕЙ нужно еще многое добавить!!!
И к тому же, степень НРАВСТВЕННОСТИ так же не одинакова, как степень Любви, степень самого Света. И вообще, все духовные величины ОТНОСИТЕЛЬНЫ.
Есть нравственность низкого порядка, основанная на обычаях и традициях, а есть Нравственность ВЫСОКОГО порядка, основанная на Любви, СОВЕСТИ, ЧЕСТИ, ЧУВСТВЕ ЕДИНСТВА, БЛАГОРОДСТВА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ и т. п., вот это действительно РАЗНЫЕ понятия и не стоит их путать. Ибо обычаи и традиции могут быть совершенно БЕЗДУХОВНЫ, а Любовь, даже малая, уже несет в себе заряд Живого Духа!
РПЦ объявила крестовый поход против православных Украины. Почему? А просто потому, что Автокефальная церковь не отчисляет «долю малую» Московской патриархии. «Цепляюсь за чьи-то суждения»? Но ведь это российские православные, освятив орудия убийства, массово идут в Украину убивать прихожан, вспарывать животы священникам, разрушать церкви. Почему в этом случае они вполне себе убеждены в «подсунутых толкованиях» и убивают не задумываясь?
Кстати, почему этого представителя Духовной Академии вполне устраивает то, что одна ветвь РПЦ прокляла другую? Опять же, из-за вопроса кто кому должен отслюнявливать от пожертвований прихожан?
Не вижу причин уважать мздоимцев, воров и убийц, да еще и проклявших друг друга. Уж извините.
__________________________________
Он не может их скрывать,если это истинно духовный человек.Духовность написана на его челе. Это плод внутреннего стяжания в себе духа.Легко определяется не только по плодам в миру,но по внешнему облику такого человека.Сейчас просветленных лиц нет.
А.И.Осипов грамотно нам растолковал понятия нравственности, духовности и любви в привязке к религиозным определениям, связанным с православной Библией и Христом. И это правильно, потому что русским людям не хватает именно того, чтобы связать свою веру с любовью, которая нас окружает или должна окружать в обыденной бытовой домашней жизни и которой нет в социальной неустроенной жизни.
Люди, которые далеки от Религии, читают текст совершенно сознательно воспринимая текст от "а" до "я", по смыслу фраз и слов, как любое произведение, любую книгу с интересным текстом.
Я не знаю Осипова, не знаю Чаплина, и не хочу о них ничего знать. Мне не нужны их биографии, потому что я не собираюсь делать с ними какую-то политику. Но их знания в таком ключе, как говорит здесь автор, мне нужны и полезны.
Это тем, кто здесь долго соперничает между собой в полемике о Боге, Сатане и др. святых и грешных, кто сам причастен к религии, демонстрируют нам своё "тщеславие, расчет или гордыню".
Но это вовсе не значит, что над их потолком познаний не может вырасти НОВЫЙ , более СВЕТЛЫЙ этаж познаний и достижений в понимании Мира Духовного.
Ибо и сама ЖИЗНЬ и развитие человека НЕ стоят на месте.
А Православие превратилось в "СОЛЯНОЙ СТОЛБ" ( В, З,) и НЕ замечает этого.
Потому многих и возмущает Православие, а вовсе не радует, ибо там идет полное разногласие со словами и делами. И не только в руководящих инстанциях. Не менее на виду и простые верующи их слова с матами, недобрые и часто колдовские посылы недругам (после молитв церковных) и дела базарные, ну ни как не соответствуют Заповедям Бога и Христа.
У таких как раз РАЗДЕЛЕНЫ Духовность и Нравственность, вернее, они очень далеки от таковых ВЫСОТ вообще.
А они проявляются в нас, хоть и не так яро, как злые и, как хотелось бы. И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ- Великая Сила начинает просыпаться в людях.
____________________________
Татьяна,я нырнула чуть глубже. Все духовные дела-это не только добрые отношения между людьми,это еще и стремление людей слиться друг с другом воедино. В природе нет добра и зла.Зло придумали люди. В природе есть вечное стремление женского и мужского начал друг к другу для рождения плода Любви.В земном мире это отражено,но слишком кособоко. Инь и янь разделены и найти свои половинки невозможно.Остается мир грез..или духовный мир. Пока этого не поймем,так и будем "кувыркаться" в иллюзии добра и зла.Но понять невозможно грязному.Знание о Любви ложится только на чистое сознание,из которого выметены все пороки земного бытия. Дурак ,говорят,от Бога.Над чокнутыми(презирающими материальность" у нас смеются,как когда-то смеялись над Христом и в итоге распяли его.Мудрость не от ума.Она -от "дурака"(просветленного сознания).В это сложно поверить зематериализованному умом человеку.Но это так.
А вот это в точку ты сказала, что невозможно грязному сознанию понимать нечто надземное- возвышенное, то, что ХРИСТОС спустил на землю.
"Знание о Любви ложится только на чистое сознание,из которого выметены все пороки земного бытия".
В Православии давно смешалось полезное с НЕ полезным - с " КВАСНЫМ" (В. З., "ИСХОД"). Что опасно для самих этих людей.
Говорят там часто верно и красиво, но из НЕЧИСТЫХ "кастрюль" пища будет съедобной только для подобной закваски сознания.
Это равно тому, как зайдешь иногда к иным людям, вроде и люди добрые, приветливые, а в доме такая грязь, что и присесть некуда. А за стол посадят, и того страшнее становится, когда перед тобой грязнючим фартуком вытрут сначала стол, потом тарелку и в ней тебе пищу подают. А тебе и обидеть не хочется хозяев, но и уподобиться всеядным животным тоже не возможно уже, когда привык к чистоте, к жизни ИНОГО ПОРЯДКА- более совершенного.
Мысли грязные - по тропинке вслед.
Шелестит листва, как дурной навет.
Чтобы в душу грязь не затаскивать,
Буду душу мыть, ополаскивать.
Да забыл лицо окропить водой.
Вместо родниковой, я омыт золой.
Шелестит листва, как денежный заем:
Нет покоя ночь, нет покоя днем.
Нет покоя днем.
Шелест ночью, шелест днем разный.
Лист зеленый, желтый и красный.
Из лесу по ветру летят, засыпая меня.
Я кричу им: "Постой! Я живой! "
Шелест ночью, шелест днем. Краски -
Листья, как волшебные сказки,
Медленно, но верно летят, умирая в пути.
Возрождения жди, возрождения жди.
Мне ль не знать, что за восемь бед ответ,
Что за грязный путь не дадут совет.
Да и душу бы я сохранить бы смог.
Где поможет стих, где поможет слог.
А отмыться бы раз, да и навсегда.
В помощь будет Бог, чистая вода.
Перестанет шелест будоражить сон.
А мечты, как чистый колокольный звон,
Колокольный звон.
Шелест ночью, шелест днем разный.
Лист зеленый, желтый и красный.
Из лесу по ветру летят, засыпая меня.
Я кричу им: "Постой! Я живой! "