Босх. Блудный сын.
На модерации
Отложенный
Знакомясь с творчеством Босха,мы с вами уже видели странника,когда обсуждали триптих ВОЗ СЕНА. Он был изображён на внешних створках.Земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни.
Оба эти странника очень похожи.Только изменились детали и смысл картины.
Сегодня более подробно присмотримся к другой его картине БЛУДНЫЙ СЫН.Эта тема очень любима художниками.Вы все конечно знаете легенду о блудном сыне,но там он возвращается домой после странствий,а у Босха,наоборот,он уходит из дома.
Босх.Блудный сын(ПУТНИК)1510г
Но этот наш странник ещё более измождённый и оборванный скиталец изображён на фоне одного из самых изысканных пейзажей, выполненных художником. Приглушённый желтовато-серый колорит тонко передаёт пасмурный день, столь характерный для дождливой Голландии.
Мы уже знакомы с пессимизмом Босха.Он считал,что Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух.
РАССУЖДЕНИЯ О КАРТИНЕ.
Как и прочие творения Босха, "Блудный сын" построен на символах и намеках.
Нищий, несчастный и отвергнутый всеми, блудный сын отправляется в путь. Как жалок его внешний вид! Голое колено видно через дыру в штанах. На ногах разная обувь.
Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами. А сзади него жизнь, покидаемая им.Полуразвалившийся дом,с оторванными ставнями.За углом мочится человек, рыцарь обнимает женщину, старуха выглядывает из окна, едят из корытца свиньи.
И собачка — маленькая, с сумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно. А розоватые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным, нервным, вечно изменчивым и все же постоянным.
Этот человек не совсем опустившийся, нет. В шляпе продето шило и что-то вроде ниток, шкурка убитого пушного зверя - на обмен или продажу на еду и кров в непогоду.Среди вещей также ложка, кошель у пояса, да и сама корзина вполне добротная - возможно, заработанная какой-нибудь черновой работой или той же охотой.
Нож в ножнах, больное колено заботливо перевязано тряпицей... а вот обувь все же выдает его с головой - туфли на нем разные... - все это случайное, найденное. И путь ему до отчего дома Босх определил долгий - можно было идти и босиком, да и пейзаж служит здесь не просто фоном, а намеком - велика земля, протащила жизнь лихая блудного сына далече от заботливого отца...
.
Давайте рассмотрим его дом,что он оставляет за плечами.
На то,что это таверна, указывают сразу несколько признаков - вывеска с белым лебедем, раскрытые в темноту двери, в которых зритель видит милующуюся парочку, оконные стекла, замысловато образующие бокал с вливающимся в него вином и что-то похожее на игральные кости.
Женщина в окне глядит вослед путнику, и в её лице можно прочесть (или угадать, зная сюжет?) богатую гамму чувств - от глубокой печали до зависти - оторваться от распутной жизни и уйти в жизнь более счастливую.
Присмотритесь.Некоторые посетители не гнушаются справлять нужду прямо за углом... Этим Босх показывает нам, что покинутый путником дом грязен не только изнутри, но и снаружи. Люди, живущие в нем, люди, приходящие в него... никто не уважает этих стен и хозяев - видимо от того, что они и не достойны уважения.
Интересно понять,почему именно лебедь изображён на вывеске? Известно, что в средневековых текстах лебедь предстает как олицетворение лицемерия и обманчивости внешнего вида. Прекрасное белое оперение скрывает черное мясо, посему облик противоречит сущности.
Что там и говорить , всем нам известно, что самый распрекрасный снаружи дом может таить внутри боль и отчаяние жильцов, радушный и милый снаружи человек - злобу и ненависть внутри. Времена Босха ничем в этом смысле не отличаются.
А сову вы заметили? Она сидит на ветке прямо над головой странника.Это любимый персонаж Босха. Она почти сливается с листвой дерева, и разглядеть её не просто. Это грустный и страшный символ .Нагие девицы близки к разврату именно под совой... влекомые бесами души осенены совами... совы сидят на сухих мертвых деревьях и властвуют в аду. И это пристанище порока тоже - "под совой" не случайно.
