Совершенная вселенная и райский сад, которые мы потеряли.

     Недавно заставил себя дочитать философско-богословский труд дьякона А.Кураева "Может ли православный быть эволюционистом". И вот мое мнение: в целом, А. Кураев, безусловно, прав - эволюционная теория, как и любая другая научная теория, нисколько не противоречат библейской картине мира. Дело в том, что наука и религия говорят о совершенно разных вещах. Науку интересует вселенная, какой она есть - с точки зрения ее устройства и законов, которые ею управляют; а религию, - в частности христианство, - роль и место человека вселенной. И самое главное - религию интересует отношение человека к миру, каков он есть, и каким должен быть. Соответственно, и объекты для исследования у науки и религии разные: наука занимается изучением реальной физической вселенной, а религия изучением, вернее толкованием Библии. На первый взгляд может показаться, что научный и религиозный метод познания несовместимы и противоречат друг другу. Хотя это не так: по существу, в каком-то смысле, наука, познавая мир, тоже занимается «толкованием» - научным «толкованием» материальной действительности. Как ученый или философ, теолог старается быть предельно логически последовательным и непротиворечивым в своих умозаключениях и теоретических построениях. Поэтому, когда богословы занимаются толкованием Святого Писания они не фантазируют, не сочиняют каждый на свой лад свою версию смысла и содержания того или иного текста. Толкование Библии это тот же вид научного познания, со своими успехами, озарениями, неудачами и разочарованиями. В корне неверно относиться к толкованию религиозных текстов как к чему «несерьезному», спекулятивному, что не совместимо с научным методом познания. Даже если точное и логически непротиворечивое толкование Библии не согласуется с современной научной картиной мира, это не значит, что или наука или Святое Писание говорят не правду, и кто-то из них нуждается в пересмотре и исправлении. Отнюдь, это означает лишь то, что, как уже упоминалось, они имеют дело с совершенно разными формами реальности. Не удивительно, что если подходить к толкованию Библии беспристрастно, то она нас озадачивает и ставит в тупик: мир предстает перед нами совсем иным, не таким, каким мы знаем о нем по учебникам физики, например. Нам это может нравиться или нет, но если мы признаем авторитет отцов Церкви и святых, мы не можем согласиться с основным постулатом эволюционной теории о случайном происхождении жизни на земле. Непререкаемый авторитет Святых отцов и учителей Церкви зиждется, прежде всего, на боговдохновенности их мыслей и благодати Божьей. Поэтому как бы современные богословы не позиционировали себя сторонниками просвещения и научного прогресса, им все равно придется выбирать с кем они: с Библией или наукой, с ее относительностью знаний о мире. Компромисс возможен только в одном случае: «я верю в науку, но считаю, что она заканчивается там, где начинается эволюционная теория о спонтанном происхождении жизни». Есть предел «научной толерантности» для настоящего богослова и верующего: «нельзя служить одновременно двум господам». Впрочем, А. Кураев своей книге «Может ли православный быть эволюционистом», считает иначе. В своем толковании Библии, ссылаясь на тех же Святых отцов и учителей Церкви, он разделяет мир на «враждебно внешний» и «райский сад» - Эдем. Но так ли это? Если верить А. Кураеву, то получается, что Космос и Эдем это совершенно разные творения Бога: вселенная, материя была "сотворена" (эволюционировала) изначально враждебной к людям и всему живому, а Эдем напоминал собой некий райский оазис, ограниченный пространством и времени, защищающим человека от разрушительных стихий Космоса. Другими словами, для защиты человека от Богом же созданного материального мира. Не кажется ли это А. Кураеву странным: получается, что Всевышний создал несовершенный мир – Космос, и совершенный – Эдем? Но этого не может быть, потому что не может быть никогда, ведь после каждого «дня творения» Бог всегда давал оценку своему творению - «хорошо все весьма». Если бы мир был такой враждебный по отношению к человеку, если бы в нем царствовал дарвиновский закон борьбы за выживание – стал бы такой мир нравиться Создателю. Вряд ли Господь гордился бы таким своим творением, в котором животное пожирает животное, сильный уничтожает слабого. И не важно, распространяется ли нравственный закон на природу или нет, является ли смена поколений животных (смерть) благом для природы или нет: ничего хорошего в таком «агрессивном буйстве жизни» не было, что можно было от лица Создателя сказать, что это « что это «хорошо». Пока материя была под контролем Всевышнего, повинуясь его воли, повелению и командам к исполнению – материя и все ее творения были совершенны. Но затем произошло одно трагическое событие в жизни вселенной, когда все звезды, планеты, пространство и время отпали от Бога, вышли из его опеки – и мир изменился, став полной противоположностью тому, каким он задумывался Творцом.

