Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?
Заявка на добавление в друзья

Рифма и её разновидности

Первая часть материала о рифме - не публиковавшаяся ранее. Самые дотошные разберутся.

Вторая часть - из старых материалов. Сведения там  доступные и не менее интересные.

Желаю творческого прочтения!


Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
чем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.

Рифма точная и неточная

Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

Согласные фонемы различаются:
1) по месту образования
2) по способу образования
3) по участию голоса и шума
4) по твердости и мягкости
5) по глухости и звонкости

Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).

Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).

Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

(использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)

 

 Рифма является важным звуковым, композиционным и смысловым элементом стиха. Как писал В. Маяковский, "рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе.

     Подавляющее большинство стихотворений написано с использованием созвучий в окончаниях строк — рифм. Отказ от них допустим, однако в этом случае автор должен безупречно провести работу со слогами и буквами, в противном случае стихотворное произведение к поэзии отнести нельзя. Использование рифм требует особого мастерства. Оно не должно сводиться к простому подбору слов, имеющих созвучные окончания, как минимум вся предыдущая строка должна подготавливать читателя к появлению той или иной рифмы. Вместе с этим созвучие должно быть устойчивым и достигаться оно должно оригинальным образом.
    Рифма, появление которой легко предсказать, не производит впечатления на читателя, от чего страдает весь стих. Простые или распространенные рифмы могут употребляться автором, однако в этом случае должна быть проработана фонетика стихотворения, придающая им дополнительный оттенок.
     Одними из самых сильных созвучий являются рифмы, образованные в окончаниях разных частей речи. Однако подобрать устойчивое созвучие в этом случае может быть непросто. Если сделать это не получается, слабое созвучие в окончании строки можно усилить соответствующей фонемой, расположенной в начале следующей строки. Подобные приемы используются и в том случае, если слово-рифма содержит звук, нарушающий фонетический рисунок стиха. В этом случае в предыдущем или последующем слове употребляется фонема, способная смягчить этот эффект.
     Подбор устойчивых и вместе с этим не банальных созвучий является весьма трудоемкой задачей. Руководство для выполнения ее составить практически нереально, а настоящее умение составления рифм приходит к автору только вместе с опытом.
   В процессе развития стихосложения было много видов рифм: начальная, срединная, концевая. Но со временем большинство видов рифм ушло в прошлое, и в европейской поэзии осталась только концевая рифма.
   Рифма - явление изменчивое. В 18-19 веках в поэзии господствовала точная рифма (совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца) "полна - дна", "правил - заставил", "закованный - очарованный". Постепенно поэты стали отходить от общепризнанных законов и появились отклонения от точной рифмы. Появились рифмы с ударными Ы - И ("был - возмутил"), усечение в женских и дактилических рифмах конечного "Й" ("Тани - мечтаний", "свежо - чужой"). Были и другие отклонения от точной рифмы.
   Уже в середине 18 века появились новые виды рифмы: разнородная (образованная различными частями речи. "ночь - прочь", "полна - дна") и составная ("девы - где вы" и т.п.), которые быстро вошли в моду и получили широкое распространение Эти виды рифм и в настоящее время играют важную роль в стихосложении.
  В 19-20 веках в арсенал поэтов вошли такие виды рифмы, как
  - грамматическая ("не мог - занемог", "дама - Бентама");
  - приблизительная (при одинаковых согласных заударные гласные различаются ("берёза - слёзы", "душою - ретивое");
  - корневая (в этой рифме безразличная заударная часть рифмуется со сходной предударной частью).
   Говоря о рифме, хочется сказать и о том, как строится стихотворение, какую смысловую и композиционную роль играет рифма и конечные слова каждой строки в стихосложении.
  Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием и в этом поиске поэт должен помнить - если слово просится в строфу, оно должно быть там
  Рифма может быть точной и неточной. В точной рифме совпадает ударный слог и все звуки, которые идут после него. Именно звуки, а не буквы. Так что, например: "нравится - красавица" - это идеально точная рифма: тся ведь читается как ца. Ударный согласный у обоих слов а, после него в обоих словах идут звуки вица.
  Допустим, нужно придумать точную рифму к слову "королева". Ударный гласный е, после него идут звуки ва. Значит, все слова, которые будут рифмоваться с "королева", должны заканчиваться на -ева или на -ево (потому что безударное о читается как а) . Смотрим в словаре рифм: дева - гнева - налево, Ева, древо, посева... - всё это можно безбоязненно рифмовать с "королева".