Не случайно возле дома мы видим свинью с маленькими поросятами.Это символ плотских грехов, чревоугодия, похоти.. Если бы Босх избражал не таверну с оторванными ставнями, а ухоженный дом какого-нибудь порядочного семейства, где царит любовь и благоразумие, такая свинья с поросятами означала бы прямо противоположное - материнство, заботу.
ВЫВОД.
Так бы мог выглядеть любой человек. Что оставляет он в этом греховном мире? Рухнувшие надежды на спасение, неприкаянность и разочарование?.От дороги,которую выберет путник, зависит его будущее. Опасности и искушения ждут на каждом шагу.Нужно задуматься, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться.
Это не просто иллюстрация библейской истории, а наставление зрителю и напоминание - это про всех, это не конкретные Нидерланды или Германия, или Святая Земля - это весь мир без преувеличений.
Источники.
http://smallbay.ru/article/bosch3.html
http://worldofschool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/pritchi-hrista/kartina-i.-bosha-bludnyj-syn-opisanie
http://anni-manninen.livejournal.com/696643.html
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Обратите внимание на диптрих - гопники отжимают у прохожего ручную кладь, виселица на горизонте, собакен с садо-мазо ошейником, доктор из местной дурки вывел и прогуливает на лужайке своих небуйных пациентов... Вроде как удручающий пейзаж...А наш герой вообще не при делах, ему хорошо... Точно, Босх подхалтуривал на рекламе каннабиса у местных наркобарыг (аптекарей).
От травы так не вставляет.
http://gallerix.ru/storeroom/1400476940/
У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление, как считалось, предвещало неудачи и смерть. У Брейгеля, к примеру, сороки сидели на виселицах.
В старинной английской песенке рассказывается о пророческих способностях сорок: одна сорока - это печаль, две - радость, три - свадьба, четыре - рождение, пять - крещение, шесть - смерть, семь - небеса, восемь - ад, а девять - дьявол.
"....От дороги,которую выберет путник, зависит его будущее..." - разве это не про каждого так можно сказать?
P.S. Слово "тапок" - нелитературное, просторечное. В статье его лучше не употреблять.
Невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста.
"Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские - это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские - все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). "
Может быть , оглядываясь на таверну, он в душе борется с искушением вернуться и предаться прелестям жизни, тем более, что и одинокая женщина смотрит ему вслед.. Еще один символ, - сорока в клетке тоже указывает на то, что этот дом развратен и нечист. У средневековых христиан сорока обозначала распутный образ жизни и её появление предвещало неудачи и смерть ... Каким пессимизмом проникнуты все картины Босха и эта, пожалуй, особенно.
Был свой своеобразный стиль. Скорее всего его не интересовало сходство,главное- символы .
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это картина Рембранта.Возвращение блудного сына.1666г
Босх был почетным членом Братства Богоматери, которое почитало чудотворный образ Девы Марии, хранившийся в церкви Св. Иоанна города Хертогенбосе. Символом Братства Богоматери был белый лебедь, его члены называли себя братьями лебедя. Братья ежегодно собирались на пиршество - "лебединые трапезы", где основным блюдом было жаркое из этой птицы. В архиве Хертогенбоса сохранилась запись о том, что в 1498 году лебедя для трапезы подарил Босх.
Интересный факт...
Сам дом Босха не сохранился,но на его месте появились новые постройки. Он жил в самом центре.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих"
Интересно и то, что Босх состоял в братстве Девы Марии, именуемом " лебединым", символом которого был белый лебедь. Этого же лебедя мы видим на вывеске обветшалой и грязной таверны, где добродетель явно не присутствует. Есть ли здесь связь или совпадение...сплошные загадки.) Алина, спасибо за познавательную, статью!)
А о лебеде очень занимательно.Нужно будет почитать,почему они выбрали этот символ.
Вообще это братство имело очень интересную идеологию,больше жизненную,чем церковную.
В этом братстве на общих обедах почетным считалось поглощение пару кусочков жареного лебедя. Ничто человеческое было им не чуждо, наверное.) Возможно, изобразив себя в роли путника и таверну с символом братства Босх хотел что-то донести до зрителя? Сплошные загадки.)
