Бубновый поход. Ливийская операция зашла в тупик.

На модерации Отложенный

 

Начатая ради прекращения насилия ливийская операция НАТО привела к тому, что насилие становится бесконечным. После самоустранения США у европейцев хватает сил, чтобы не допустить победы Каддафи, но их совершенно недостаточно для того, чтобы обеспечить успех повстанцам. Причём хорошего выхода из ситуации уже не просматривается. Более того, насилие вполне может перелиться из Ливии как раз в Европу.

 

Если бы обиженный на Каддафи Саркози не бросился воевать, гражданская война в Ливии завершилась бы ещё в марте полной победой правительственных сил и бегством наиболее активных повстанцев в Египет. Жертв при этом вряд ли было бы больше, чем их уже есть сейчас из-за затягивания войны до бесконечности.

 

И Саркози, как будто стремясь подтвердить слова младшего Каддафи (включая определение «клоун»), жутко перевозбудился и стал главным сторонником военной операции. И вообще, удивительным образом европейцы проявляют гораздо больше активности, чем американцы.
Битва ничтожеств

 

Если бы «агрессивный империалистический блок НАТО» воевал хотя бы так, как 12 лет назад в Югославии, война закончилась бы примерно в эти дни триумфальным вступлением повстанцев в Триполи. Жертв было бы примерно столько же, сколько в первом варианте.

Однако в начале апреля США, и без того демонстрировавшие исключительную скромность в применении силы (по сравнению со своими предыдущими войнами последних 20 лет), решили, что даже двух авиакрыльев многовато. И полностью прекратили своё участие в боевых действиях, оставив европейцев «наедине с собой». После этого, разумеется, ни о какой победе повстанцев нет и речи, утрачены и достижения последних дней марта.

 

Но постепенно у натовцев дошли руки (долетели крылья) и до собственно войск Каддафи. Ничего другого и нельзя было ожидать, учитывая крайнюю пассивность последних. И это стало для Каддафи приговором. Потому что если его войска безнаказанно истребляются с воздуха, для повстанцев, несмотря на их безобразную организацию и полное неумение воевать, дойти до Триполи теперь лишь вопрос времени. Причём не очень большого.
Конец Джамахирии

Усилий самих повстанцев и европейских лётчиков с трудом хватает для того, чтобы удержать Аджедабью, о походе на запад теперь нет и речи. И это притом, что у сил Каддафи нет ни ВВС, ни наземной ПВО, выбита и значительная часть бронетехники и артиллерии. И это притом, что «лидер ливийской революции» полностью лишился поддержки даже в арабском мире. В боевых действиях участвует менее 100 боевых самолётов, хотя формально в ВВС европейских стран числится таковых почти 3,7 тысячи. Вот уж поистине бумажный тигр! НАТО наносит авиационные удары лишь спустя восемь часов после того, как повстанцы передадут информацию о целях. Естественно, за это время тактическая обстановка меняется коренным образом. Как известно, одним из основных принципов сетецентрической войны является нанесение удара по цели сразу после её обнаружения. Как выясняется, у брюссельской бюрократии другие основные принципы.

 

Целью американского военно-политического руководства является превращение ВС США в единый гигантский разведывательно-ударный комплекс, где все связаны со всеми линиями передачи информации и находятся в едином информационном пространстве. Это позволяет постоянно отслеживать оперативную обстановку на ТВД, на основе её изменений немедленно принимать решения и доводить их до исполнителей. Противник должен уничтожаться сразу после обнаружения с помощью тех сил и средств, которые в данный момент могут сделать это с наибольшей скоростью и эффективностью.
Смертельная сеть

 

Вполне естественно, что генсек НАТО Расмуссен заявил, что ливийская проблема не имеет военного решения. Хочется спросить — а зачем вы тогда начинали эту войну, если не имеете военного решения? Видимо, европейцы по традиции были уверены, что за них всё сделают американцы. Поскольку американцы пошли в отказ, военная недееспособность европейцев стала очевидной. В этом плане чрезвычайно показательно сравнение Ливии и Сирии.

