о метафизическом языке поэмы "Руслан и Людми"

На модерации Отложенный

О МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ

ПОЭМЫ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

1 сентября 1822 года А.С. Пушкин в письме из Кишинёва обращается к Вяземскому: "Пиши в тишине самовластия, образуй наш метафизический язык" [5.IX]. В Толковом словаре В.И.Даля дано понятие МЕТАФИЗИКИ – "Ученье о мире невещественном, существенном, духовном" и оно отражает миропонимание предков. Метафизический язык – это язык духовного и невещественного мира, им поведаны от начала начал этапы эволюции жизни, им писаны произведения фольклора, им владеет душа человека.

В традиции любого народа вселенная (мир) представлена тремя царствами или мирами: верхний, средний и нижний. Верхний мир – царство вечности вселенной, божественная обитель, духовный мир. Ведическая Русь его называет Правь. В вечности хранится идея вселенской жизни. Нижний мир – царство ночи вселенной, невещественный, потусторонний или подземный мир, царство смерти. Ведическая традиция его называет Навь. В невещественном мире из идеи жизни разворачивается образ вселенной со всеми её жителями. Средний мир – царство дня вселенной, существенный мир или Явь. В Яви образ вселенной и её жителей воплощены в формах.

Например, в пословицах молвится: "Есть – словцо, как мёд, сладко; нет – словцо, как полынь, горько. По естю старец и келью строит. По естю и неть живёт" [3].

Здесь Старец – Творец мира (вселенной).

Есть – божественная обитель, "духовный", верхний мир, царство вечности; в нём властвует идея жизни.

Нет или неть – "невещественный", нижний, потусторонний мир, царство ночи вселенной, царство смерти; в нём идея жизни представлена в образах.

По навьим образам старец и строит келью – "существенный" мир или царство дня вселенной; в нём образы жителей вселенной воплощены в формах.

Пушкин начинает 2-е издание поэмы «Руслан и Людмила» с Посвящения, с "времён минувших небылицы". Небылица – это особый жанр сказки, встречается у всех народов Руси. Небылица устами Я рассказывает от начала всех начал о рождении вселенной. Пословица поясняет происхождение этого жанра сказки: "Небылица в лицах, найдена в старых светлицах, оберчена в чёрных тряпицах". Небылица ведает об очень древних временах, потому и найдена она в "старых светлицах" вечности, где находится правда истинная – опыт предыдущих вселенных, оберченный "в чёрные тряпицы". Другая пословица уточняет: "Всякая небылица в три года сгодится". Три года – это длительность жизни вселенной и человека в три этапа бытия: от зарождения идеи жизни до создания её образа, а затем её воплощение в Яви.

                           ПОСВЯЩЕНИЕ

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шёпот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть украдкой,

На песни грешные мои.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны.

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

"Лукоморье, дуб зелёный, златая цепь, кот учёный, море, я, мёд" это картины "духовного" мира или царства Прави, где властвует лишь идея жизни. Царство Нави или "невещественный" мир передан образами: "неведомых дорожек, следов невиданных зверей, избушки на курьих ножках, бабы Яги, Кащея, леса, дола, бурого волка, царевны, лешего, русалки, русского духа". А царство Яви или "существенный" мир показан зарёй, волнами, водами, брегом песчаным, светом, богатырями.

Смыслы выделенных курсивом слов при описании картин вечности и ночи вселенной [4]:

Лукоморьеберег острова Буяна, вечность вселенной, царство Прави.

Дуб зелёный символ Прави, священное дерево ведической Руси. Дуб – это и вселенская ось.

Кот учёный – образ Солнца.

Златая цепь– указывает на привязку Солнца относительно вселенской оси или вечнозелёного дуба, оттого "и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом".

Морекосмическая бездна, окиян-море произведений фольклора.

Я– нетленная душа.

Мёд – Сурья, напиток богов.

Неведомые дорожки – дороги ночи вселенной (Нави).

