КАРА от КОРАНА

На модерации Отложенный

УЛИКИ

КАРА от КОРАНА

Экстремизм. Терроризм. От этих слов стынет кровь. Льются слезы. Весь мир сегодня сочувствует россиянам, переживает вместе с вами трагические события в Питере. Нет слов, чтобы выразить это горе. Эту вселенскую боль. Это отчаяние. Этот ужас, что завтра ЭТО настигнет тебя…ЧТО ДЕЛАТЬ? КУДА БЕЖАТЬ? Как спасти свою семью, своих детей? 

Недоумеваем: откуда они взялись, эти террористы? Ведь еще недавно мы только по телевизору видели и в газетах читали про террористов, которые зачем-то себя взрывают, людей убивают. Но все эти ужасы происходили где-то очень далеко. Потому мы были спокойны за себя и своих сыновей.
Но трагические события в Алматы, Актобе показали, что религиозный экстремизм и терроризм прочно обосновался и у нас в Казахстане. И весь ужас в том, что террористы – не заграничные посланцы, а наши ребята, которые еще вчера сидели с нашими детьми за одной партой, слушали наши лекции в институте… Как они оказались там… в стане врага? Почему предали Родину, обрекли на страдания своих самых дорогих – родителей, семью, своих детей? Во имя чего лишили себя жизни? 
Совершенно очевидно, что среди причин и истоков проявлений религиозного экстремизма в нашей стране не последнее место занимает сегодняшний бесконтрольный, безрассудный рост религиозности населения. И как одно из его проявлений – рост числа фанатично верующих семей. Ведь именно в семье закладываются основы мировоззрения ребенка, которые во взрослой жизни превращаются в нравственные принципы, идеалы, ради которых человек готов отдать жизнь. 
Никогда ранее в Казахстане не наблюдалось религиозного фанатизма. Такого агрессивного, как сейчас. Никогда верующие мусульмане не навязывали религиозную атрибутику своим детям. Ибо это в принципе противоречит исламу. 
Мы живем в правовом светском государстве. Конституция обеспечила нам свободу совести и вероисповеданий. Церковь отделена от государства, а школа от церкви. Воспитанием детей занимается государство на научной основе. Пропаганда религии, удовлетворение религиозных потребностей должны осуществляться ТОЛЬКО на территории культовых зданий. Это – закон, выполнять который обязан каждый гражданин РК. А что происходит в действительности?
Верующие родители заставляют детей держать уразу (30-дневный пост), девочкам запрещают носить школьную форму, их облачают в хиджаб. В СМИ по местным каналам идет разнузданная, откровенная пропаганда религии. 
Круглосуточно на канале «Асыл арна» читают Коран на арабском с переводом на казахский. Без какого-либо научного комментария. В Алматы на всю округу разносится азан – зовут на молитву. А ведь все это грубейшие нарушения всех законов, действующих в РК и конституционных прав верующих других религий. Ибо нет у других религий такого ТВ-канала. А почему исламу такая привилегия?
По всем местным тв-каналам идет пропаганда услуг экстрасенсов, целителей, абсолютное большинство которых не имеют не только медицинского, но вообще никакого образования. С экрана нас призывают к врачам не обращаться, ибо не могут они якобы даже диагноз поставить. А идти надо к «народным» целителям, которые запросто лечат даже рак, СПИД, бесплодие. Могут они круто изменить вашу судьбу, нищего сделать богачом. Не верите? Посмотрите на сайте Хит-тв передачу «Запредельное». Гостья передачи – цыганка Роза Оглы. Знаменитая целительница, маг и медиум. Так ее представила телеведущая Карина Сарсенова.
Роза общается с мертвыми. Бывает, как она утверждает, что мертвый сам не осознает, что он умер. И вредит живым. Вселяется в плохого человека, который грубит, матерится. Или в ребенка. Ребенок становится агрессивным, неуправляемым. Тогда родители приводят его к Розе. Роза выгоняет духа и ребенок выздоравливает.
– А как они выглядят, эти духи? – интересуется телеведущая.
– Ужасно, – говорит Роза. – Они с хвостами, с рогами. 
