Керченский мост. Евросоюз - против

На модерации Отложенный

Международная группа патентных поверенных готовит перечень правовых оснований для подачи  искового заявления в Стокгольмский арбитражный суд по поводу незаконного использования Россией инженерных и технических решений при строительстве Крымского моста. 

Как стало известно, основанием для такого иска может послужить признание одного из бывших офицеров неназываемой (предположительно - ГРУ ФСБ) российской спецслужбы, входившего в состав группы нелегалов,  осуществившей в середине 80-х годов прошлого века беспримерное по дерзости похищение одного из вариантов проекта обсуждаемого в тот момент мостового перехода между Францией и Великобританией.

Реализованный в 1994 году Евротоннель, был не единственным вариантом. 

Дискуссии о необходимости строительства, так же, как и попытки его начала, производились неоднократно.

Например, в 1875 году одновременно французский и английский парламенты приняли постановление о строительстве тоннеля, но из-за отсутствия финансирования проект был запущен лишь год спустя.

В 1881 были проведены геологические изыскания, и 21 октября две буровые машины конструкции Инглиша-Бомонта начали работу — одна из Шекспир-Клиффа, около Дувра, вторая с французской стороны у города Сангатт.

18 марта 1883 года строительство было остановлено, так как британцы опасались, что готовый тоннель может стать причиной возможного лёгкого вторжения противника на территорию Великобритании. К этому времени было прорыто 2026 метров с английской стороны и 1829 метров — с французской.

В 1922 году рабочие начали бурить тоннель у Фолкстона. После того, как было завершено 128 метров, по политическим причинам проект снова был остановлен.

Разрабатывавшиеся же параллельно проекты моста, который предполагалось строить примерно там же, где в итоге пролёг тоннель,  так и не пригодились.

Однако степень их проработки была настолько высока, что предложенными решениями можно воспользоваться для возведения подобных сооружений практически в любом месте.

Именно это и привлекло внимание спецслужб России, направившей в Великобританию группу тайных агентов, перед которыми была поставлена задача  - добыть как можно больше информации по проекту (операция Trust, Доверие). Забегая вперёд, скажем, что задача была не только выполнена, но и перевыполнена.

Группа высадилась с неопознанной подводной лодки проекта Kilo в октябре 1987 года, за несколько месяцев до начала работ по строительству Евротоннеля, на неохраняемое побережье  в районе Портсмута. Дата была выбрана не случайно  - именно тогда вся документация по мостам, была передана в архив, как невостребованная.

Подводная лодка проекта 877 (Kilo) в районе Портсмута. Съёмка в инфракрасных лучах

Легализовавшись под видом беженцев из Пакистана, участники группы сумели получить работу в одной из фирм, производивших обслуживание вентиляционной системы архива. Под предлогом необходимости проведения профилактических работ, они сумели проникнуть непосредственно в хранилище, и организовать там незарегистрированную точку входа в Интернет, работавшую только на передачу и потому не отслеживаемую системами безопасности.

Непосредственным исполнителем был выпускник одного из украинских ВУЗ'ов, которые, как известно, готовили лучших в СССР специалистов в области программирования.

За два месяца в адрес секретного центра, расположенного на о.Рюген в Балтийском море, было направлено более 2 терабайт данных, включающих в себя полный комплект конструкторской и технологической документации, а также результатов исследований морского дна в районе предполагаемого строительства.

В Рождественскую ночь 1987 года, закончив передачу данных, диверсанты устроили пожар, в результате которого архив выгорел полностью. В итоге, СССР стал единственным обладателем уникальных документов, разработка которых обошлась почти в  250 млн. евро (не менее 2 млрд. в ценах 2017 г.).

По правилам, полная копия такого рода информации должна была быть сохранена, в качестве резервного экземпляра, в центральном хранилище архивов в Бирмингеме

Бирмингемский Королевский архив

Недавнее обращение к ней показало, что все данные зашифрованы, да ещё вдобавок к этому хранятся в виде многотомного zip-архива, разбитого на файлы размером в 1.44 мегабайт каждый и записанного на 3.5-дюймовые дискеты. При этом по крайней мере 12 из 40 400 файлов архива имеют в своих именах кириллические символы, что не позволяет произвести их распаковку иначе как используя клавиатуру с русскоязычной раскладкой.

Отсутствие практики применения таких клавиатур британскими архивариусами делает задачу невыполнимой.

Само же обращение было произведено в рамках возобновившегося интереса сторон к строительству моста, в дополнение к тоннелю, о чём буквально на днях заявил глава британского МИД Борис Джонсон.

По его словам, "глупо, что две ведущие экономические державы связаны только железной дорогой".

Президент Эммануэль Макрон положительно воспринял идею британского министра. "Я согласен. Давайте сделаем это", — сказал французский лидер.

Однако вновь открывшиеся обстоятельства могли бы стать непреодолимым (или по крайней мере весьма существенным) препятствием  для этого, из-за необходимости производства подготовительных и проектных работ с нуля.

К счастью, украинец, участник той самой операции, предусмотрел возможность возникновения в будущем таких проблем, и предусмотрительно вёл передачу данных не только в Рюгенскую резидентуру, но и на свой собственный почтовый ящик, принадлежащий Полтавскому филиалу КЦДиТО.

Сравнительный анализ проекта Крымского моста с одной стороны, и предложений французских и британских проектировщиков  - с другой, и позволил сделать вывод, что имеет место явно выраженный акт промышленного шпионажа.

Если суд согласится с выдвинутыми обвинениями, то Россия будет вынуждена компенсировать как франко-британские расходы, так и выплатить пени и штрафы за незаконное использование интеллектуальной собственности.

Общая сумма при этом может достичь 6 млрд. евро.

Особую же пикантность процессу придаёт то, что согласно европейским законам, до 40.4% от этой суммы может быть выплачено в качестве вознаграждения украинскому патриоту, первому обратившему внимание на странное - буквально до деталей, например, и там, и там у болтов головки предусмотрены шестигранные  - сходство двух казалось бы совершенно разных проектов. 

В случае же отказа России от выплат, мост может быть демонтирован и перенесён на место, изначально предусмотренное проектом, т.е. в район Кале-Дувр.

Впрочем, такая ситуация является совершенно естественной и привычной для тех, кто понимает.

 

Иоганн Вайс