Операции по освобождению Пальмиры и Дейр-эз-Зор еще не закончены, но их исход предрешен. Это крайне важное обстоятельство по двум причинам. Во-первых, про ИГИЛ* теперь — с поправкой на религию — можно сказать, что группировка «дышит на ладан». Во-вторых, текущие военные успехи усилили политические позиции Асада, за которые многие небезосновательно беспокоились еще неделю назад.
Освобождение Пальмиры неизбежно. Более того, сейчас сирийской армии сложно предъявить те претензии, которые были общим местом для аналитики еще несколько месяцев назад. Наступление велось грамотно, последовательно и, что особенно радует, хорошими темпами.
Сказалось быстрое перемещение к Пальмире высвободившихся боеспособных частей, ранее задействованных в других регионах Сирии. К примеру, в район Катарской королевской виллы была переброшена бригада «Ястребы Кунейтры», сформированная в районе Голанских высот на израильской границе, там же и воевавшая.
Туда же, в район автомобильной развязки «Пальмирский треугольник» перемещена и бригада спецназа «Тигр», которая и захватила развязку практически с марша. Одновременно другие бригады спецназа атаковали деревню Дауа к северо-запады от Пальмиры и соседнюю гору Аль-Тар.
После этого судьба города была уже решена, тем более, что стратегическое развертывание сирийских войск включало в себя еще и иракский шиитский добровольческий батальон «Имам Али», части ливанской «Хезболлы» и даже морской пехоты.
Ограничения по использованию тяжелой артиллерии в черте города вынудили перейти к захвату домов — одного за другим. Кроме того, на пути наступления находился бывший гостиничный комплекс с пяти- и шестиэтажными корпусами, что по рамкам Пальмиры — высотные строения.
Но наступавшие уже создали почти четырехкратный перевес: общая численность развернутых у Пальмиры сирийских и союзнических частей превысила 8 тысяч бойцов против, предположительно, 2 или 2,5 тысяч джихадистов. И это не считая ополчения местных племен, которое выступило на стороне Дамаска, блокируя Пальмиру по горной гряде с севера.
Захват Пальмиры — победа и военная, и стратегическая, и пропагандистская. К северу от Пальмиры (вплоть до Ракки) и к югу до иракской границы — сплошная пустыня. Эта территория считалась «подконтрольной ИГИЛ», потому что никакой связи с пустыней без опоры на автомобильную трассу и, собственно говоря, Пальмиру не было.
Теперь эту территорию можно смело перекрашивать на всей картах из черного игиловского колора во что-нибудь более светлое. Помимо духоподъемного эффекта, есть еще и эффект чисто локальный, российский. И без того сомнительный аргумент либеральной общественности о том, что российское вмешательство мало что дало, теряет последнюю опору, которую находили как раз в раскраске сирийской карты.
А вот военно-стратегические последствия освобождения Пальмиры более сложны. Казалось бы, напрашивается давно ожидавшееся наступление на Ракку, тем более, что в последние два дня российские ВКС бомбили ее довольно активно. Возможно, еще полгода назад Генштаб сирийской армии так бы и поступил — на волне головокружения от успехов.
И потащились бы десять тысяч солдат в период песчаных бурь напрямую через пустыню к берегам Евфрата. Но сейчас столь бессмысленно жертвенных действий Дамаск предпринимать не будет. И, научившись осуществлять стратегическое развертывание крупных сил в сложной местности, призадумается.
Еще перед началом наступления правительственных сил на Пальмиру резко обострилась обстановка у Дейр-аз-Зора. ИГИЛ неожиданно предпринял попытку захватить городской квартал Харабеш — самый дальний район города между центром и военно-воздушной базой. По некоторым оценкам, это была самая мощная атака джихадистов на Дейр-аз-Зор с начала года.
Ее отбили с большими потерями для игиловцев (более ста человек убитыми), после чего 104-я воздушно-десантная бригада республиканской гвардии на плечах джихадистов перешла в контрнаступление и, разрушив фронт противника, продвинулась вдоль автомобильной трассы в направлении городов Меядин и Мухассан.
Параллельно части 17-й резервной дивизии отбили сперва высоту Тарда, а затем и нефтяные месторождения Тайем.
