Зависть к Чечне

На модерации Отложенный

Пишет Размышления вольного социолога (sapojnik) 

 

Серьезное бурление в подкипающих разумах внешне покорного роснаселения вызвало давеча действительно весьма нестандартное решение суда города Грозного: чеченский городской суд постановил, что компания Газпром должна списать чеченскому населению накопившиеся долги за газ на несколько миллиардов рублей, причем обосновал это феерически – мол, а иначе в республике начнутся массовые протесты и недовольство.

Реакция у политизированных россиян оказалась предсказуемой – ЗАВИСТЬ: мол, а что – так можно было? Если пригрозить бунтом, то тебе долги спишут?? Или же – кипит мозгом недовольный россиянин (в блогах, естественно – не на улице же! На улице повяжут!) ТАКОЕ в нашей славной стране дозволено только чеченцам?!!

Ответ, естественно, да. Позволено только чеченцам – но не потому, что это какая-то особая, сакральная нация, а просто потому, что в свое время они доказали, что могут оказывать сопротивление российскому государству, причем не только в ходе митингов и мирных шествий. Считаются ведь только с теми, кто готов оказывать сопротивление, а если выражаться еще проще – кто готов умирать. Валюта народов, которой они платят за то, чтобы с ними считались – кровь и смерть, за исключением разве что евреев, которые как-то еще научились расплачиваться мозгами…

Но, опять-таки в блогах (естественно), чеченцев за этот «демарш» заклеймили позором, а степень массовой неприязни к ним достигла очередных пиковых значений. Чеченцев обвинили в желании жить на халяву и еще миллионный раз припомнили, что их бюджет дотационный, то есть «Россия платит им дань». То, что Россия и, к примеру, Дагестану формирует бюджет на 80% из федеральных средств, при том, что с Дагестаном Россия вроде не воевала, в этих пылких обличениях обычно не упоминается.

Чеченцы, кстати, оправдываются. Пишут, что «долги за газ» у очень многих образовались еще с 90-х годов: мол, дома и участки бомбила авиация и накрывала артиллерия, Газпром в ус не дул и газ качал, и «по всему Грозному горели газовые факелы». И за сожженный таким образом газ монополия после войны и предъявила многомиллионные счета жителям разбомбленных домов… 

В принципе, удивляться не приходится – заставляют же по всей стране владельцев «незаконных построек» платить за снос и вывоз на свалку собственного имущества? Так что в случае с чеченцами непонятно, почему их, помимо газа, не заставили еще и цену потраченных на них бомб и снарядов возмещать…

Да, но Чечня ведь, как считается, войну у России выиграла! Поэтому естественно, что такого рода репарации газовой монополии, то есть Настоящей России, они платить не хотят. Да и не должны, по идее…

Впрочем, и в том, что «Чечня войну выиграла, и Россия ей платит дань» (любимый тезис руссо националисто), есть большие сомнения. Если бы было так – почему же в Чечне едва ли не самые низкие средние зарплаты в стране, а сами они сидят у себя в Чечне, как в своего рода гетто?

Блестящий анализ на этот счет дал у себя в ФБ мой давний любимец Михаил Макогон: 
«Когда идет любой разговор о республиках Северного Кавказа, от территориальных конфликтов, через преследования меньшинств - до списания коммунальных долгов - он всегда идет не с того конца.
Нет смысла говорить о Чечне, минуя цифровые показатели региона, вполне характеризующие тамошнее социальное и общественное положение.
Средняя начисленная заработная плата в Чечне на октябрь 2018 года - 25 745 рублей. Это заработная плата до вычета НДФЛ (“на руки”, таким образом - 22 398 рублей). Полезно понимать, что в этот расчет входят все бессчетные силовики федеральных ведомств и гражданские федеральные государственные служащие, получающие оклады вполне на уровне московских коллег. При этом, ЧР - один из лидеров в РФ по безработице, со своими 13,9% она уступает лишь Ингушетии и Тыве. 
При средней российской начисленной заработной плате в том же октябре 2018 в 42 332 рубля, средний занятый чеченец, до вычета НДФЛ получал лишь 61% от нее. 
Вы можете возразить, мол разрыв вполне естественен, ведь республика пережила войну.

