Картина Н.Рериха «Великий Всадник» в Музее Монголии

На модерации Отложенный

Картина Ригден-Джапо Владыка Шамбалы (Великий Всадник) - дар Н.Рериха Великому народному хуралу Монголии - высшей законодательной власти страны. Основное название даётся по упоминанию в книге Н.К. Рериха «Сердце Азии» (1929). В каталоге В.В. Соколовского (1978) названо «Грядущее (Великий всадник)». В музее изобразительного искусства Монголии им.Дзанабадзара картина называется «Великий Красный Богатырь».
 

Обстоятельства создания и передачи в дар Монголии этого произведения автор картины неоднократно приводит в своих книгах «Алтай - Гималаи» (1929) и «Сердце Азии» (1929), а также в «Листах дневника», изданных в 1995-1996 гг. О нём писала в книге «Мастер» Л. В. Шапошникова (1998): «Картина была, как жизнь. В ней слились воедино традиционное и новое. В алых облаках по небу мчался всадник на красном коне. Всадник громко трубил в раковину, и лицо его было похоже на храмовую маску. Впереди него, как вестники грядущего, летели по синему небу красные птицы. Внизу сине-зелёные горы Монголии, и на свежей зелени степи идет собрание Великого хурала. Картина была похожа на старинную танку. Но события, на ней отражённые, имели отношение к настоящему и будущему. Картина была символична и в то же время несла в себе приметы современности».

П.Ф. Беликов и В.П. Князева (1996) в биографии художника привели слова Николая Константиновича, объясняющие смысл картины. Их он произнёс при вручении полотна Балингийну Цэрэндоржу, председателю Монгольского правительства: «Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаменем нового века. Великий Всадник освобождения несётся над просторами Монголии... И Великий хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громко звучит зов красного прекрасного Владычного Всадника. Во время расцвета Азии считалось лучшим подарком произведение искусства или книга.

Пришли опять лучшие времена Азии...»

Специально для экспонирования этого произведения вместе с другими почитаемыми предметами Монгольское правительство планировало создать храм-хранилище. Через своего уполномоченного оно обратилось к художнику с просьбой дать эскиз проекта («рисунок», как пишет Н. К. Рерих в одиннадцатой главе книги «Алтай - Гималаи») этого нового здания. Однако после отъезда художника, вследствие политических перемен в Монголии, этому проекту не суждено было осуществиться, картину передали в Учёный комитет Монголии и вскоре вообще забыли, пока в 1959 г. на Первый Всемирный конгресс монголоведов в Улан-Баторе не приехал сын Н.Рериха - Ю.Н.Рерих. Тогда ему не удалось найти картину, но спустя несколько лет её обнаружил в запаснике его ученик, директор Института востоковедения Академии наук Монголи Шагдарын Бира, о чём сообщила в советской печати Инесса Ломакина (1970).
 

С того момента и до наших дней полотно занимает почётное место в экспозиции Музея изобразительных искусств Монголии им. Дзанабадзара. Интерес к произведению в Монголии с каждым годом растёт. О нём говорили в своих докладах монгольские и российские искусствоведы и культурологи на конгрессе «Рерихи и Монголия» в ноябре 2008 г. в Улан-Баторе (часть докладов издана в сборнике «Аав хуу Рерих нар ба Монгол» / «Рерихи и Монголия» в том же году). Считается, что картина написана в стиле «мартан», где красный цвет доминирует. Утвердившееся в Монголии название полотна «Великий Красный Богатырь» связывается с названием столицы Монголии Улан-Батор, означающем в дословном переводе также «Красный Богатырь».