Как крестьяне на Руси детей воспитывали
На модерации
Отложенный
На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций. Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания.
Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.
Детство
В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.
Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.
Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».
Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.
Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.
В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
Отрочество
В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.
Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.
С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты.
Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.
Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.
Юность
В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.
Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.
Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.
Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.
Образование
Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.
Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».
Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.
После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.
Комментарии
=======================
А как же новогородская береста начиная с X века??? Там и детские есть письмена...и женские...буквально по любому поводу писали все подряд...
Да еще при Иване Грозном образование - стало делом государевым...
Что то у вас не срастается история с её трактовкой...
Продажа сельских крестьян - разлучение семей было запрещено. Иначе было с дворовыми крестьянами - челядью.
Для крепостных - нет, за редким исключением любителей-помещиков. Зажиточный свободный крестьянин мог позволить себе отдать ребенка в приходскую школу, если она была.
тут нет ни его осмысления, ни анализа ни выводов- просто высер какой-то..
традиции -это не песни. пляски и постоянные роды и даже новогодняя веселуха, или танцы вокруг костра в тростниковых юбках..
традиции-это прежде всего набор привычек-это то, что самое сильное, что есть в человеке- сила привычки- это то, что составляет не только его суть, но и навык мыслить в рамках этих привычек..и то- чем и является человек..
какое отношение этот материал имеет к современности..тут не описан ни один связующий пример..
просто забивание мозгов ненужной информацией..без всякой связи..
В этом они даже массовый вывоз продовольствия из хронически голодающей России ,даже то ,что крестьянские дети были лишены нормального детства ,не получали нормального образования ,выставляют за "достижения " Романовых .
Нужно лучше знать историю народа, тем более что сейчас идет широкая кампания обхаивания русского народа. Какие только уничижительные эпитеты встречаются в Ньюсланде по отношению к русскому народу! А наш патриарх Кирилл вообще каждый год повторяет хотя бы раз в году, что только принятие христианства превратило наш народ в людей.
потому эта информация-просто мусор для мозга- тут нечего осмысливать..осмысливают люди то, что есть здесь и сейчас..капанием истории занимаются те, кто заинтересован конкретной деталью , но тут в современной жизни, и вот хочет узнать ее происхождение..
из тех времен в традиции современной даже сельской семьи с тех времен перешло очень мало..потому для мозга это только мусор..
"...традиции-это прежде всего набор привычек..." - совсем не так, уложения в семьях утверждались посредством Копного права на Руси.
а как будет называться обобщенный вариант таких привычек, сиречь традиции- копным правом, или семейным кодексом- дело десятое.
документ составляется как соглашение того, к чему привыкли семьи и члены семей и в чем общность этих привычек..и то, что госсистема готова поддерживать на законодательном уровне.
но генерирование семейного кодекса идет снизу от семейных традиций.
при этом это не значит того, что в семьях не появлялись и новые привычки , соответствующие и развитию общества и развитию самосознания каждого из членов семьи.
иначе мы по сей пору жили в условиях древней Руси без всякого прогресса.
потому совсем так!!
Насчет коровьих сосков и жевок - тоже правда, последние встречались в селах и при советской власти. Жевка, особенно летом, быстро гнила, что становилось причиной кишечных инфекций, а эти инфекции, в свою очередь - первой причиной смертности детей до года. Половина умирала именно так, никто по этому поводу не переживал,и про причину смерти просто констатировали факт - "понос смыл"
Комментарий удален модератором
И в доме приберёт, и огород приведёт в порядок, и с младшими братьями-сёстрами разберётся, и ягод-грибов насбИрывает...
Как потом этот полученный с малолетства опыт хозяйствования помогал в жизни!
Хоть такой пример: в войну около 20 миллионов человек невоенных погибли от голода-холода. В том числе, много известных. Например, автор "Человека-амфибии" Александр Беляев с семьёй - умерли в оккупированном Пушкине от голода, Марина Цветаева от безысходности повесилась в эвакуации... Большой список - около миллиона одних ленинградцев.