Во-первых, не разводите мне тут экстремизм, какая война может быть с субъектом федерации? Это все были контртеррористические операции (ну да, с применением авиации, бронетехники и артиллерии, почему бы нет).
Во-вторых, какая именно на этой территории была война с с 2013 - по 2018? Потому что за это время разрыв ЧР с остальной Россией по средней зарплате лишь вырос. В октябре 2013 года средний занятый чеченец получал до налогов 20 925 рублей, при средней по стране 30 069, т.е., 70%. 
При том, что падение реальных располагаемых доходов россиян не отрицает даже Правительство, за 5 лет средняя номинальная заработная плата в стране выросла на 40%, в Чечне - менее, чем на четверть - 23%. Думаю, практическую разницу между 18 тыс. “на руки” в 2013-м и 22 тыс. в 2018 объяснять не нужно. 
Т.е., перед началом разговора нужно осознать, что чеченцы - очень бедные люди, даже по российским меркам. Не просто бедные в момент времени, но со все растущей пропастью доходов между средним показателем. 
Причем, важно понимать, что бедность бедности рознь. Житель очень похожей по цифрам Псковской области - садится на поезд и через 10 часов оказывается в Москве, где грузчик зарабатывает больше, чем дома директор магазина. 
У чеченца такой фокус не выйдет. А чтобы понять, почему именно не выйдет - нужно как-то раз в жизни другу-азербайджанцу - москвичу в третьем поколении, ни слова на “родном” языке не знающем помочь со съемом жилья. Ты попадаешь в очень специальный мир, где даже не нужен специфический акцент или паспорт с неправильной регистрацией, где уже сама внешность перекрывает 8/10 вариантов, а если он с утра забыл побриться - оставшиеся два. 
Переезд для чеченца, дагестанца или ингуша - не то же самое, что для счастливого собственника славянских черт средней полосы. Ни работодатели, ни собственники жилых помещений совсем не толкаются в очередях на взаимодействие с лицами кавказской национальности. 
Теперь представим картину в комплексе: регионы, с куда более высокой долей молодого населения, чем в среднем по России, нищенским уровнем доходов, высоченной безработицей, демонстративной коррупцией, откуда, к тому же, не сбежать.
Вы говорите молодежь в нацреспубликах СК с младых ногтей воспитывает в себе “воинов”, ходит на единоборства, поголовно - в армию и всячески демонстрирует маскулинность? А у них есть какой-то второй вариант заработка хоть чего-то похожего на деньги, помимо работы в силовых структурах? 
Вы говорите о выдающейся лояльности жителей республик своему руководству. А им есть куда от него деться? Где их ждут-то? Сдадите квартиру чеченцу? На работу возьмете? 
Вы говорите про агрессивную молодежную среду. О высоком уровне насилия. Я бы на вас посмотрел, если бы в 20 лет вы сидели в тех самых 14% безработных и лучшее, не получив погоны, на что могли рассчитывать - мойка машин по 500 рублей за смену. Когда вокруг ваши ровесники из правильных семей (а Чечня - это менее 1,5 миллионов, при огромных семьях - все очень рядом и осязаемо) гуляют свадьбы на годовой бюджет небольшого города.
Вы говорите про кризис коммунальных неплатежей, низкую платежную дисциплину. Дак а есть в наличии что-то с чего их платить?
Не нужно строить никаких, по сути своей, расистских теорий. “Специфическими” республики СКФО делают не населяющие их этносы. Таковыми их делают общероссийские проблемы, выпаренные и сконцентрированные. Нищета, коррупция, бесправие, зависимость от аппарата управления, помноженные на невозможность сбежать. 
Что же касается решения суда. Слушайте, частный суд есть у г-на Дерипаски, было бы очень странно, если бы все суды ЧР принадлежали кому-то помимо Рамзана Кадырова. Это тоже никакая не северокавказская новация в РФ, более выпуклая из-за статуса пострадавшей стороны - ну, может быть».