Пушкин и Анна Керн.Смертный прах и бессмертная бронза.Часть 6-я

На модерации Отложенный

Да,это была наша Аннушка.Обворожительная генеральша Керн.Что уж там началось и что случилось,между Пушкиным и Аннушкой где,когда и как,мы про это,целомудренно промолчим.Среди пушкинистов,до сих пор ведутся жаркие споры,на тему было или не было. Честно говоря,автору на этот поистине  гамлетовский вопрос,абсолютно наплевать.

В общем..,в тенистых аллеях тригорского сада,в кустах,то тут,то там,освещаемая бледной луной,замелькала голая попка,этого шутника и озорника,Купидона.

"... Божественная! Божественная! Любите меня! Любите! Говорите мне о любви! С сгораю!"-ну,что ж,кхм! Бывает-с.И не только в веке 19-м. Спермотоксикоз-болезнь древняя и болезнь такая,что приступы бывают очень тяжелые,дающие осложнения,не только ниже пояса,но и на голову. Но,это наверное, единственная болезнь,лечить которую,одно удовольствие.С каждым нормальным мужиком подобное,хоть раз в жизни,но случается. А с некоторые особи мужского пола,мучаются ей,на протяжении всей жизни.Ну а уж,что творит с человеком,спермотоксикоз,в союзе с болезнью Альцгеймера! Тут начинаются такие драмы,такие трагедии и комедии,что описать их,наверно не в силах ,даже пушкинское перо.Но,мы отвлеклись

Рис.А.С.Пушкина.

Пушкин и Анна гуляют,в этом "Приюте спокойствия, трудов и вдохновенья", занятые исключительно друг другом и совсем не замечают,как над ними смеется,катаясь по траве и дрыгает пухлыми ножками,Купидон,зажав в кулачке пучок своих отравленных спермотоксикозом,стрел.

Пушкин читает Анне свои стихи,а Аннушка,аккомпанируя себе на фортепиано,поет Пушкину,один из своих любимых романсов,"Венецианская ночь".Этот грустный романс,повествует о печальной судьбе,некой юной девы,в жизни которой,нет любви.Оригинальный текст этого романса,я не нашел,есть только переработанный вариант Ивана Ивановича Козлова,друга Пушкина,на музыку Михаила Ивановича Глинки.

"Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.."

Я думаю,что и этого достаточно,чтобы вообразить себе эти романтичные вечера,в Михайловском.У меня,эта картина,стоит перед глазами,как живая! Я,даже немного пожалел,что живу не в романтичном 19-м веке.Как все чинно! Как благородно! Как романтично! Хотя..,и в веке 19-м,не все и не всегда было так чинно,благородно и романтично.Тот же Пушкин,излечившись от этой мужской болезни,будет называть нашу Аннушку,библейским именем..,"Вавилонская Блудница".Ну..,еврей Айзек Зингер,тогда еще не придумал,свою легендарную,бессмертную швейную машинку,но если бы придумал то..,у Александра Сергеевича,воображение было богатое и я думаю,он бы не касался Библии и  дал бы ей,именно это определение. А потом,так же в письме своему другу Сергею Александровичу Соболевскому,в последствии,биографу Пушкина,напишет:"Безалаберный!Ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях <уеб>. Вот в чем дело: хочешь ли оную сумму получить с «Московского вестника» — узнай, в состоянии ли они мне за нынешнийгод выдать 2100? .."-не верите? Пожалуйста,вот-с:https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1828/1435_252.htm

Ну..,мы это опустим,не будем на этом останавливаться и простим Александру Сергеевичу,столь фривольный слог.В конце концов Пушкин,когда писал свои произведения,письма,дрался на дуэлях,пил-гулял и..."морально разлагался", ведь и представить себе не мог,что вся его жизнь,даже почти через двести лет,будет рассматриваться почитателями его таланта,буквально через лупу и каждое сказанное им слово,будет вызывать жаркие споры.Он и к произведениям своим относился легко и просто,в том числе и к своему "Я помню чудное мгновенье",не понимая,как и все гении,что он на самом деле,сотворил.Но об этом позже.А вообще..,читать дневники и особенно письма,занятие очень интересное и познавательное,именно там,человек раскрывается полностью и можно многое понять.