Невиданные звери– жители ночи вселенной.

Баба Яга – страж ночи вселенной, суженая Сварожича Велеса. Имя Яги происходит от огня. Её главная задача: не допустить несанкционированного перехода навьего жителя из Нави в Явь; очистить в Нави душу человека на пути из Яви в Правь. В русских сказках и Ведах у Яги, как и у Велеса Звёздного, много имён: Вила-Сида, царица с золотыми кудрями, Ася Звездинка, Метельница, Азовка, Ненила, Домна, Святогоровна и др. Баба Яга людские думки прежде ведает. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» бабе Яге, как стражу царства смерти, задолго была известна алчность и зло дома мачехи, потому она и говорила Василисе: "знаю я их, поживи ты наперёд".

Избушка на курьих ножках – изба бабы Яги. Она располагается в ночи вселенной, там же размещены образы всех будущих земных жителей.

Ступа– умение бабы-Яги мгновенно перелётывать по навьему царству.

Кащей – князь тьмы. Даль в Толковом словаре отмечает: "Кащей (или касть) означает мерзость, скверну, нечистое, поганое. Кащей – сказочное лицо вроде вечного жида" [2]. Его дворец находится в царстве смерти, в ночи вселенной или невещественном мире.

Волк образ Сварожича Велеса, покровителя Земли и её жителей. Он же страж ворот вечности вселенной. Волк мудр, он умеет в Нави оборачиваться в образы коня, девицы и любого другого навьего жителя. Он бурый, потому что владеет бурей ветрами из божьих уст (первородными началами), поэтому он мгновенно перемещается по царствам вселенной.

Царевна– душа человека.

Леший– Лесовик, Хозяин леса. Он полгода живёт в Нави (с 4 октября по 11 апреля, в допетровском летосчислении), а остальное время пребывает в Яви. Образ Лешего подробно описан в фольклоре [1]. Например, "Умён и мудрён лесовой дедушко: захочешь – всему научит, а прозеваешь – кожу слупит" (сказка «Королевич и его дядька»). "Лешой ет не боитца Бога; ему нужно сысторонь штобы сказали: "Бог помочь!" (сказка «Лешой и черти»). Леший находится в рядах светлых сил.

Русалка – как и Леший, житель Яви и Нави. Образами русалок и леших мир божий наполняется на втором этапе бытия вселенной.

Лес, дол – картины навьего царства.

Заря – день вселенной, Явь.

Русский дух– православные по происхождению "пахнут" традицией ведической Руси. Например, так Русь озвучена в сказках «Василиса Прекрасная», «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный» и множествах других произведений фольклора.

События поэмы с 1 по 6 песню происходят в невещественном мире. Поэма представляет её главных героев: "Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец". В славянской мифологии Леля и Лель – Боги юности, любви и суженых. Руслан – это отеческое семя или удалец, идущий из царства вечности через Навь в воплощение, а его "невеста" – это душа по имени Людмила. Поэма знакомит с жителями Прави и Нави, с головой богатыря и волшебным мечом-кладенцом, рассказывает о свойствах мёртвой и живой воды. Но, чтобы понять смыслы очаровательных пушкинских строк, надо знать лексику "нашего метафизического языка".

Повествование «Руслан и Людмила» повторяет сюжет рождения человека, описанный в произведениях фольклора. Например, об этом же поведано в сказках «Иван-Дурак», «Не хочешь – не слушай», «Околдованная сиротка», «Неосторожное слово», «Старуха-говоруха», «Дочь и падчерица», «Иван-Седун», «Песенный человек», «Сивко-бурко», «Мудрая жена» и множестве других. На границе вечности и ночи вселенной происходит первая встреча Руслана – удальца (отеческое семя) и его души – Людмилы. Затем их пути расходятся. Пока плоть удальца Руслана развивается в утробном пузыре (в Нави), в это время душа или Людмила ожидает в навьем дворце его воплощение. В завершении шестой песни поэмы писано, когда пришёл конец "столь долгой ночи" (навьего мира), тогда и "день настал" (мир Яви). Через девять месяцев младенец Руслан выходит из утробного пузыря на белый свет Яви. И в тот же миг Людмила, "воскреснув пламенной душой" в Яви, вселяется в предназначенное ей ретивое сердечушко новорождённого богатыря Руслана. По этому поводу всегда следует свадебный пир, который знаменует венец творения родительской семеюшки. Человек родился! Это событие и отражается в заключительных строках шестой песни: "Владимир в гриднице высокой запировал в семье своей".

