«Совещание резидентов»: крупнейший провал в истории советской разведки

На модерации Отложенный

История с покушением на жизнь двойного агента Сергея Скрипаля в 2018 году поставила под вопрос качество работы российских спецслужб, традиционно считавшихся высокопрофессиональными. Критики ГРУ пишут о падении качества работы российской разведки по сравнению с советским временем. Однако и в период СССР спецслужбы совершали ошибки, и случались катастрофические и скандальные провалы. Один из таких провалов получил название «датского скандала», или «совещания резидентов», и стоил должности главе ГРУ того времени, Яну Карловичу Берзину. В 1935-м датская полиция раскрыла всю сеть советских резидентов в Дании, в результате чего эта страна на долгое время перестала использоваться как канал связи и выпала из поля присутствия тайных агентов СССР. В феврале 1935 года датчане в Копенгагене арестовали четверых советских разведчиков, находившихся там якобы проездом, и еще 10 их агентов.

Обнаружить их датским специалистам удалось благодаря тому, что руководители резидентуры связи в Дании А. П. Улановский и американец Д. Минк (тоже советский агент) вербовали для своей работы местных датских коммунистов (известных полиции и поставленных под ее контроль), что было предсказуемым и рискованным способом расширения сети. Именно из-за этого такой метод был уже запрещен, но в Дании его продолжали практиковать вопреки запрету и замалчивали это. Иностранные коммунисты нередко оказывались слишком болтливы, не имели навыков конспирации и пренебрегали требованиям начальства. То же сказалось и в Дании. В результате полиция знала, где искать, так как имела в компартии своих осведомителей и легко вычислила советских резидентов.

Указанную явочную квартиру датчане поставили под наблюдение и произвели арест, когда резиденты пришли «на совещание» к Улановскому (он и сам тоже был арестован). При этом советские резиденты расслабились, считая Данию нейтральной и безопасной для них страной (в итоге к СССР не было предъявлено серьезных обвинений, так как резиденты не готовили агрессивных акция против Дании). Но из этого не следовало, что конспирацию можно не соблюдать, а именно ею и пренебрегли. После этого Берзин, которому уже не раз приходилось лично оправдываться за неудачи перед И. Сталиным, сам подал в отставку, а его заменил С. П. Урицкий, комкор с опытом разведработы в Чехословакии.

 

Стоит сказать, что ошибались в ГРУ и до этого.

Например, после 1927 года, когда резко обострились отношения СССР и Англии, англичане атаковали советскую разведывательную сеть. В результате за несколько месяцев были раскрыты советские разведгруппы в Польше, Стамбуле, Швейцарии, Австрии и во Франции (там тоже подвели французские коммунисты Ж. Креме и П. Прово). Историки спецслужб А. И. Колпакиди и Д. П. Прохоров в книге «Очерки истории российской военной разведки» пишут, что руководители разведки СССР того времени были «самоуспокоены», замкнуты и не контролировали агентуру в должной мере. В результате один провал следовал за другим. Еще несколько советских разведчиков были арестованы в Вене в 1932-м.

Еще через год это повторилось в Латвии (там тоже привлекали к работе людей, известных местной контрразведке). Затем арестовали еще одного агента в Гамбурге (немецкого коммуниста). Потом еще нескольких в Румынии и Турции, еще и группа советских резидентов в Польше оказалась перевербована поляками. Завершился 1933 год арестом групп советских агентов в Финляндии и в Париже. Провалы продолжались и после, в 1934-м. Случившееся в Дании в 1935 году стало особенно позорной «вишенкой на торте» неудач.

Разведупру пришлось многое пересмотреть в своей работе. Во-первых, Разведупр создал небольшие и теперь самостоятельные группы резидентов и отныне с независимыми каналами связи с Центром. Кроме того, было принято решение о создании спецшколы разведчиков на 200 человек (до 1935 года такой в СССР просто не было). И стали жестче следить за исполнением требований руководства, в том числе касающихся неиспользования иностранных коммунистов. Но времени на налаживание полноценной разведывательной работы у СССР уже не оставалось: через пару лет по разведке еще один удар нанес НКВД, развернувший маховик репрессий (за «антисоветскую деятельность» были расстреляны Я. К. Берзин и многие действующие после 1935-го разведчики), а потом началась война. Сталин все еще не доверял профессионализму разведки настолько, что игнорировал многие поступавшие сообщения о запланированном Германией на 22 июня 1941 года начале войны, так как считал их ненадежными. История удачных и славных операций ГРУ относится уже к более позднему времени Великой Отечественной войны и послевоенному периоду. Тогда уже никто не писал, как К. Ворошилов в 1930-е, что разведка «хромает на все четыре ноги».