Но Роза их не боится. Сразу хватает духа за шкирку и засовывает в стеклянную банку с пластмассовой крышкой. Чтоб не выскочил. И – на кладбище. Там она выпускает духа. И дух, поняв наконец, что он мертвый, улетает на небо и предстает перед Всевышним. 
Уши вянут, челюсть отпадает. И не только от этой ахинеи, но и от косноязычия этой «знаменитости» – «евошняя родственница, гадаю на кафейной сгуще, чуйствую адманывают» и т.п. перлы. 
Вот таких «известных целителей» рекомендуют наши СМИ.
Я из любопытства однажды позвонила по телефону, записанному с экрана – Берику Жангирбаеву. Одно посещение этого «целителя» стоит 50 000 тенге, а услуга экстрасенса Бахыт Жуматовой стоит еще дороже. 
Что делать тяжелобольному? Он же последнее понесет в надежде исцелиться. Ведь с телеэкрана рекомендовали. А сколько больных умирает, упустив время из-за этих шарлатанов и мошенников. С этим надо что-то делать. Столько их развелось, что это уже угрожает здоровью нации. Имею в виду не только физическое здоровье соотечественников, но и их духовное здоровье. Ведь пропаганда подобного мракобесия не проходит бесследно. Особенно для детей и подростков, мировоззрение которых только формируется. 
Конечно, сложа руки не сидим. Большую работу в борьбе с терроризмом, коррупцией проводят КНБ, МВД РК и другие силовые структуры. Ужесточаем наказание. Вон сколько взяточников пересажали. А коррупция не умирает, а возрождается. Как гидра. Отрубил одну голову, а на ее месте выросло еще десять новых. Почему? 
Потому что мы боремся со следствием, а не с причиной. То же самое и с терроризмом. Требуем смертной казни для них. Но разве террориста испугаешь смертью? Он же сам добровольно идет на смерть. Во имя Аллаха! За чистоту веры! И в глазах тысяч (может миллионов) верующих террористы – шахиды, герои, а не преступники. Ими восхищаются, ими гордятся, им подражают. Согласитесь, это мощнейший стимул воспроизводства религиозного экстремизма, если учесть высокий уровень религиозности наших граждан. 
А что они знают, эти ребята, об исламе? Ровным счетом ничего. Коран, шариат написаны на арабском, которого они не знают. Они верят на слово своим наставникам, которые в подавляющем своем большинстве тоже о Коране знают понаслышке. Вербовщики спекулируют на этом. 
Хочу подчеркнуть, Коран – очень сложный исторический памятник. Не только потому, что изложен на арабском языке, которым владеют далеко не все служители культа. Ученые арабисты, исламоведы, религиоведы всех стран и народов в течение многих веков переводят, изучают Коран. И если собрать все эти исследования в одну библиотеку, то они не поместились бы в одно многоэтажное здание.
В Коране столько непонятных слов, противоречий, тумана, что ученые до сих пор не могут определить даже хронологию коранических текстов. А ведь это очень важно, когда, какое предписание было продиктовано архангелом Джабраилом Мухаммеду. В одном аяте предписано одно, а через десять страниц предписано совсем другое. Как быть мусульманину, какому предписанию следовать?
С таким вопросом обращались еще при жизни к пророку Мухаммеду. И он объяснял, при каких конкретных обстоятельствах были написаны эти суры. И что первый из них отменен как устаревший. Поэтому нужно руководствоваться более современным. Но вербовщики эти детали не учитывают и цитируют своей пастве те суры, которые соответствуют их политическим и корыстным целям. А мы, религиоведы, равнодушно взираем, как калечат души нашей молодежи всякие проходимцы.
Очень часто в своих проповедях вербовщики просто вырывают нужные фразы из контекста и вольно, как им вздумается, комментируют их. Вот так вешают лапшу на уши своим прихожанам. Они верят, потому что любая религия не требует научного подтверждения. Например, очень популярное понятие «джихад», которое вербовщики трактуют как война против неверных.
