Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Справочник по стихосложению

Дорогие друзья!

В обсуждениях не раз звучала мысль о том, что неплохо бы повторить публикацию серии популярных литературоведческих материалов, что прошла в нашем сообществе в августе: новенькие почитают, сами вспомним...

Я думаю, возвращаться к тем публикациям смысла нет. Для тех, кто хочет ознакомиться со статьями по стихосложению, не составит труда найти их в моём блоге.

Но вот нашла популярные статьи о размере стиха и рифме - и думаю, что эти сведения было бы полезно освежить в памяти.

 

Системы стихосложения

Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

Размеры стиха

Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их.

Двусложные размеры

Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

ÈÈÈ
ÈÈÈÈ
ÈÈÈ
ÈÈÈÈ

Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

ÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈ

Трехсложные размеры

Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —ÈÈ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ

Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия ÈÈ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

ÈÈ ÈÈ ÈÈ È
ÈÈ ÈÈ ÈÈ È

Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ÈÈ—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ

Пеоны

До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах , которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:

I—ÈÈÈ
II ÈÈÈ
III ÈÈÈ
IV ÈÈÈ

В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:

I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.

Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
"Придорожные травы"

Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева

Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
...

Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.

Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, -
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770

Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).

Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
...
"Гофман"

Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.

Источник: www.poezia.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (57)

Искандер Jagran

комментирует материал 06.05.2012 #

Очень толковый материал. Изложен кратко и доходчиво. Я хоть и пишу на слух, но для элементарной грамотности такие знания необходимы. Спасибо, Алла!

no avatar
Алла Волкова

отвечает Искандер Jagran на комментарий 06.05.2012 #

А я всё сомневаюсь: надо или не надо?
Хорошо, что пригодится, Искандер! ))

no avatar
Татьяна Журавкова

отвечает Алла Волкова на комментарий 11.09.2014 #

Алла, я к Вам заглянула по сноске, на Вашу статью, которая, как я вижу, обсуждалась давно. Я тоже пишу стихи на слух, да и не особо увлекаюсь их написанием. Но не прочь познакомиться с грамматикой их написания. Благодарю за полезные пояснения! Беру их себе на заметку. Ценю всякие новые познания, они нас приближают к совершенству! И не сомневайтесь их давать людям. Это НАДО!

no avatar
Алла Волкова

отвечает Татьяна Журавкова на комментарий 11.09.2014 #

Татьяна, рада, что вам интересен материал по литературоведению. В моём блоге есть ещё статьи на темы стихосложения, есть о прозе статьи, но искать их очень утомительно. В Макспарке неудобно то, что в блогах нет оглавления, приходится перебирать кучу статей от последни к давнишним.

no avatar
Татьяна Журавкова

отвечает Алла Волкова на комментарий 12.09.2014 #

Алла, благодарю за подсказку! По необходимости воспользуюсь Вашим блогом.

no avatar
Юрий Левченко

комментирует материал 06.05.2012 #

Большое спасибо, Алла!!
А то я отродясь никаких теорий не читал, хотя рифмоплетением балуюсь со школы:
Сижу, сижу за партой я, смотрю уныло вниз:
Три двойки получил я, поэтому и скис.
Сижу, сижу за партой я
Сижу я одинок,
Все "учат" трансформаторы,
Но я от них далёк...
Не помню, -7 или 8 класс...)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Юрий Левченко на комментарий 06.05.2012 #

Юра, мы все пишем, не думая о теории. А вот когда написал - надо править... И вот тогда эти знания бесценны.
Рада, что и Вам это нужно. ))))

no avatar
Юрий Левченко

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Действительно нужно, я не шучу. Но я ленивый, где-то что-то искать... А тут вбабахал в закладки - всё под рукой! Ещё раз спасибо!))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Юрий Левченко на комментарий 06.05.2012 #

Интересно, а где написано, что я шучу? )))
Это очень важные вещи, и учиться нужно всю жизнь. Это моё твёрдое убеждение.
А что касается "где-то что-то искать" - надо ведь ещё и знать, что искать, чего в твоих знаниях не хватает. Здесь это и есть самое трудное...

no avatar
Юрий Левченко

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Во мне много плохих черт (по аватарке видно))), но есть одна хорошая - я не стесняюсь и не прячу своего не знания чего бы-то ни было, а мотаю на ус, учусь (вот усов там не видать)))

no avatar
N B

комментирует материал 06.05.2012 #

Мне тоже кажется, что такие вещи нужны. Ну, не захочет человек - не будет сильно вникать, но хоть узнает, что есть такие "звери" и что он ими, как ни странно, пользуется! :-)

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 06.05.2012 #

После первой серии публикаций уровень "Пробы" стал подрастать. Исчезли глагольные рифмы, с ритмом стали работать сознательно.
А повторение - мать учения, это известно.
Действительно, Наташа, кому не надо - просто не станет читать, а остальным пригодится. ))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Я пару раз тоже собиралась что-то изложить. Но это просто рок: только подумаю полезное дело сделать - тут же обрушивается дикий завал работы!

