У опытных фотографов этот вопрос вызывает тик левого глаза и судорожную дрожь правых конечностей. Особенно, если уточнить, что вы начинающий, но уже тоже фотограф.
Если же адресовать вопрос начинающему, то велика вероятность услышать два распространенных мнения:
- Для съемки пейзажей нужно держать камеру горизонтально и снимать горизонтальным кадром
- Для съемки портрета или архитектуры используйте вертикально ориентированный кадр и держите камеру вертикально
Когда-то я неукоснительно следовал этим заблуждениям, и теперь с горечью вспоминаю те сюжеты, что были испорчены неправильной ориентацией фотоаппарата при съемке.
Когда нужно снимать горизонтально
Пейзажи действительно лучше фотографировать при горизонтальном удержании фотоаппарата. Как и архитектуру, портреты или натюрморты.
В чем подвох?
Как бы это странно не звучало, но в композиции. Ориентация кадра должна поддерживать композицию фотографии и построение кадра.
Если вы снимаете погрудный портрет на фоне красивого пейзажа, то решение сделать горизонтальный кадр под последующее кадрирование с соотношением 16:9 может быть вполне разумным.
Фотографируя, я заметил, что большая часть моих горизонтальных снимков приходится на открытую местность. Это позволяет максимально охватить открытое пространство и показать его зрителю.
Горизонтальное построение кадра должно поддерживать композицию снимка. Если этого не происходит, то переверните фотоаппарат.
Снимаем вертикально
С вертикальными снимками дело обстоит ровно наоборот.
Они хорошо работают на портретах крупным планом и на улицах городов.
На городских улицах много вертикальных объектов. Это столбы, стены зданий или рекламные вывески.
Вертикальный кадр усиливает вертикальную направленность, что создает более устойчивую композицию снимка.
Не верите?
Возьмите камеру вертикальным хватом, добавьте правило линейной перспективы и отправляйтесь снимать узкие улочки своего города.
Уверяю, у вас получатся композиционно верные и вполне неплохие снимки.
Снимая в городе и используя вертикальное удержание фотоаппарата, вы избавляетесь от большого количества визуальной грязи, сосредотачиваясь на композиционно главном объекте.
Вертикальный + горизонтальный
Иногда я не понимаю, чем меня зацепила сцена и как я должен построить кадр. Я знаю, что кадр будет неплохим, но не знаю, как забрать его.
В этом случае я делаю два кадра: вертикальный и горизонтальный.
Нынешние флешки позволяют не высчитывать количество оставшихся кадров, даже при съемке в RAW – формате.
Я делаю несколько кадров в вертикальном исполнении, если это соответствует моему замыслу. После снимаю пару горизонтальных кадров на всякий случай.
Или наоборот.
Это позволяет избежать потери кадра или ухудшения композиции снимка из-за неверной ориентации камеры.
Я не терзаюсь вопросом размера флешки, и сколько места уйдет на «лишние" кадры. Мне важнее результат, а не его техническая составляющая.
Что выбрать
Для себя я сделал вывод, который позволяет успешно фотографировать на улицах, где я чаще всего и снимаю. Это вертикальная ориентация кадра и страховка в виде горизонтальной съемки при сомнениях.
Посмотрите на фотографию выше.
Обилие вертикальных объектов говорит о необходимости съемки вертикального кадра. Но глубина перспективы этой сцены лучше поддерживается горизонтальным кадром.
При вертикальной съемке кадр был визуально сжатым и вытянутым. Я оставил горизонтальное исполнение.
Вы же должны сделать свой вывод в подобных случаях. Это связано с вашим пониманием композиции и чувства прекрасного.
История знает немало примеров, когда кто-то нарушал условности и приходил к успеху. Кто знает.
Рекомендую по теме:
- Как правильно снимать ночью без вспышки или как фотографировать в темноте без штатива. А также со штативом, с вспышкой и без
- Формат RAW или почему вы должны фотографировать в нем!?
- Передний план в фотографии
Комментарии