Однако это не совсем так. Джихад – это война, если агрессор напал на твою родину, на твою семью, а ты вынужден защищаться. Только в этом случае война. В Коране слово «джихад» употребляется 33 раза. Во всех остальных случаях – это стремление избавиться от своих недостатков, комплексов, пороков, стать лучше, чище, благороднее.
Часто манипулируют словом «шахид» – святой, герой, принявший мученическую смерть ради Аллаха, защищая чистоту веры от исказивших ее людей. Однако это не имеет ничего общего с терроризмом. Террорист – это убийца и самоубийца одновременно. Его цель – убить как можно больше ни в чем не повинных людей, в том числе детей, стариков, единоверцев, ничем не угрожавших ни Аллаху, ни чистоте веры в единого Бога. Коран очень отрицательно относится к убийству, особенно к самоубийству. Ибо Аллах подарил жизнь каждому из нас и никому не позволено ее отнимать ни у себя, ни у других. Так написано в Коране. Поэтому террористам согласно Корану уготована самая страшная кара – гореть в огне.
А что мы можем противопоставить данному явлению? Идеологическую, воспитательную работу. Ту, которая взрастила Зою Космодемьянскую, Алию Молдагулову, Александра Матросова и 28 героев-панфиловцев, многие из которых никогда не бывали в Москве, но жизни своей не пожалели для ее защиты. Потому и победили мы в той страшной войне, что были сильными духом. Потому что беззаветно любили свою Родину. Ради победы каждый советский человек готов был пожертвовать всем, даже жизнью. 
Кто-то из великих сказал, что идея, овладевшая сознанием масс, становится величайшей материальной силой. Сегодня у нас есть такая национальная идея. Это 100 реальных шагов, которые выведут нас в 30 ведущих стран мира, это третий этап модернизации всех сторон нашей жизни, озвученная недавно президентом Н.А. Назарбаевым. Эту национальную идею надо воплотить в жизнь, чтобы овладела она мыслью и чувствами каждого из нас. Чтобы человек с молоком матери впитывал чувства патриотизма, любви к Родине, высокие нравственные принципы и идеалы.
Невозможно переоценить роль СМИ в этом. Пресса всегда была голосом и совестью народа. Потому что именно она формирует общественное сознание, мировоззрение, сеет доброе, вечное. 
Необходимо возродить институт цензуры. Поборники демократии, конечно, завопят. Но пусть знают: демократия – не анархия и не вседозволенность. Это и порядок, и дисциплина. Это прежде всего забота о безопасности государства. 
Мы развенчали прежние идеалы, новых не создали. А когда наше растерянное общество обратило свои взгляды на религию, веру в Бога, что с нами произошло? 
Великую державу – СССР, которую никто не мог победить, уничтожили без единого выстрела. Нельзя забывать эти уроки истории. 
Мы не можем позволить нашим врагам взорвать нашу страну изнутри. А потому каждый из нас – ученые, деятели искусства, журналисты, религиоведы, педагоги, медики – все вместе должны поработать во имя Отечества.
Необходимо рассказывать, показывать телезрителям, читателям истинный ислам, раскрывать, разоблачать искаженные в чьих-то корыстных или политических целях догматы этой религии, разоблачать мошенников и рассказывать о действительно грандиозных успехах нашей медицины, о тех огромных средствах, выделенных государством на наше здоровье… Такую работу надо проводить системно, целенаправленно, постоянно. Ибо только силовыми методами с религиозным экстремизмом не справиться. Более того, ужесточение мер наказания без разъяснительной пропагандистской работы может вызвать даже противоположную реакцию. В глазах верующих возрастет ореол героизма этих преступников, слава великомучеников за ВЕРУ, за АЛЛАХА. Ведь именно во имя этой призрачной идеи многие искалечили свои жизни.
Сегодня усилилась пропаганда радикального ислама через интернет. Согласно официальным данным в Казахстане около 3 миллионов детей и подростков от 13 до 19 лет сидят постоянно в интернете. Стоит только включить компьютер, как на ребенка выливается море информации об «истинном исламе», героях шахидах, которым уготована всемирная слава и место в раю.