 

Вот группа молодых людей в чёрных футболках, на которых по-арабски написано «Смерть правителям!», демонстративно сжигает портрет президента Сирии Башара Асада и пытается поджечь бензовоз, припаркованный у нефтехранилища. Словно предвидя дальнейшее развитие обстановки, армейский сержант открывает по мятежникам шквальный пулемётный огонь. В результате — пятеро раненых и двое погибших. Фотографируясь на фоне последних, сержант многозначительно заявляет: «Вот что уготовано этим подонкам, которые путём всяческих революций пытаются ввергнуть мою родину в хаос».
Ход троянским конём

Операция в Ливии была начата с целью защиты мирного населения. В ходе подавления антиправительственных выступлений в Сирии убито людей уже, наверное, не меньше, чем в Ливии. Причём это именно безоружные мирные граждане, а не вооружённые повстанцы. Соответственно, у НАТО есть все основания начать аналогичную операцию против Сирии.

Тем более здесь нет никаких политических ограничений, наоборот, сегодня Сирия, по сути, единственная арабская страна, прямо враждебная Западу. Но нет, в НАТО уже заявили, что данный вопрос даже не обсуждается. Объяснение этому простое: Сирия в военном отношении в разы мощнее Ливии. И по количеству вооружения и техники (около 5 тыс. танков, более 500 боевых самолётов), и по уровню боевой и морально-психологической подготовки личного состава. Поэтому альянсу она просто не по зубам. Она даже для американцев создала бы большие проблемы, а уж для европейцев война с Сирией просто немыслима.

Однако теперь уже непонятно, как решить ливийскую проблему невоенным путём.

Официально поделить страну было бы совершенно неприлично с политической точки зрения.

По крайней мере без проведения ряда сложных юридических процедур (включая обязательный национальный референдум). Они займут очень много времени и невозможны в условиях войны. Кроме того, обе стороны ливийского конфликта не собираются делить страну, повстанцы в Бенгази митингуют под лозунгом «Ливия — единая страна со столицей в Триполи».

 

Подавляющее большинство государств Азии и Африки, возникших как продукт «крушения колониальной системы империализма», являются искусственными образованиями. Официальные границы между ними, как правило, не имеют отношения к реальному этноконфессиональному делению.
Дивный новый мир

Договариваться о мире стороны пока не готовы. Особенно сторона повстанцев, для которой принципиально неприемлемо сохранение у власти Каддафи (пусть даже этой властью ему придётся сильно поделиться). Для Запада Каддафи, в общем-то, тоже неприемлем, хотя прагматичные янки уже всерьёз заговорили о том, какую бы должность предоставить ему в качестве компенсации за уход. Не исключено, что через некоторое время и повстанцев «убедительно попросят» стать сговорчивее. Правда, те могут всё равно не захотеть, понимая, что совсем бросить их Запад уже не может, это уже будет полная потеря лица и невиданный позор. Кроме того, Каддафи принципиально неприемлем для Саркози.

 

Услуги ЧВК тем более востребованы в ситуации, когда большинство западных армий совершенно не готовы вести операции, подразумевающие серьёзные потери. А вот «частники», стремясь минимизировать издержки, с потерями не считаются. Эти потери не включаются в официальную статистику стран, что очень удобно с пропагандистской точки зрения (ведь регулярные армии потерь не несут, гибнут сотрудники частных компаний). Причём в составе ЧВК служат граждане и тех стран, которые официально в войне не участвуют и даже осуждают её. Например, значительное количество наёмников из Германии воюет в Ираке в рядах американских и английских ЧВК, хотя руководство Германии было и остаётся одним из основных противников этой войны.
Война на продажу

Поэтому вполне возможна попытка убрать Каддафи. Либо с помощью авиаудара (как 15 лет назад Россия устранила Дудаева), либо с помощью операции спецназа. Другим вариантом может быть использование на стороне повстанцев ЧВК. Как минимум для обучения, как максимум для прямого участия в войне. Это было бы не очень красиво, но других вариантов у Запада может просто не остаться. Нынешние ЧВК, правда, не располагают (пока) тяжёлой бронетехникой, артиллерией, боевой авиацией, но поскольку и Каддафи теперь этого почти или полностью лишён, то при авиационной поддержке НАТО наёмники до Триполи дойдут.

