Костюмированный бал в Зимнем дворце.1903год.

На модерации Отложенный

       

       Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени».      

    Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.

 ­­

Александр Александрович Прозоровский-Голицын
 ­­
Александра Петровна Скоропадская
 ­­
Алексей Алексеевич Мусин-Пушкин
    Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.

 ­­

Алексей Захарович Хитрово
 ­­
Вел. кн. Андрей Владимирович 
 ­­
Анна Александровна Вырубова (Танеева) c неустановленной подругой
      11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Театре Эрмитажа, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов», (исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.

 

 
 ­­
Анна Сергеевна Истомина
 ­­
Антон Васильевич Новосильцев 
 ­­
Барон ?.?. Штакельберг
         13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны.
     Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.

  ­

Княгиня Надежда Дмитриевна Белосельская 

 ­
?.?. Беляева 
 ­­
Варвара Васильевна Мусина-Пушкина
    «Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

 ­­

Василий ?. Долгоруков
 ­­
Вел. кн. Александр Михайлович 
 ­­
Вел. кн. Борис Владимирович
       Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи.
Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.
     В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Федоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 февраля 1903 года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.

 ­­

Вел. кн. Дмитрий Константинович
 ­­
Вел. кн. Константин Константинович 
 ­­
Вел. кн. Николай Николаевич (Младший)
       После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мразовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников.
      В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. ­­
Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин
 ­­
Мария Николаевна Воейкова 
 ­­
Иван Александрович Всеволожский
    В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал а-ля рюсс имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметевых.

 ­­

Генерал ?.?. Евреинов
 ­­
Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий
 ­­
Герцогиня Мария Николаевна Лейхтенбергская, урожденная графиня Граббе
      Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

 ­­

Княгиня Мария Михайловна Голицына
 ­­
Алексей Александрович Бобринский 
 ­­
графиня Агриппина Константиновна Зарнекау урожденная княжна Джапаридзе

      Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских)

 ­­

Графиня София Александровна Ферзен
 ­­
Графиня София Ивановна Граббе, урождённая Всеволожская
 ­­
Дмитрий Борисович Голицын 

Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.