Бои в этом районе идут на узком фронте, примыкающем к берегу Евфрата. Это сельскохозяйственная зона, жизнь в которой связана только с рекой. Дальше — пустыня. Потому и продвижение может быть осуществлено лишь вдоль автомобильной трассы № 4, идущей от Дейр-аз-Зора вдоль реки по «зеленой зоне» до иракской границы.
ИГИЛ все еще может именно на этом участке фронта собирать достаточно сил, чтобы огрызаться. Снабжать Дейр-аз-Зор пока возможно только по воздуху, так что сирийское командование вполне может озаботиться тем, чтобы, опираясь на Пальмиру, восстановить прямую связь с окруженным городом. После установления полного контроля над Пальмирой это станет возможным и теоретически, и практически.
Сложно себе представить, что физически уничтожаемые части ИГИЛ попытаются закрепиться в четырех небольших оазисах в пустыне вдоль дороги — их разнесут с воздуха за несколько минут.
Другое дело, что после восстановления сообщения с Дейр-аз-Зором сирийской армии придется охранять трассу на постоянной основе, поскольку любимое развлечение ИГИЛ последние нескольких месяцев — захватить какой-нибудь холм или бархан с хорошим видом на асфальт и рассказать всему миру, что «они перерезали артерию снабжения асадистов».
Сейчас, по понятным причинам, уровень пропагандистского обеспечения военных действий со стороны джихадистов резко упал — некоторые ресурсы не обновляется с февраля. Но Дамаску все равно нужно превентивно бороться с такого рода акциями.
Если события будут развиваться по этому или похожему сценарию (например, десантники в самом Дейр-аз-Зоре могут продолжить оказывать давление на джихадистов вдоль реки на юг, а резервисты сами начнут встречное движение по трассе М20 на запад к Пальмире), то на всей военно-политической структуре ИГИЛ в Сирии можно ставить крест (эта идиома очень не понравится джихадистским пропагандистам, вещающим о «крестоносцах», напавших на мир ислама в их лице).
Ракка будет окружена без какой-либо надежды на спасение извне или прорыв. Что делать дальше, покажут обстоятельства, но шансов на восстановление, перегруппировку или возобновление снабжения у ИГИЛ уже не будет. А будет чистая военная победа над джихадистами на земле, даже если полное освобождение Ракки затянется по гуманитарным или внутриполитическим причинам.
Это будет мировой прецедент победы в прямом вооруженном противостоянии с крупной группировкой террористической и людоедской идеологии, обладавшей хорошими финансовыми и военными возможности.
Логично предположить, что ИГИЛ усилит террористическое давление, поскольку это будет последний ресурс, оставшийся в его распоряжении. Но вряд ли какое-либо государство или даже отдельные влиятельные деятели стран Залива решаться в столь безнадежной ситуации заступиться за «раккских сидельцев» или попытаться поддержать их финансово.
Даже Анкаре придется искать себе новых союзников, что будет проблематично, учитывая разгром туркоманов и крайне жесткую реакцию курдов. Да, Турция, скорее всего, продолжит снабжать оставшиеся части джихадистов в провинции Идлиб, но это уже совсем другая история.
События последних дней вокруг Пальмиры и Дейр-аз-Зора были предопределены самим ходом войны, особенно, теми условиями для наступательных порывов сирийской армии, которые создала операция российских ВКС, спецназа и советников. Но надо отдать должное и самим сирийцам.
Определенные сомнения насчет степени их подготовки и, особенно, боевого духа, которые были в начале операции, сейчас развеяны. Операция в Пальмире показала, что выучка сирийской армии, особенно командного состава, значительно выросла. Не каждый штаб сможет в столь сжатые сроки провести стратегическое развертывание крупной разномастной группировки сил и средств в неблагоприятных условиях.
Высказывались и опасения, что после вывода большей части российской группировки ВКС наступление замедлится, что создаст Башару Асаду дополнительные политические проблемы в ходе переговоров. Но если сирийская армия сохранит тот темп, который она набрала под Пальмирой и Дейр-аз-Зором, то за политические последствия можно больше не беспокоиться.
<hr/>
* запрещенная в РФ террористическая группировка
Комментарии
"Захват Пальмиры – победа и военная, и стратегическая, и пропагандистская..."
Собственные города не захватывают, а ОСВОБОЖДАЮТ.
Выполнив задачу по срезанию «зелёного» коридора на севере Алеппо, по которому шёл транзит боевиков, оружия и боеприпасов из Турции, силы Асада отдыхают, доукомплектовываются и готовят новую операцию.
Ващета ИГИЛ никуда не денется - он просто плавно перетечёт в европку...
у меня другой вопрос - а что с Дамаском?
2011 год: в Дамаске спокойно (еще), у режима жестокие спецслужбы и армия, с тяжелым вооружением, числом 220 тысяч.
Откуда вдруг берутся наемники, тяжелого вооружения (танков и самолетов) все же не имеющие, и изначально находящиеся вне границ страны (по-Вашему, гастролеры)?
При полном попустительстве всех спецслужб, козьими тропами и с фальшивыми паспортами через аэропорты, накапливаются в стране, в числе, способном противостоять армии? С при таком методе накопления с "лезущем хоть в какие-то рамки" темпом, ну хоть 1000 в месяц?
Ничего иного, с принятием Вашего предположения о "гастролерах", и предположить не получается, но тогда за год накопится всего 12 тысяч, которых надо содержать где-то этот год, кормить, снабжать - и при этом вновь предположить, что спецслужбы спят.
Но даже и эти 12 тысяч могут хоть как-то противостоять 20-кратно превосходящей числом и 100-кратно вооружением армии только если зацепятся за границу, через которую их будут снабжать и помогать, но мы знаем - полыхнуло сначала не у границ, а в самой середке.
Реально было: имам призывал не служить режиму еретиков-а...
Им не дадут жить спокойно. Всё равно сгноят.
1) В Сирии имеют преимущества (на госслужбе, в бизнесе, в армии) алавиты, а их - меньшинство. То есть многое достается немногим. Вот желающее своим детям лучшей жизни большинство и поднялось.
2) Засуха 2005-2008 годов (менее сурово продолжающаяся и сейчас). Она выгнала около двух миллионов человек на окраины Алеппо и Дамаска, где эти люди стали жить жизнью люмпенов, перебиваясь помощью и случайными подработками (они и полыхнули первыми).
Причем это вина не погоды, а правительства: мы вот построили опреснители, и в стране воды вдосталь, хотя климат тот же. А Асад этого не сделал, ему деньги нужны были, вишь ты, на иное - вот и получил.
3) Бунт очень редко поднимают от голода и неграмотные. Они, по-любому, скорее идут в бандиты, как сейчас во многих местах Африки, и отнюдь не претендуют на свержение центральной власти.
Бунтуют не от хорошей жизни, понятно, но бунтуют те, кто от голода не умирает, и читать-писать умеет, но живет скромно и, ГЛАВНЕ, не видит для себя никаких перспектив. Именно умеющие читать и писать не желают быть обреченными на скудное житье всю свою жизнь, вне зависимости от личных усилий.
А "гастролеры" -...
А так, вроде опять впадаете в средневековье, с очередным "Крестовым" походом.
А что касается прошлого, о котором Вы так пренебрежительно говорите, то уж будьте уверены, и в Средние века, и ранее в истории отнюдь не орудовала "орда двоечников".
Любой подход должен быть, прежде всего, адекватен обстановке (в нашем случае обстановка - это и количество и плотность населения, и технологии, и методы ведения хозяйства, и наличие свободных территорий, и... много всего еще).
В средние века передовые общества-то были адекватны.
И именно мы - адекватны СЕЙЧАС, а вот наши оппоненты (и не только арабы, но и - увы вам - русские) не адекватны.
А что неадекватные общества чаще всего бывают "реакционными романтиками", и пытаются вернуться в прошлое (кто - к халифату, а у кого крушение СССР - историческая катастрофа и несправедливость, которую надо исправить) - эт-точно.
Не за Мамону(деньги) же бьются эти люди? А у меня ещё и аватар в эту тему. Наследственное:), живу тут.
Но вот только насчет "устарелости" и "принадлежности концепций этой борьбы к прошлому" - Вы поторопились (напомнить про троцкистов?).
Такая борьба всегда возникает, когда ресурсов на всех не хватает (любых ресурсов, начиная от какой-ни-там руды и кончая женщинами).