Да-а-а! С этим письмом! Здесь какой-то ребус,какой-то математический тупик и тайна,покрытая мраком! Денег нет и отродясь не бывало,а баб,как в джунглях обезьян и лягушек,в деревенском пруду,где папА, Петр Маркович Полторацкий,Надворный советник и дворянин,хотел разводить,самых разных, морских гадов.Как такое может быть-с? Но..,с этим тоже,пусть разбираются пушкинисты. Кстати,в наш грубый век,самое время,для такой диссертации.А мы пойдем дальше.

Ну,вот мы и подошли,к тому самому "мгновению",которое оставило,один из самых заметных следов,во всей Русской Культуре.

И вот..,теплый вечер 18 июня 1825 года. Этим вечером,Пушкин дал Анне Керн,прочесть несколько глав из своего "Евгения Онегина" и вместе с рукописью,протянул ей один листок,на котором Анна Керн прочла:

"Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь,и слезы,и любовь".

Надо-ли говорить,что Аннушка,была в полном восторге! Она бережно сложила этот листок вчетверо и,по одной версии положила его в шкатулку,по другой,себе за корсет. Но..,тут  случилось вот,что! Пушкин отобрал у нее этот листок и хотел порвать,но..,наша Аннушка,вовремя выхватила его у него из рук и больше не отдала ,тем самым,подарив всем нам этот,без преувеличения сказать,шедевр.

Все пушкинисты и историки Литературы,до сих пор спорят,почему Пушкин хотел это сделать.Версий на этот счет множество,самых разных,в том числе и самых фантастических.Есть своя версия и у меня.

Я думаю,что Пушкин,когда хотел порвать и выбросить это свое стихотворение, понимал,что он немного,как бы сказать..,погорячился и хватил через край.Пушкин ведь,в отношении женщин, был уже далеко не "наивный маленький принц" и,что из себя представляет наша Аннушка,знал прекрасно.Думаете нет? Знал.Еще как! Еще когда Анна Керн,сбежав от мужа и еще до Тригорского,крутила роман в Лубнах,с этим бывшим портупей-юнкером и секунд-майором Родзянко,он в своих письмах к нему спрашивал,с мужским любопытством,"сделал-ли он уже свое дело с Аннушкой или еще нет".Вот,наверное и подумал,что над ним будут подшучивать,все его друзья.Еще и напишут,что-нибудь вроде того,что Пушкин,смесь сам над собой,написал про себя:

"Смеётесь вы, что девой бойкой

пленён я, милой поломойкой".

Здесь речь идет об Ольге Калашниковой,крестьянке из Михайловского,которой Пушкин,скуки ради,сделал ребенка.Нечаянно.Та самая,Ольга Калашникова,что вдохновила его,на написание "Барышня-крестьянка".Но это другая история.

Вот возьмет и напишет кто нибудь:

"Смеётесь вы, что девой бойкой

пленён он, милой ....."-русский язык,богат и могуч и соответствующее слово,можете вставить сами,их много и можно подобрать кому какое больше понравится.

Да,хотел порвать и выбросить.Очень легко и просто.Как я уже говорил Пушкин,при жизни,вряд-ли считал себя гением и к произведениям своим,относился просто.Он много своих рукописей,просто сжег и нам остается только сожалеть и гадать,что там у него, еще было.Это ведь только бездари,графоманы и рифмоплеты,любой свой бред представляют, как бесценный шедевр.

Ну,а на другой день,"все смешалось в доме Облонских!"..нет! это опять не то! Все смешалось в доме Осиповых. И "божество и вдохновенье и слезы и любовь".Слез было много,а любви и ревности,еще больше.Я думаю,что наша Аннушка,может по простоте душевной,а может еще по какой причине,не удержалась и встав в позу у рояля,прочла всем Осиповым,сестрам Анне и Евпраксии,а так же их maman,эти пушкинские строчки:"Я помню чудное мгновенье..!".