На фоне сирийского кризиса очень сильно активизировалась деятельность запрещенной в РК и РФ террористической организации ДАИШ. У нее есть несколько собственных веб-сайтов, часто она проводит джихадистские форумы, семинары в интернете, распространяет самую разнообразную информацию об организации террористических актов. Даже подробный инструктаж проводится, как пользоваться огнестрельным оружием и изготовить самодельное взрывное устройство в домашних условиях.
Согласно данным Международного центра по изучению радикализма 1/3 часть иностранных боевиков – это выходцы из СНГ. Только за последние 6 месяцев экстремисты привлекли в свои ряды 360 туркмен, 500 киргизов, 460 узбеков и 400 казахов. 
Вербовщики активно общаются со студентами в общежитиях, медресе и других религиозных учебных заведениях, мечетях. Нуждающимся оказывают материальную помощь, оплачивают учебу, дают деньги на карманные расходы. Таким образом входят в доверие, становятся друзьями, общаются по скайпу, вечерами вместе просматривают видеоролики о террористах. 
Красочные фотографии боевиков, рослых красивых восточных мужчин на фоне дорогих особняков, за рулем крутых авто, рядом с ними красавицы жены в роскошных нарядах…Видеоролики о грандиозных сражениях, где воюют и с победой возвращаются к любимым герои – боевики… Это впечатляет наивных молоденьких девушек и они соглашаются выехать из страны в надежде обрести счастье в далекой загадочной стране.
Депутат киргизского парламента Дастан Джумабеков недавно рассказал в интернете о том, как обманным путем вывезли из Ошской области 15 студентов в Сирию, обещая им большие заработки и красивую жизнь. Одна из девушек успела дозвониться к родителям. И теперь стоит вопрос, как их вернуть домой. А эта задача теперь не из легких.
В своем Послании народу Казахстана президент Н.А. Назарбаев акцентировал внимание на необходимости усиления воспитательной работы в колониях. Нередко преступник попадает в тюрьму неверующим, а выходит оттуда фанатом радикального ислама. Вот, к примеру, «алмаатинский стрелок» Руслан Кулекбаев отсидел свой срок за грабеж, а освободился уже вполне состоявшимся идейным борцом «за чистоту ислама». Теракты в Актобе совершили тоже бывшие зэки, которые приобщились к псевдоисламу именно в колонии (см. «Время» 9.03.2017). В этой связи еще пару слов о духовенстве. Воспроизводство религиозности и даже распространение и пропаганда экстремизма порой имеет к ним прямое отношение. С ними тоже надо работать, потому что большинство из них, особенно муллы, имамы на местах неграмотны, об исламе не имеют никакого представления. Просто знают наизусть несколько сур Корана. Их надо обучать не за границей, а у нас дома. Ведь они работают, общаются с верующими, имеют на них большое влияние.
Служители культа, конечно, возразят: церковь отделена от государства. Не спорю. Церковь отделена, но государство не отделено от граждан, которые там работают, которые общаются, формируют мировосприятие, образ жизни тысяч верующих – наших соотечественников.
Вербовщики активно работают в глухих, отдаленных от культурных центров аулах, где мечеть – единственное место, где люди собираются, общаются. А семейные тои, похороны, айты, на которых самым почетным гостем является мулла, разве не самое удобное место и время для пропаганды любой религиозной идеи?! Есть факты, когда имам слово в слово пересказывает верующим то, что слышал от кого-то, а этот кто-то оказался пропагандистом радикального ислама, он раздавал сельчанам религиозную самиздатовскую литературу. Такой случай произошел в Киргизии. Но разве есть гарантия, что подобное не происходит и у нас?

 

Мадина УСЕНОВА

доктор философских наук, профессор-религиовед, Алматы, Республика Казахстан