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 06.05.2012 #

В тот раз я серию выпустила - как раз из отпуска на работу вышла, времени совсем нет... А народ так потянулся поговорить - я ночами сидела, чтобы всем хоть коротко, но ответить. Тогда Алма, Слава Иванов, Алелой проявились как активные "пробники", искрился их непередаваемый юмор. "Проба" оживилась, началось неформальное общение. Тогда было в сообществе 120 человек, сейчас подходит к 600.
Уже история... )))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Да, мемуары... :-) А у меня ночь и день - растяжимые понятия. Например, я вчера села за компьютер (работать) в полдевятого утра, а закончила это безобразие в полчетвертого утра - только уже сегодняшнего дня. Практически вставала с рабочего места дважды - с собакой гулять. :-) Но зато по ходу дела я почти всегда могу что-то коротко ответить - сама себе начальник.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 06.05.2012 #

Задачки, что сам себе задаёшь - как правило, самые сложные... )))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Кстати, о кошках: здесь коты полностью сошли с ума и начали устраивать концерты в мае! То есть днем попугаи, а ночью - коты. Такого комплексного охвата я еще не слышала... :-))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Это они, по-моему, повышенные обязательства взяли по проведению концертов: у меня такой график работы нередко бывает за последние 5 лет, но такого активного десанта "мастеров сцены" еще не было! :-)

no avatar
Юрий Левченко

отвечает N B на комментарий 06.05.2012 #

Точно, как тот мещанин - прозой))

no avatar
N B

отвечает Юрий Левченко на комментарий 06.05.2012 #

Я его держала в голове, но в ПП не пустила. А то бы он наговорил!.. :-)

no avatar
Елена Кузнецова

комментирует материал 06.05.2012 #

Алла! Спасибо Вам, что поместили материал такой, да ещё с примерами. Кратко и понятно. Такие материалы нужны всегда, публикуйте, не сомневайтесь.Надо и теоретически продвигаться, без этого никак нельзя. А кому неинтересно - это его дело, но , я думаю, у нас таких нет. Да и повторенье - мать ученья.

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Кузнецова на комментарий 06.05.2012 #

Рада, что поддерживаете меня, Лена! ))
Завтра ещё вывешу, есть очень хороший материал.

no avatar
Елена Кузнецова

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Обязательно, Алла. Будем ждать. Надо повышать свой уровень, я это уже чувствую. Спасибо.

no avatar
Людмила Лукьянченко

комментирует материал 06.05.2012 #

Итак, повышаем грамотность, друзья!
Даже если много знаем, "растём над собой!"
Спасибо, Алла!

no avatar
Ольга Бондарь

комментирует материал 06.05.2012 #

Очень нужный и, довольно таки, сложный материал для самостоятельного изучения, здесь изложен простым и доступным языком. Люди пишущие, готовые самосовершенствоваться и учиться это оценят. Спасибо, Алла! )))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Ольга Бондарь на комментарий 06.05.2012 #

Очень рада, Ольга, что Вам этот материал нужен. )))

no avatar
Ольга Бондарь

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Конечно нужен. Прочла с интересом, что-то в памяти освежила, что-то узнала. ))

no avatar
Елена Егорова

комментирует материал 06.05.2012 #

Очень полезно знать теорию)
У меня Ваши заметки все в отдельной папочке прикопаны)
Спасибо, Алла.

no avatar
kvatra kvatra

комментирует материал 06.05.2012 #

Я помню, Алл, твою "летнюю" серию:)) В папочку сложила специальную:)) Прошла ликбез... Но до сих пор не знаю, в каком размере придумываю, но, что-то уже у меня (на уровне слуха) отложилось... Постепенно, надеюсь перестану путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником:)) Шучу!:))) Недавно лишь поняла, что глагольные рифмы - всегда плохо (Света Елисеева несколько раз повторила об этом в коментах)... Совсем по-другому сейчас воспринимаю стихи... Выросла..:))Спасибо за этот пост... Коротенький и насыщенный полезнейшей информацией... :)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает kvatra kvatra на комментарий 06.05.2012 #

Алма, помнишь, какой трёп устраивали Слава с Алелоем? А до этого казалось, что и народ на "Пробу" никакой не ходит. Стас выставлял стихи летом - было хорошо если 2-3 комментария. А тут активизировались, подсобрались - по сути, тогда наш костяк и сформировался...
Завтра выставлю о рифме - сложновато, может, добавлю из прошлогоднего материала - попроще. Но расти всё равно надо. )))

no avatar
kvatra kvatra

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

Еще как помню... Фейерверк! Только-только узнавать друг друга стали... Первые "тусовки" на твоих постах были:))) Интересно, вспоминается, как счастливая юность:))))))

no avatar
Алла Волкова

отвечает kvatra kvatra на комментарий 06.05.2012 #

Я и говорю: уже история... )))

no avatar
kvatra kvatra

отвечает Алла Волкова на комментарий 06.05.2012 #

:))))) Все, что проходит, вспоминается с флером... симпатичным:)) Позже - и это время будем вспоминать с грустинкой:)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает kvatra kvatra на комментарий 06.05.2012 #

Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило... с.

no avatar
Людмила Мила

комментирует материал 06.05.2012 #

Очень надо, молодец, спасибо!
Стихи практически не пишу,
но прочитала с интересом.

no avatar
Алла Волкова

отвечает Людмила Мила на комментарий 06.05.2012 #

Хороший материал по прозе тоже есть - заодно и его поставлю. )))

no avatar
Елина Елена

комментирует материал 06.05.2012 #

Алла, спасибо, что занимаетесь нашим образованием в самом хорошем смысле, материал очень полезный, для меня и я думаю, что для многих других наших сообщников. буду ждать продолжения.

no avatar
Геннадий Коваленко

комментирует материал 06.05.2012 #

Никаких сомнений.Подобные материалы даже необходимы в этом сообществе.Ведь для многих авторов здесь действительно проба пера.Поверьте, многие будут Вам благодарны, если, конечно, к своему творчеству они относятся серьезно.

no avatar
Любовь Орчикова

комментирует материал 07.05.2012 #

Спасибо большое!

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland