Людвиг Фейербах о вере и человеке.

На модерации Отложенный

Людвиг Фейербах (1804—1872) окончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля, защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» вполне в гегелевском духе, стал приват-доцентом, но в 1830 году анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал идею бессмертия души. Авторство было разоблачено, книга конфискована, автор лишен права преподавания, но продолжал научную работу в области истории философии. Разобравшись в философии Гегеля, Фейербах подверг ее резкой критике. В 1836 году Фейербах женился и уехал в деревню, где жил безвыездно 25 лет. В конце жизни изучал Маркса, даже вступил в социал-демократическую партию.

Идеалистическая философия и религия возникает, по мнению Фейербаха, из-за принижения человека. Но человек дитя природы, и именно человек в центре его внимания. Мой метод, пишет Фейербах, опираясь на факты и «посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы к человеку».

В 1841 г. был опубликован главный его труд «Сущность христианства», в котором он хотел «Осветить тёмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог перестать, наконец, быть добычей, игрушкой всех тех человеконенавистнических сил, которые испокон века, ещё и до сих пор пользуются тьмой религии для угнетения людей». (Избр. филос. произв. Том 2. М., 1955 С. 516).

Сущность человека – чувственность, а не дух. Не Бог создал человека, а люди создали себе Бога, приписав ему те качества, которыми сами мечтали обладать, и поклоняются ему. Это,  неправильно, это противоречит разуму и нравственности,  с помощью поклонения Богу человека не осчастливить. «Бог не ничто, а не то, чем его сделали. Бог – это человек», поэтому надо заменить веру в Бога верой и любовью к Человеку.

Мир познается чувствами, и первый объект для человека – это другой человек. И зачинается человек не «во грехе», а в любви.

Философию Фейербаха называют антропологическим материализмом. Фейербах убежден, что религия ложна, вредна, и является орудием политической борьбы и господства. Ошибочно мнение о том, что религия не вмешивается в жизнь и «можно равнодушно предоставить каждому быть дураком на свой манер».

Фейербах согласен с французскими просветителями в том, что религия рождается «во тьме невежества и страха», но главное – это чувство зависимости и нужды. Бессилие удовлетворить свои желания находит утешение в иллюзии. При этом фантазия тем необузданнее, чем невежественнее человек. «Вера освобождает желания человека от уз естественного разума». Вера в чудо тождественна с сущностью веры, «сверхъестественность есть сущность веры». «Ни в чем человек так не чувствует свое бессилие, как в сознании неизбежности смерти. Ему труднее всего примириться с этой неизбежностью. Вот почему самая властная религиозная иллюзия – это обещание загробной жизни». Использование кнута (угроза ада) и пряника (обещание вечной жизни и блаженства в раю) довершает картину.

Фейербах убежден: «Вера ограничивает, сужает горизонты человека; она отнимает у него свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается. Вера замыкается в себе. … Вера сообщает человеку особое чувство тщеславия и эгоизма. Верующий мнит себя лицом привилегированным. …Вера нетерпима, она неизбежно переходит в ненависть; вера противоположна любви. …Религии разъединяют людей».

«Посредничество между христианской догматикой и философией следует отвергнуть в интересах как философии, так и религии, всякая философия необходимо иррелигиозна».

У Фейербаха есть любопытная фраза:

 «Иудейство есть мирское христианство, а христианство – духовное иудейство». (Сущность христианства. М., 1965, С. 151). Он поясняет: человеком признается только христианин. Причем цель иудейской религии – желание земного благополучия, «но будучи превращенной в христианскую религию – это стремление к небесному блаженству». Таким образом, для богоизбранного народа «Бог есть любовь, исполняющий наши желания», причем на Земле. Для всех остальных – спасения в Царствии Небесном и угроза вечных мук в аду. Политика кнута и пряника в этом случае выражается явно, это и есть способ внедрения в сознание идеологии послушания.

 Фейербах хотел, чтобы для всех людей и всех народов Бог был бы любовью, исполняющим их желания в этой единственной и короткой земной жизни.

Дуализм разделения души и тела Фейербах объявляет противоестественным: «Тело есть фундамент разума». Он пишет: «Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми; если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам... Лишения, «самоотрицание», ханжество делают человека мрачным, угрюмым, грязным, похотливым, трусливым, скупым, завистливым, коварным, злобным, а удовлетворенность чувств – веселым, отважным, благородным, открытым, сострадательным, свободным, добрым. Все люди добры в радости, злы в горе, но источник горя есть именно отвлечение от чувств... Разумное наслаждение настоящим составляет единственно разумную заботу о будущем».

Фейербах призывает к, любви, счастью, путешествиям. Он отбрасывает Гегеля вместе с его системой и методом. Однако, ни какого-либо социального анализа исторического процесса, ни развернутой теории познания, ни даже анализа глубинных истоков религиозности, соотношения церкви, власти и собственности Фейербах не даёт. Его антропологический материализм упрекают в ограниченности. Хотя, мне думается, просто он занимался тем, что его интересовало.

По сути, Фейербахом заканчивается немецкая классическая философия, которая оказала существенное влияние на всю мировую культуру, на становление взглядов Маркса и его последователей. Мы не будем обходить эту тему и добросовестно посвятим ей отдельную главу.