Выход нашла только современная Западная цивилизация - не надо бороться за ресурсы, надо их УВЕЛИЧИВАТЬ. Типа раньше один автомобиль расходовал столько бензина, сколько сейчас четыре, а автомобилей прибыло только вдвое, так что это то же самое, как ресурсы бензина удвоились, ну и т.д.
Потому и процветают те, кто умеет эти ресурсы увеличивать, а не те, у кого той или иной руды много...
Но это - не арабы. У них с таким подходом - большой напряг. Плодятся как кролики, но кролики-то едят траву, что сама растет, а вот арабы так не умеют, а еще им смартфонов хочется (кроликам этого не надо), и т.д.
Продержался 5 лет? Ну, во-первых, за это время его власть "съежилась" на четверть бывшей Сирии, но и в таком формате даже он "продержался" только потому, что за него воевали иностранные военные.
Хизбалла - ни разу не сирийцы - самые боеспособные войска Асада, и иранцы - представляю себе уровень войсковой поддержки, ими оказываемой, если ли за это время в Сирии погибло три ГЕНЕРАЛА иранцев (не капитанов, не полковников даже, а генералов).
И при всем этом, он шел ко дну, что удостоверяется (100%!) решением русских вмешаться.
Так что "поддержка народа" обалденная.
Да и то сказать, как ей может пользоваться та власть, которая предоставляет серьезные привилегии и преимущества 10% религиозного меньшинства?
Подобная постановка вопроса в гражданской войне смысла не имеет, а только выказывает, что так говорящий стоит на стороне одних сирийцев против других.
Я себя особым спецом по Сирии не считаю, но у меня вот хоть лаборант - алавит из пограничной с Сирией деревни, и родственников в Сирии много имеет...
И Кедми, и Сатановский, возможно, и имеют что-то в виду, только я живу здесь, сам вижу то, о чем Сатановский только рассуждает, и считаю Махмуда (мой лаборант), Фатиму (у меня в доме раз в неделю убирает) и Али (мой садовник) более компетентными в вопросах предпочтений арабской улицы, чем они оба вместе взятые.
Россия делится разведданными с Ираном и Хезбаллой, Ирану продает оружие, Хизбаллу тренирует. А упомянутые ребята нацелили ракеты прямо на мой кампус, на мою лабораторию, на моих коллег, на мой дом и мою семью.
И с такой постановкой вопроса Россия права быть НЕ может и не будет, и никакой (понятно) любви от меня не заработает.
А насчет ракет - в 2006 году у меня был стартап на Голанах, где я тогда и жил. И вот во время второй Ливанской у нас упало очень немного ракет (хотя так случилось, что одна из них - метрах в 200 от моей лаборатории), но вот очень много пролетало над нами - и ночью зрелище было впечатляющим. Надо думать, с тех пор Хизбалла не только подкупила истраченное, но и пополнила запасы.
А ерничать над тем, что не понимаешь - для этого, Гена, большого ума не надо. Вы это начали делать, видимо, потому, что нечего возразить, кроме воспевания личных качеств Кедми (который иногда-то говорит дело - но увы, далеко не всегда)?
2) Мои тутошние "источники информации" имеют много родственников в Сирии, да и сами по менталитету мало от них мало отличаются.
3) И в моей стране тоже режут - правда, в арабских деревнях, за "поругание чести" в отместку за неправильные действия хамулы, к которой принадлежал "урезанный" (особенно пикантно, что иной раз сии неправильные действия имели место лет сто тому как), и прочим другим подобным поводам. Так что мне не столь трудно представить себе, что бы там развернулось в отсутствие нашей полиции.
Что вот Вы не понимаете (а я понимаю) - что в этой коммюнити часто искренне возмущены не тем, что отрезали голову, а тем, что отрезали голову "нашему", а не "ихнему".
Там нет "правых" или "цивилизованных", там есть только победители и неудачники.
С сожалением должен отметить, что это относится даже к детям (а уж к женщинам - тем более).
Там нет добрых и понимающих, есть только те, кто "не успел выстрелить первым".
А разговор о "точности" - пустой. Это социальные материи, а не электродный потенциал, тут все думают "немного разное", да и немногие точно-то и понимают, что именно они...