Однако любой вариант устранения Каддафи, приведя к крушению его режима, ввергнет страну в хаос. Просто из-за отсутствия альтернативных госструктур в условиях межплеменной розни, которая к тому же чрезвычайно усилилась из-за гражданской войны.

 

Бредом в квадрате эта теория становится с учётом того, что к концу 2010 года США потратили на иракскую войну почти 750 млрд долларов. Даже при цене 100 долларов за баррель на эти деньги можно было бы купить более миллиарда тонн иракской нефти. В реальности за постсаддамовский период США купили в Ираке немногим более 160 млн тонн нефти. То есть с учётом затрат на войну цена иракской нефти для американцев оказалась как минимум в семь раз выше рыночной!
Войны за нефть

 

Из-за этого, во-первых, у Европы возникнут проблемы с нефтью. Как писал «Частный корреспондент» в статье «Битва ничтожеств», нефтяная версия ливийской войны абсурдна хотя бы потому, что две трети добываемой в Ливии нефти и так шли в Европу, причём добывали её в основном европейские компании. А вот в условиях внутреннего хаоса в Ливии объёмы экспорта как минимум сильно снизятся, а себестоимость из-за военных условий сильно возрастёт.

Во-вторых, в разы, если не на порядки, увеличится поток беженцев в Европу, хотя Италия громко стонет уже сейчас. Причём новые беженцы, скорее всего, будут прихватывать с собой товарища Калашникова.

 

Главный же парадокс в том, что с пиратами почти некому бороться. Современное торговое судоходство интернационализировано, как, наверное, никакая другая отрасль мировой экономики. Суда, как правило, ходят под «удобными» флагами (Панамы, Либерии, Монголии, Камбоджи и т.д.), их команды почти всегда состоят из представителей нескольких стран. В итоге очень часто бывает неясно, кто именно должен защищать каждое конкретное судно. Страна, коей судно формально принадлежит, в реальности не имеет к нему никакого отношения, кроме того, не располагает силами и средствами для освобождения судов. Панама и Либерия, например, вообще не имеют ВМС, флот Камбоджи состоит из двух старых сторожевых катеров, которые не смогут защитить даже побережье собственной страны, а Монголия, как известно, просто не имеет выхода к морю.
Рыцари наживы и… нищеты

 

В-третьих, побережье Ливии может стать новой базой для пиратов. Как показывает пример Сомали, никакие совместные усилия ВМС всего мира не помогают решить проблему, поскольку боевые корабли просто не предназначены для отлова пиратских лодочек (это всё равно что бороться с уличными хулиганами с помощью танков), да и с законодательством в этой сфере огромные проблемы. Только надо иметь в виду, что в Средиземном море судоходство в разы интенсивнее, чем в западной части Индийского океана. Причём здесь пасётся множество круизных судов. Захват пиратами круизного мегалайнера станет событием эпохального значения. Кроме того, ливийские пираты смогут из-за малых расстояний проводить набеги и на берега Италии, Греции, Франции. Вот тогда гуманная Европа взвоет по-настоящему.

В-четвёртых, именно в Ливии сможет найти новое пристанище «Аль-Каида», со всех точек зрения оно будет для неё несопоставимо удобнее, чем Афганистан, Сомали или Йемен.

Если Европу так подставили Штаты, то это можно считать одним из самых выдающихся их политических ходов в современной истории. Но вполне вероятно, что она так подставила сама себя.