Без святых слов ведической Руси, с которыми познакомила Пушкина его "любимая подруга" – Арина Родионовна, не реализовался бы гений Пушкина. В ноябре 1824 года Александр из Михайловского пишет брату Лёвушке: "Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" [5.IX]. Он восхищается фольклором, в нём он черпает своё вдохновение. Но он видит неприятие, ненависть дома Романовых и их исповедников к национальной традиции Руси. Поэт на стороне народа, он признаётся Дельвигу: "Мои элегии писаны против религии и правительства" [5.IX].

Романовы 300 лет намеренно уничтожали русскую культуру, ими насильно насаждалось образование и культура на западный манер. Однако Русь упорно сопротивлялась царским реформам. В этом противостоянии наиболее просвещённое дворянство обратилось к родному духовному источнику – к фольклору.

С XVIII по XXI век было опубликовано великое множество произведений фольклора. Кирша Данилов, М.Чулков, Э.Ленрот, И.Сахаров, П.Киреевский, В.Даль, М.Забылин, братья Ончуковы, П.Безсонов, В.Дашков, П.Рыбников, А.Афанасьев, А.Гильфердинг, Е.Барсов, И.Дахкильгов и многие другие собиратели правды истинной пожинали драгоценный урожай. Они записали миллионы песен, сказок, былин, легенд, загадок, пословиц, поговорок, причет, обрядов и заговоров. Названными исследователями сохранена мудрость прародителей. Это знание погружает читателя на глубину прошлых и будущих миллиардолетий: от начала творения нашей вселенной и до её ухода в вечность.

Собиратели жемчужин фольклора хранили первозданность народного языка. Но под натиском невежд и "западников" язык претерпевал изменения. Ныне, чтобы не было разночтения с литературными памятниками прошлого и в соответствии с духом живого великорусского языка, некоторым буквам и словам вернулось их прежнее написание. Так, через забвенье лет буква Ё сейчас по-прежнему с нами. Теперь стоит на очереди возвращение буквы З в слитных предлогах: без, воз, из, раз. Например, безсмертие, безстрастие; безсудь, безтолковый, возсияние, возсоздание, возстание, изследование, изстари, изсыхание, изсяк, разселина, разсказ, разспрос, разставание и некоторых других.

А.С. Пушкин не создавал русского литературного языка, как думают и утверждают некоторые критики. Такой труд не под силу одному человеку или научному коллективу. Язык это результат всего народного творчества на протяжении тысяч лет. В поэме «Руслан и Людмила» автор озвучил дворянству одну из сказок, поведанную Ариной Родионовной. В Посвящении при описании картин вечности и ночи вселенной поэт специально употребляет два десятка слов "нашего метафизического языка". Если же посмотреть на все песни поэмы, то можно увидеть, что в них используются ещё сорок подобных слов. Здесь на примере текста Посвящения продемонстрировано, какими словами Пушкин образует метафизическую лексику. Знакомство с этим языком необходимо каждому носителю русской культуры.

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в трёх томах. – М., 1985

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-ёх томах. – М., 1994

3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1994

4. Карпенко Л.И., Нечаева-Зубец К.В. Словарь метафизического языка. – М., 2014

5. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. – М., 1981

 

*** сообщение Карпенко и Нечаевой-Зубец на XIX Международной научной конференции «Пушкинские чтения - 2014»