Ближневосточная «сделка века» Трампа

На модерации Отложенный

Дональда Трампа часто называют «самым произраильским президентом США в истории». Это употребляется как обвинение, как комплимент и как факт. Сложно сказать, так ли это на самом деле, или кто-то из тех 12 президентов, что возглавляли Штаты с момента создания Государства Израиль, сделал для «главного союзника США на Ближнем Востоке» больше, однако симпатии Трампа не давали поводов усомниться. Потому многие опасались, что анонсированная «сделка века» совсем не будет отражать интересов Палестины. Впрочем, то, что сейчас попало в СМИ, вызывает действительно много вопросов: причем не только со стороны Палестины, но и со стороны самого Израиля.

фото: AP

 

 

 

Дональд Трамп говорил, что американцами разрабатывается сделка, которая положит конец конфликту между Израилем и Палестиной. Амбициозно? Да не то слово! Большой вопрос, если ли вообще на Земле сила, способная примирить евреев и палестинских арабов, а тут президент США, который при всем своем влиянии, находится страшно далеко как от Иерусалима, так и от Газы и Рамаллы. Тем не менее, Дональд Трамп решил разрубить гордиев узел и одним соглашением положить конец древней вражде. Так что же он предлагает сторонам?

Во-первых, Трамп предложил Израилю Иерусалим. Звучит странно, но тем не менее. Трамп предлагает передать весь Святой город под официальный контроль еврейской стороны. Дело в том, что сейчас Иерусалим формально является столицей как государства Израиль, так и Палестинской автономии (в данном случае – Восточный Иерусалим). Для арабов значимость Иерусалима тоже переоценить невозможно. Кроме того, помимо отказа палестинцев от претензий на Город трех религий, согласно трамповским идеям, в официальную собственность Израиля перейдет треть автономии на Западном берегу, где уже плотно укоренились еврейские поселения.

Что же за это президент США предлагает арабам Палестины? Главным образом, свое государство. Также Америка готова гарантировать, что новые поселения израильтян не появятся на арабских территориях, и даже ряд старых форпостов будет уничтожен. План также предполагает установление в Палестине демократических прав и свобод, а также настаивает на разоружении ХАМАС и других воинствующих группировок.

Вроде как, у каждой из сторон есть по одному большому достижению, которое они могут презентовать как серьезную и знаковую победу перед своими гражданами. Однако особенность как раз в том, что объявить об успехах гораздо легче, чем их закрепить.

Израилю легко будет сказать, что наконец-то Иерусалим перешел в его полное владение, однако черед год об этом все забудут, а насущные вопросы останутся. Как быть с независимым арабским государством у себя под боком? Насколько вообще реально разоружить ХАМАС на тех землях, которые боевики фактически контролируют? Каковы риски того, что на почве независимого палестинского государства взрастет молодая поросль радикальных исламистов, которых еще и воспитывать будут не в подпольных лагерях, а вполне легально? Как Нетаньяху объявит о сносе жилья у тех самых поселенцев, которым он гарантировал его неприкосновенность? И главный вопрос: где гарантия, что при первом же удобном случае независимая Палестина вновь не объявит о своих претензиях на Иерусалим? Израиль может вообще остаться в дураках, а этого никому не хотелось бы.

С другой стороны, палестинским лидерам тоже будет о чем объявить — наконец-то признанное государство теоретически должно окупить все потери. Вот только само государство планируется уж больно «игрушечным». Международно признанной Палестине будет запрещено иметь свои вооруженные силы, запрещено контролировать небо над своей землей, запрещено устанавливать свои собственные КПП и запрещено заключать союзы с другими странами. Какая-то очень урезанная независимость получается. У арабов тоже возникнут вопросы: что ж это за независимость такая, когда они должны полагаться на гарантии третьих сторон, а сами защищать себя не в праве? Чем положение независимой на таких условиях Палестины лучше, чем существующая автономия? Стоит ли подобная квазинезависимость отказа от центра мусульманских святынь? И главное, насколько их интересы в этой сделке вообще учитывают, если даже на ее презентацию в Вашингтон пригласили двух политиков и обоих — со стороны Израиля?

Так и получается, что Трамп выставляет свою сделку, как будто это невероятный прорыв, который изменит обстановку на Ближнем Востоке на века вперед. Впрочем, скорее всего, эта сделка если и будет заключена, то только на бумаге. Это, кстати, прекрасно понимает и Трамп, который прописал в документе временный период в 4 года. Это время соглашение не будет активно претворяться в жизнь, а будет всего лишь идти подготовка. Такой срок не случаен — в 2024 году при любых раскладах у Трампа не будет политических целей и решать проблему сделки будет уже кто-то другой, зато на выборах этого года Дональд Трамп выступит на коне и будет переизбираться как великий миротворец. И неважно, что там будет на самом деле.

 

Дмитрий Гуляев