Жадность Экклстоуна выдавит Гран-при Турции из календаря "Формулы-1"

На модерации Отложенный

Совсем скоро, уже через две с небольшим недели в Турции пройдет четвертый этап чемпионата "Формулы-1". Однако, судя по всему, гонка на трассе "Истанбул-парк" станет последней— виной тому проблемы с посещаемостью и жадность босса "Больших призов" Берни Экклстоуна, который хочет "срубить" с турецких организаторов в два раза больше денег, чем раньше.

Идиллия поначалу

Все течет, все меняется. Еще несколько лет назад казалось, что отношения Турции с "Формулой-1" почти идиллические. Экклстоун обратил внимание на этот регион в начале века, вскоре подписал контракт, а уже в августе 2005-го на построенном за пару сотен миллионов долларов близ Стамбула красавце-автодроме провели дебютный Гран-при Турции.

Первая гонка прошла при почти полном аншлаге, однако затем начались проблемы. Зрителей с каждым годом ходило все меньше и меньше, трибуны более чем на 120 тысяч мест выглядели почти пустыми. В 2009-м, к примеру, было продано всего лишь чуть больше 30 тысяч билетов. Пилотов, привыкшим к аншлагам, такое пренебрежение болельщиков немного раздражало. Марк Уэббер предположил, что виной всему высокие цены на билеты. Но на самом деле пакет на три дня Гран-при стоил в Турции дешевле, чем на большинстве других Гран-при — порядка 50 долларов. Так что дело, скорее всего, в отсутствии в стране гоночной культуры, автоспортивных традиций, ну и, конечно, своего пилота в "Ф-1". Экклстоун долгое время был уверен в том, что проблемы удастся решить. Ругал организаторов за плохую рекламную компанию, но продолжал хвалить и автодром, и саму гонку.

Лучший автодром на планете

"Мы эгоистичны. „Истанбул-парк"— лучший автодром на планете, и нам крайне важно проводить гонки в этой части света. Рано или поздно все проблемы отступят, и Турция станет очень важной точкой в мире и на карте „Ф-1",— уверял Экклстоун ровно четыре года назад. Тогда как раз он только что купил контрольный пакет акции турецкого автодрома за 130 миллионов евро и во всеуслышание заявил, что гарантирует проведение гонки в Стамбуле, как минимум, до 2021 года!

Но хитроумный Берни хозяин своего слова: хочет— дает, хочет— берет обратно.

Уже в конце 2009-го риторика Экклстоуна по поводу Гран-при Турции начала меняться. Семилетний контракт по которому устроители этапа платили Берни 13,5 миллионов долларов за гонку заканчивается в мае 2011-го, и Экклстоун заранее начал свою игру. Направив министру по делам спорта Турции Нафизу Озаку официальное письмо, где объявил о намерении увеличить с 2012-го плату до 26 миллионов долларов. Почти двукратное повышение расценок Берни аргументировал ситуацией на „формулическом" рынке. Мол, несколько стран, в частности, Индия готовы выложить за проведение Гран-при около 30 миллионов.

Однако в правительстве увеличивать суммы отказались, сославшись на другие страны и другие цифры. К примеру, во Франции и Германии за один Гран-при Экклстоуну платят (по турецким данным) не более четырех миллионов долларов.

Подождем Гран-при России

О том, что вероятность проведения Гран-при Турции в следующем году нынче крайне мала сообщил глава Торговой палаты страны Мурат Ялчинташ. "Похоже, что Турция в 2012-м останется без „Ф-1". Мы находим сумму в 26 миллионов довольно высокой и, скорее всего, министерство финансов откажется платить",— не стал юлить Ялчинташ. Пилотов эта новость наверняка расстроит, так как автодром "Истанбул-парк" по праву считают одним из самых удачных творений архитектора Германа Тильке. Не слишком порадуются и поклонники "Формулы-1" с постсоветского пространства и стран Восточной Европы, наряду с Венгрией Турция является для них самым "бюджетным" вариантом прикоснуться к миру "Больших призов".

Впрочем, даже если данную гонку отменят, повода для отчаяния у наших соотечественников нет. Ведь уже в 2014-м в Сочи намечен первый Гран-при России. И за его проведение (по неофициальным сведениям) наша страна заплатит Экклстоуну аж 40 миллионов долларов в год. Не сложно понять: от золотой российской жилы такой большой любитель наживы, как вечномолодой Берни отказываться не будет.