Анна и Евпраксия,сидя на диване,плакали,а Прасковья Александровна,кричала на слуг,которые как молнии,носились по дому,собирая вещи в дорогу.Тетушка,Прасковья Александровна,решила собственноручно, отвезти нашу Аннушку к мужу,в Ригу.И наверняка, лукавила Прасковья Александровна,когда объявила Аннушке,что она, якобы хочет быть посредницей,при их примирении.Заодно,решила тетушка Прасковья,взять с собой и обоих своих дочерей.От греха подальше.Ведь,что тут начнется,оставь она их здесь,одному богу известно.

А под потолком,сидя на люстре и глядя на царившую внизу суету,заливался смехом Купидон:

-Ха-ха-ха! Я помню чудное мгновенье!-напевал он сквозь смех,доставая из колчана,очередную,отравленную спермотоксикозом, стрелу-Не думай о секундах свысока! Я вам покажу,кузькину мать! Попал,попал! Опять попал! Прям в сердце!

И поехали Осиповы, всем семейством и Аннушкой,в Ригу,где утирал кулаками слезы,наш прославленный в боях,генерал Керн,не знавший слов любви и отродясь не читавший романов и не знавший никаких стихов,кроме:

"Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши жены?

Наши жены — пушки заряжены,

Вот где наши жены!"

Надо-ли говорить,что Керн опять простил свою "непутевую женушку"? Конечно простил. Тетушка Прасковья-ли их помирила или генерал Керн,подобно шолоховскому Макару Нагульнову,из "Поднятой целины",сдался и только и  сказал:"Я,все таки ее люблю,подлюку!"-про то нам,остается только догадываться.В общем..,простил.

Но Пушкин,продолжал писать нашей Аннушке письма,теперь уже в Ригу.А она ему,естественно,отвечала.Одно из этих писем и попало в руки,тетушке,Прасковье Александровне."...Умоляю вас, божественная, пишите мне, любите меня! ...Если ваш супруг очень вам надоел, бросьте его...

Вы оставляете там все семейство и приезжаете... в Михайловское! Вы представляете, как я был бы счастлив? Вы скажете: "А огласка, а скандал?" Черт возьми! Когда бросают мужа, это уже полный скандал, дальнейшее ничего не значит или значит очень мало. Согласитесь, что проект мой романтичен! А когда Керн умрет - вы будете свободны, как воздух... Ну, что вы на это скажете?"-прочла тетушка и будучи "старухой" патриархальных взглядов,пришла в такой ужас и такую ярость,что высказала племяннице все,что про нее думает и наверняка,даже еще больше.В общем,тетя и племянница,разругались вдрызг! Прасковья Александровна,спешно собрала вещи:"Ноги моей здесь больше не будет!" и подхватив своих дочек,укатила к себе,в Тригорское.

Опять же,до сих пор ведутся споры об этом пушкинском письме.Одни обвиняют Пушкина в непорядочности,что дескать вот он какой подлец оказывается,уговаривает женщину,которая ему не нужна, бросить мужа,ради его мимолетного увлечения,другие,грудью встают на его защиту.Аргументы,что с одной стороны,что с другой,железные и по своему правы все.Нет единого мнения и о том,что это было.Какая благодать,снизошла на Пушкина и какая Муза его посетила,что заставила его написать такое! Я думаю,что ответ здесь простой,та самая мужская болезнь,о которой я говорил выше.И на эту тему,хорошо сказал Сергей Есенин,с которого я и начал это свое повествование:

"Ах, люблю я поэтов!

Забавный народ.

В них всегда нахожу я

Историю, сердцу знакомую, —

Как прыщавой курсистке

Длинноволосый урод

Говорит о мирах,

Половой истекая истомою"-высказался грубовато и цинично,но я думаю,что верно.Но как бы там ни было,это ничуть не умаляет пушкинской гениальности и таланта.

На этом бы можно было и закончить с "чудным мгновением и мимолетным видением",но все,что касается Пушкина,всегда настолько интересно и увлекательно,что порой трудно остановиться.Пушкин,вообще тема неисчерпаемая и обо всем,что с ним связано,можно говорить бесконечно.Вот и мне,захотелось еще немного остановиться и рассказать о сестрах Осиповых. В романе "Евгений Онегин",он их отобразил в сестрах Лариных,Ольге и Татьяне.Чьи там черты характера у какой из сестер,Пушкин описывает,про то,опять же, пусть спорят пушкинисты и исследователи его творчества.Про это и так написаны целые горы книг и ворохи диссертаций.Я хочу рассказать о другом.О любви Анны Осиповой,к Пушкину.

