Умер сценарист "Бриллантовой руки" и других комедий Гайдая Яков Костюковский

На модерации Отложенный

В Москве на 90-м году жизни скончался писатель и сценарист Яков Костюковский, автор сценария фильмов "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Операция Ы и другие приключения Шурика" и других комедий Леонида Гайдая.

Яков Костюковский скончался вечером 11 апреля от обширного инфаркта в Боткинской больнице. "Прощание с ним состоится в морге Боткинской больницы в четверг с 13.00 до 14.00, затем он будет похоронен на Введенском кладбище",— рассказала агентству РИА "Новости" дочь сценариста Инна Костюковская.

Яков Костюковский обладал редким чутьем на слово. Фразы из комедий "Бриллиантовая рука", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница" мгновенно становились крылатыми. Над высказываниями "Кто не работает, тот ест. Учись студент" или "Управдом— друг человека" в советское время смеялась вся страна. Текст, который произносят герои этих комедий, и сейчас заставляет зрителей смеяться от души, легким и веселым смехом.

В заминированной редакции

Яков Костюковский родился 23 августа 1921 года в городе Золотоноша на Украине. Он начинал свою писательскую деятельность как журналист. В сентябре 1941 года, накануне битвы за Москву, Костюковский, тогда еще студент Московского института истории, философии и литературы, пришел в редакцию газеты "Комсомольская правда". Работать пришлось как "на пороховой бочке", вспоминал он позже: здание газеты на улице Правды было заминировано и подготовлено к взрыву.

Все, работавшие с Костюковским, вспоминают его необычные глаз Источник (c) РИА Новости/ Антон Денисов

После войны Костюковский вместе с Владленом Бахновым стал писать сатирические сценки для знаменитой эстрадной пары Тарапуньки и Штепселя. Сочинял фельетоны, сатирические стихи, пьесы, сценарии, репризы для артистов цирка. С 1963 года Костюковский работал в соавторстве с Морисом Слободским. Прославленный кинорежиссер Иван Пырьев, любивший их репризы, порекомендовал сатириков Леониду Гайдаю, когда тот искал авторов сценария для фильма "Операция „Ы" и другие приключения Шурика". Позже Костюковский вспоминал, что они с ходу предложили Гайдаю историю о хлипком студенте-очкарике, который на стройке воюет с высоченным строителем-лентяем.

Мастер крылатых фраз

Вместе с Гайдаем и Слободским Костюковский написал сценарии трех самых знаменитых комедий Гайдая— "Операция „Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука". Сюжет последней, вспоминал Гайдай, родился из заметки в газетной рубрике "их нравы". Заметка рассказывала о контрабандисте, который перевозил под гипсовой повязкой ювелирные украшения.



Многие фразы из фильмов звучат так свободно и легко, как будто они родились прямо на съемочной площадке. Но Костюковский не раз рассказывал, какой кропотливой работы требовала эта видимая легкость. Он утверждал, что Гайдай никогда не вставлял в фильм фразы, если он не были согласованы со сценаристами.

Хрупкий студент Шурик в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" сумел справиться со строителем-ферзилой Источник Kino-teatr.ru

После этих блистательных картин творческое сотрудничество Костюковского и Слободского с Гайдаем прервалось. Костюковский продолжал работать. Издал несколько книг, в 1980-м написал сценарий "Комедии давно минувших дней", объединив в ней самых любимых зрителями персонажей советских комедий, в 1986-м сочинил сценарий сатирической комедии "Хорошо сидим!". В последние годы Костюковский снимался в документальных фильмах, рассказывающих об актерах Григории Вицине "Вицин, которого мы не знали" (2008) и Александре Демьяненко "Человек в кадре" (2009).

"Яков Аронович был из тех людей, которые творили чудеса"

"Жаль, что уходят люди, причастные к гайдаевским шедеврам— замечательным комедиям, на которых мы выросли. Вы позвонили в тот момент, когда мы обсуждали проект „Формула чуда". Мы говорили о том, почему какие-то картины вдруг становятся всем необходимыми и народными",— сказал GZT .RU известный киновед и педагог Евгений Марголит.

"Яков Аронович Костюковский был из тех людей, которые творили чудеса, но мы почти не помним их имен. Ведь и Леонид Гайдай известен гораздо меньше, чем названия его фильмов „Бриллиантовая рука" или „Кавказская пленница". Имена сценаристов тем более неизвестны. Но несмотря на это, мы повторяем написанные ими тексты довольно часто. Говорим себе или кому-нибудь: „Надо Федя, надо", — шутим, что „между прочим, в соседнем районе украли члена партии", или вспоминаем что-нибудь еще",— добавил он.

На съемочной площадке "Бриллиантовой руки" актеры произносили только фразы, согласованные со сценаристам Источник Kino-teatr.ru

"Конечно, такие люди, как Яков Аронович, находятся в тени, но от них идет постоянный свет, и мы в этом свете купаемся, не замечая источника света",— считает Марголит.

"Яков Аронович был одним из таких источников, даже по внешности. Помню его замечательные глаза, которые видел по телевизору. Жизнь развивается закономерно, но тем не менее обидно, что эти люди уходят, а мы не успеваем им воздать должное, не успеваем поблагодарить так, как они этого заслуживают",— добавил он.