Материя стала субстанцией, в которой, в отличие от духовной реальности царил хаос, стихия и «дух противоречия». Следствием этого "падения" материи и стало то, что Бог создал Эдем, поселив первых людей там, чтобы защитить от внешнего материального мира, который уже не тем, каким он был совершенным первоначально. Однако дьявол не оставил в покое людей и в земном райском уголке, искусив Еву. Произошло, таким образом, "двойное падение" творения Божьего: вначале "пала вселенная", а затем сам «венец творения» - человек, став таким же тленным и смертным, какой стала, раздираемая внутренними противоречиями, материя. Потеряв источник  духовной силы, человек повторил судьбу вселенной, отпавшей от воли Творца еще раньше человека. Будучи наделенными свободой воли, вселенная и человек  выбрали свой независимый путь, отличный от предназначенного им Богом. Именно после духовного, метафизического падения мира и человека, во вселенной пошли те процессы, которые по своему невежеству и незнанию ученые стали называть как  развитие и эволюция. Поскольку от первоначального совершенства ничего не осталось и внешне все выглядело, так как будто никакого творения и не было, и материя, какая она есть,  существовала вечно. Законы материального мира, заданные Богом миру первоначально, изменились: вселенная стала заложницей законов единства и борьбы противоположностей, естественного отбора и борьбы за выживание. И вся эта трагедия, под названием «первородный грех», разыгралась на маленьком райском островке под названием Эдем. Этот земной рай был фактически квинтэссенцией того совершенства мира, который был сотворен по воле Господа. Ученым нет смысла «напрягаться», пытаясь опровергнуть факт его существования, и тем более найти этот рай. Постольку поскольку это мир не привычной нам сейчас физической реальности, в силу известных причин ставшей «низшей» и тленной, а реальности метафизической, духовной – по отношению к миру сегодняшнему. Одним словом, Дух этот «внешний», материальный мир создал и дух, в лице человека, «сотворенного по подобию и образу Божьему», его (эту материю) и привел в то состояние, в котором мы его теперь видим. Все это делает бессмысленным нахождения противоречия и несостыковок текстов Библии о сотворении мира и современными научными представлениями об эволюции материи. Библейская картина творения мира не имеет ничего общего с той материей, которую ученые сейчас знают и исследуют. Творение мира Богом лишь по форме напоминало эволюцию – не Разум же производил все формы жизни, а «призванная к жизни» материя «производила всякую тварь». На этом все сходство с «научной эволюцией» заканчивается: вода и земля «творят по повелению Господа всю душу живую» сразу же по роду их, без всякого «линейной» или «скачкообразной» эволюции от низших форм жизни к высшим, с «закреплением всех полезных для организмов мутаций». Все эти мудрствования ученых с эволюционными хитросплетениями, от которых, по мнению этих светил науки, произошли все животные и весь растительный мир, полезны только для отъявленных, самовлюбленных снобов, кичащихся своей просвещенностью и ехидно посмеивающихся над «дремучестью и отсталостью» религиозных мракобесов. Я почти не исключаю, и даже уверен, что материальный мир до того деградировал, что действительно стал как бы спонтанно, путем проб и ошибок, «отыскивать» те принципы и механизмы развития, которые остались в «памяти вселенной» от «дней творения». Именно поэтому археологи и палеонтологи находят много ископаемых людей и животных со всевозможными «тупиковыми ветками эволюции». Что вполне объяснимо: материя «учиться», сама реконструирует те механизмы и принципы творения, которые в «божественные дни творения» Господь ниспослал на мир словами «да произрастет…». Материя оказалась очень даже «обучаемой субстанцией» - если не «по-хорошему», то «через коленку», как это поступают с ней ученые – это точно. Но не Вселенной это заслуга и, уж тем более, не случайности и времени, как полагают позитивно мыслящие рационалисты-ученые. Не все, конечно, но их, к сожалению, большинство. Пришло время, наконец, запомнить всем: наука занимается изучением мира, открытием законов природы, а не объяснением мира – что и откуда произошло. Последнее – прерогатива философов и теологов. Можно абсолютно точно и уверенно сказать: наука заканчивается там, где начинается эволюционная теория – нравится это кому-нибудь или нет.

0
278
1