Анна,всю жизнь любила Пушкина до самозабвения.Любила так,что никогда так и не вышла замуж,храня верность, своей первой девичьей любви.Анна была,мягко говоря,не очень красива ,вдобавок еще и глуповата,слезлива и очень сентиментальна.Вот ее портрет

Пушкин,подшучивал над ней,а иногда просто смеялся.Это про нее он написал:

"Нет ни в чём Вам благодати,

И прекрасны Вы некстати,

и умны Вы невпопад".

Анна Осипова,была пожалуй,что одним из самых преданных его друзей.Пушкин это знал,понимал и я думаю,что все же ценил.Когда ему бывало плохо,он приезжал именно к ней,гостил у нее.Она его всегда с нетерпением ждала.Пушкин это тоже знал,что она всегда его ждет и даже шутливо изобразил ее,в своей рукописи.

Здесь Анна Осипова стоит у верстового столба и ждет Пушкина.Это именно будучи у нее в гостях,Пушкин написал:

"Мороз и солнце,  день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись!...".

А вот ее письмо Пушкину,она всегда просила сжигать по прочтении все ее письма,но по неизвестной причине,Пушкин этого не сделал и они сохранились.

"Я очень боюсь, что у вас нет любви ко мне, вы ощущаете только мимолетные желания, какие испытывают совершенно так же столько других людей. Уничтожьте мое письмо, когда прочтете его, заклинаю вас, я же сожгу ваше; знаете, мне всегда страшно, что письмо мое покажется вам слишком нежным, а я еще не говорю всего, что чувствую… Когда-то мы увидимся? До той минуты у меня не будет жизни..."-письмо датировано 20 апреля 1826 года.

И еще одно:

"Я словно переродилась, получив известие о доносе на вас. Творец небесный, что же с вами будет? Ах, если бы я могла спасти вас ценою собственной жизни, с какой радостью я пожертвовала бы ею, и вместо награды я попросила бы у неба лишь возможность увидеть вас на мгновение, прежде чем умереть. Вы не можете себе представить, в какой тревоге я нахожусь, — не знать, что с вами, ужасно; никогда я так душевно не мучилась… Боже, как я была бы счастлива узнать, что вас простили, — пусть даже ценою того, что никогда более не увижу вас, хотя это условие меня страшит, как смерть… Как это поистине страшно - оказаться каторжником! Прощайте, какое счастье, если все кончится хорошо, в противном случае не знаю, что со мною станется..."-11 сентября 1826 года.

Известие о смерти Пушкина,застало обоих сестер в Петербурге.После гибели Пушкина,Анна Осипова,потеряла всякий интерес к жизни,она опустилась,перестала следить за собой и по словам современников:"Превратилась в снежную бабу из трех бесформенных шаров".

Она почти ни с кем не общалась,стала молчаливой,еще больше слезливой и сентиментальной.Умерла Анна Осипова,в 57 лет,раньше своей матери,так и оставшись старой девой.

Ну,что же..,"Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают."-Н.В Гоголь."Нос".

Да,жизнь штука сложная и в ней есть место всему,в том числе и такому.

А Евпраксия Осипова,вышла замуж,за некоего барона Вревского.Получив титул,стала именоваться баронесса Вревская и стали ее звать,на французский манер...Зи-Зи.

Пушкин,до самой смерти,поддерживал дружеские отношения с обоими сестрами,а в последний свой вечер,перед роковой дуэлью,заходил в гости к Евпраксии Осиповой,где и рассказал ей,о предстоящей дуэли.Но.., это уже,конечно же, ничего не могло изменить.

Но давай все же вернемся к Анне Керн.Аннушка наша,после "чудного мгновения"  вся, как дикобраз,истыканная стрелами Купидона,находилась в таком "бреду очарованья",что ее неудержимо тянуло в Михайловское,к Пушкину.

-Я не могу!-объявила она Керну-Завтра же,еду в Миха...  в Тригорское! К тетушке.Я должна,я просто обязана,с ней помириться! Она уже старенькая,вдруг скоро помрет,голубушка!