Но найдет ли он где-то рай на земле?
По Торе совершенствование мира надо начинать с себя и своего дома. Странник же ищет счастья во вне... Не найдет!
Но с другой стороны нельзя терять надежду.
Знания, навыки и умения, культура и воспитание они как горб, который тебя сопровождает в любой точке земли и с этим ничего не поделаешь!
Но "надежда умирает последней"!
Наверное потому,что одежда его в дырах,на ногах разная обувь,а котомка вполне добротная .Видимо он знал лучшие времена.Но сам путник очень худой,весь сгорбленный.Не сильно много физических сил для длинной дороги.
Мой старый дом,
Искал , как мореход
В пустыне моря ищет сушу,
Пришёл, увидел - вновь я ухожу,
Гнездо родное потеряло душу.....
А такая версия?
Комментарий удален модератором
Картины Босха нужно рассматривать, имея за душой определённую базу знаний, тогда и рассматриваешь их "другими глазами"...
Во-первых, только благодаря Вам я поняла необходимость вглядываться в детали картин Босха и его современников и шире - поняла особенности его творческого подхода. Это было непросто. Ведь именно над тем, что некоторая часть наивных зрителей и идеологизированных искусствоведов "разгадывали картины как шарады в поисках понимания или "крамолы" мы с друзьями, авангардными художниками, потешались и издевались в 60-80х годах. Даже слово придумали смешное - "кроксворд"))) Именно в этой компании я научилась воспринимать картины как целое, через единое впечатление, и больше как живопись, а не сюжетное произведение - даже если там есть сюжет, литературное содержание.
Хочу также написать о том, как я воспринимаю "Блудного сына" - собрав воедино впечатление от живописи и Ваши блестящие комментарии деталей - в духе идей времени создания картины.
Несмотря на то, что именно его живопись дисплей передает очень бледно, меня сразу поразило лицо странника - и вспомнился "Рыцарь бедный" Пушкина и Достоевского. Лицо бледное, отрешенное, погруженное в свою идею или мечту:
"С той поры, сгорев душою,
он на женщин не смотрел,
и до гроба ни с одною
слова молвить не хотел"...
Если же говорить о евангельских параллелях - мне кажется, что это скорее не блудный сын, а человек, выбравший ученичество, путь следования за Христом.
«Всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 29)
Разумеется, Евангелие говорит скорее о выборе следования пути духа, а не отказу от родственных отношений.
Сама бедность одежды, нищета странника, которые могут порицаться людьми, для царства Божия не имеют никакого значения, хотя и в Евангелии устами самого Иисуса отмечены как испытание.
Хочу привести гениальный парафраз И.Бунина этого текста:
* * *
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
"...А сыну человеческому некуда голову преклонить" ....
Мне кажется, что это центральная метафора картины - о трудности следования этому "узкому пути", на котором столько самоотречения, отказа от земных удовольствий, которые отныне, с момента вступления на путь, кажутся столь неприглядными, как земное жилище, которое остается на картине в прошлом.
Как много сегодня было версий об этом бедном путнике.Ваша тоже очень интересная.
Так много вызнаете из истории религии.Хочется поверить,что этот странный путник найдёт место в этой жизни,где он будет нужен,обретёт душевный покой.
Конечно, путь путника непростой,но в его взгляде нет сожаления. Фигура наклонена к земле, это не гордая поступь уверенного в себе человека. Он рано состарился и поседел, в глазах его - усталость, разочарование, горькая усмешка... надежда.
Но своему Путнику он даёт возможность уйти в поисках лучшей жизни. Судя по атрибутах,его ждёт длинная и трудная дорога.
P.S.прошу прощения за оффтоп, но я не ценитель искусства по другому.
Видимо тогда картины Босха воспринимались вполне современно,несмотря на их открытую сатиру.
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ну и перестройка немного))))
Все говорят о нём,как об образованном человеке своего времени. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле.
По жизни он был богат,жена принесла ему хорошее приданное.
А шкурка-то кошачья! Обычного полосатого Васьки...
Комментарий удален модератором
Не считайте этот смайлик таким уж легкомысленным, Хорошо?