И среди этих погибших почти не было тех, кто в 10 лет полностью брали на себя обязанности матерей. И сами выжили, и детей подняли, без мужей! Слава им!
Вы, девьки, тоже не позволяйте своим дочкАм сидеть на печи да грызть пряники - давайте им работу и каждодневные обязанности. По Библии, грядут скорые катаклизмы-испытания. Научите детей труду - они спасутся!
Ничего ,антисовки своим высокооплачиваемым "трудом на благо Родины ", процентов на 80 вернули Россию в то состояние ,в котором она находилась до большевиков .
Так что , эта восхваляемая автором крестьянская "самобытность " при Романовых ,у российских крестьян и их детей еще впереди .
Премию заработаешь. :)
Ох, надо нонешней молодёжи учить историю!
Во всех женских европейских монастырях устраивались приюты для сирот - в основном, для детей монашек, которые тоже почти все вскоре умирали. Посмотрите статистику - есть в интернете.
А во времена Рима и в более ранних времена новорождённых детей сразу отправляли на свалку.
Возьмите хоть историю Моисея, которого спасла бесплодная дочь фараона. Или постоянные находки в Италии кладбищ младенцев. Стыдливо пишут, что так избавлялись от родившихся детей гетеры из лупанариев, но это не так - среди этих косточек полно законорождённых детей сенаторов и всадников. Просто были такие времена...
И вот в русском языке есть такое печальное выражение - "мать заспала ребенка". Это про те случаи, когда мать во время сна тяжестью своего тела нечаянно душила рядом лежащего младенца. Таких матерей очень сурово осуждали в деревнях.
Да-да-да :)))
В исповедном чине православной церкви, который восходил к византийскому образцу Иоанна Постника и был в ходу на протяжении большей части XIX в., свыше половины вопросов касались нарушений седьмой заповеди – иначе говоря, сексуальности. В чине XIV в. список лиц, с которыми могли согрешить прихожанки, начинается с «отца родного» и через деверя, зятя, монаха и духовного отца доходит до скота: «Или со скотом блуда не сотворила ли?» Далее «в этом бесстыдном перечне идут вопросы о лесбиянстве, о взаимном онанизме и о таких технических деталях, которые здесь немыслимо даже называть» (Рыбаков, 1993. С. 95)...
Все же остальные грехи часто умещаются в краткой фразе: «А после сего вопросить об убийстве и воровстве»....
Игорь Кон
Клубничка на берёзке: Сексуальная культура в России http://fanread.ru/book/9753389/?page=1
- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать – с утра до вечера);
– принести дрова, очистить печь, топить её;
– принести воды из колодца;
– варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
– сбивать масло;
– накрывать на стол, мыть посуду;
– подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
– вытрясать и чистить половики;
– прясть, ткать, вышивать, вязать;
– стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
– прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
– менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
– кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
– собирать куриные яйца;
– доить корову;
– сажать, полоть и поливать огород;
– собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
– убирать урожай на огороде и в поле;
– пасти корову, козу, гусей, уток;
– возить на коне копны на сенокосе;
– удить рыбу….
И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.
Больше полсотни дел! Не зря в народе говорят: "Дочке десять лет – матери дела нет".
https://www.youtube.com/watch?v=3zjwV69ZP1w
С прогрессом, цивилизацией общества, когда присутствует высокий уровень медицины и риски потерять ребенка - минимальны, то рождаемость падает. А вот с решением некоторых стран ввести однополые браки, выживание нации ставится под прямую угрозу.
По этому у народов с низким уровнем выживаемости и присутствуют многодетные семьи, и этот процесс не зависит от материального состояния семей.
ЕЕ выдали замуж в 17 лет, а ее мужу было 18. Прожили большую . трудную жизнь в любви и согласии.
А церковно-приходские школы, хоть их и принято высмеивать, давали совсем не плохое начальное образование. И полезные навыки – вышивания, пения и т.п.