"А,что это у нее так глаза горят,а?! Не-е-ет, бл..дина! Здесь другое,что-то!"-подумал генерал и вызвался ехать вместе с ней.

И поздней осенью,1825-го года,чета Кернов,прибыла в Тригорское.Там Аннушка несколько раз виделась с Пушкиным,но подробности этих встреч,остались неизвестными.Он (Пушкин.прим.мое) очень не поладил с мужем, а со мною опять был по-прежнему и даже больше нежен, хотя урывками, боясь всех глаз, на него и меня обращенных"-пишет Анна Керн.

Думаю,что было бы странно,если бы Пушкин и генерал Керн,подружились.Такого понятия,как шведская семья,в то время,пока еще,не существовало и до рождения Маяковского,Лили и Оси Бриков,было еще очень далеко.И называлось это,в веке 19-м,просто и без затей:блуд!

Керны погостили в Тригорском недолго.Генерал и Прасковья Александровна,подружились. Вечерами пили чай,из тульского самовара,а  генерал Керн,приканчивая уже второй графин с настоечкой:

-У меня,Прасковья Алексанровна,солдаты в тот день..,водку пить отказались! "Не такой день!"-говорят...Эх! Прасковья Александровна! Ну уж был денек! Французы,ну вот   как тучи и все на мой редут! Эти..знаете,уланы со значками! Драгуны с хвостами! А я заряд в пушку! Вот я тебя мусью, сейчас угощу! Пожалуй-ка,к бою!

-Ох,Ермолай Федорович! Какие страсти рассказываете!

-Да..,были люди в наше время! Не то,что нынешние! Этот-то..,сосед-то ваш,с Михайловского...Я ему!

-Ох!Ермолай Федорович,и не говорите! Ну-ка,доченьки! Спойте Ермолай Федырычу этот..."Колокольчик"!

-В лунном сиянье снег серебрится,

Вдоль по дорожке троечка мчится.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь -

Колокольчик звенит.

Этот звон, этот звон о любви говорит.

В лунном сиянье ранней весною

Помнишь ли встречи, друг мой, со мною"-ангельскими голосами,выводили сестры Осиповы.

-Земля тряслась! Знамена,мелькали как тени! А я им:"Не Москва ль за нами! " А тут шрапнель ка-а-ак завизжала! Вот так вот:вж-ж-жик!!!  И все первые ряды к свиньям собачьм! А я им: Строй! Держать строй!!! Мать вашу в прах!!!-и Ермолай Федорович,хватил кулаком по столу так,что едва не опрокинулся,начищенный до зеркального блеска,тульский самовар.

 Ермолая Федоровича,бережно держа под руки,слуги отводили в опочивальню."О боже! Сжалься надо мной!"-глядя на все это,взывала Аннушка.

Генерал Керн и его "непутевая женушка",вернулись из Тригорского,в Ригу.И тут на сцене появляется Алексей Вульф,двоюродный брат,Анны Керн.И закрутился у нее с ним, такой роман и закипели такие страсти,что Михайловское,вместе с Пушкиным и рядом не стояли.В общем-то,это называется:инцест и по канонам Православной церкви-это великий грех и блуд.Но какое это имеет для нашей Аннушки значение,если она влюблена! И как всегда,по уши.Но тут,Аннушка обнаружила,что она опять на сносях! И опять,в выборе отца,она растерялась.Вульф,Пушкин,Керн.. или какой нибудь проезжий,бравый и усатый молодец,в шитом золотом доломане,с малиновым воротником или еще кто? Но это не важно.Важно то,что Аннушка наша,будучи уже сильно на сносях,окончательно и бесповоротно,бросает мужа и в самом начале зимы 1826-го года,без гроша в кармане,уезжает в Петербург.

А потом,наша Аннушка,начинает вытворять такое,что даже перо Ги де Мопассана и даже Авроры Дюпен,известной в интеллектуальных кругах,думающего меньшинства того времени,под именем Жорж Санд,не в силах будет,это описать.Ну а мы, воспользуемся кратким и четким как команда,определением генерала Керна:

-Предалась блудной жизни! 

Продолжение следует...