  Среди точных рифм особенно ценятся "богатые" рифмы. "Богатая" рифма - это такая рифма, когда перед ударным гласным совпадает один звук (или больше). Например: Медведь - реветь - богатая рифма: кроме общих звуков ть (после ударного гласного е) дь на конце слова читается как ть и в них ещё один общий звук в перед ним. Поэтому и на слух кажется, что медведь - реветь, рифмуется лучше, чем медведь - плеть (это тоже точная рифма, но не богатая.
  И ещё о точной рифме. В точно рифмующихся словах должны быть общими хотя бы два звука. Допустим луна - свеча - это неточная рифма (да и, скорее всего, вообще не рифма). Хотя у них и одинаковый ударный гласный а, в конце слова. Вот луна - стена - рифмуется красиво.
  Это точные рифмы. Они хорошо ложатся в строку и никогда не сделают стих хуже, чем любая приблизительная рифма. У Пушкина, например, практически нет неточных рифм, у Маяковского почти все рифмы неточные.

  С неточными рифмами дело обстоит несколько иначе, и надо иметь большой опыт и развитое чувство осторожности при их применении. Только интуиция и опыт подскажут, когда и как их употреблять, какие неточные рифмы хорошие, а какие не очень. Примерами неточных рифм могут быть следующие: шубу - шуму, хвалится - пятится.
  Рифма - королева поэзии, и должны быть очень веские причины для отказа от неё. Более того, отказ от рифмы допустим лишь в случае тончайшей, близкой к идеальной проработке фонетической составляющей стихотворения. Если этого нет - значит, автор либо лентяй, либо бездарь. О рифмах можно говорить бесконечно. В данной статье хочу остановиться ещё на нескольких моментах. Прежде всего, нужно помнить, что не зазорно применять простые рифмы, но, опять же, нельзя забывать о работе над их звучанием. Со временем в жизни каждого хорошего поэта наступает момент, после которого он уже не в состоянии применить в своём произведении слабую или заезженную рифму, подобные рифмы просто блокируются мозгом.
        Если ставка на рифму всё - таки делается, нужно искать наименее ожидаемую, именно такие рифмы особенно сильны. Следует избегать очевидных рифм. Мы должны помнить, что в стихотворение идеально ложатся лишь банальные, многократно использованные рифмы. Оригинальная рифма подготавливается всей предыдущей строкой.

Источник: www.poezia.ru
{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (66)

N B

комментирует материал 07.05.2012 #

По-моему, не просто уместно, но и очень удачно.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 07.05.2012 #

Наташа, я ещё материала добавила. Из прежних публикаций. Тоже интересный и толковый.

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Мне очень нравится - лаконичностью и целесообразностью. Кстати (это я уже как необязательное дополнение привожу), в основных европейских языках уже давно почти не пользуются рифмой: там нет такой разветвленной структуры суффиксов, окончаний и словоформ, как в восточнославянских языках, то есть выбор компонентов рифмы совсем скуден.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 07.05.2012 #

Очередное подтверждение преимущества нашего великого и могучего... )))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Честно говоря, я мало себе представляю, как его можно выучить, будучи иностранцем.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 07.05.2012 #

Можно говорить правильно, однако все тонкости языка освоить, всем его богатством овладеть - нереально.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 07.05.2012 #

Да, грамматика в русском языке очень сложна - как на уровне словосочетания, так и в синтаксисе простого и сложного предложений.
Одна вариативность словоформ в словосочетаниях чего стоит! Вот три глагола вИдения: видеть (что?), смотреть (на что?), любоваться (чем?) - при них нужны разные предложно-падежные формы зависимого слова.

no avatar
Алла Волкова

отвечает N B на комментарий 07.05.2012 #

Наташа, посмотрите ниже - там Света Елисеева ставит вопрос, который очень не мешало бы поставить в обсуждение.
Какую лепту Вы как специалист могли бы внести в теоретический раздел данной темы? Может, не сразу, а со временем? )))

no avatar
N B

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Вы имеете в виду банальные рифмы? То есть, грубо говоря, какие слова не нужно рифмовать друг с другом? Но эту тему невозможно охватить полностью. Вернее, охватить, может, и возможно, но кто же весь этот список прочтет и, тем более, запомнит? Я лучше как-нибудь расскажу, чем лирика от прозы отличается - ведь рифма тут малую роль играет. Хотя тоже об этом уже как-то вскользь говорила, но можно более развернуто.

no avatar
Ольга Бондарь

комментирует материал 07.05.2012 #

Алла, спасибо за ваши старания и за этот, очень нужный, материал.

no avatar
Елена Соловьева (Elena Krementulo)

комментирует материал 07.05.2012 #

Очень хорошие статьи о стихосложении, Алла! мне по сердцу и информативность, и стиль. Очевидно, что автор опытный словесник, одаренный педагог - и, и несомненно, поэт!

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Соловьева (Elena Krementulo) на комментарий 07.05.2012 #

Вот - тащу сюда всё, что нахожу интересного и полезного для сообщников.
Первый автор - я его не знаю, а вторая часть написана Генрихом Ужеговым - он поэт, а по сути своей, конечно, педагог.

no avatar
Елена Соловьева (Elena Krementulo)

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

И полезно, и ладно написано и сплавлено в единый текст.

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Соловьева (Elena Krementulo) на комментарий 07.05.2012 #

И не мешает перечитать - даже тем, кто это знает... ))))

no avatar
Елена Соловьева (Elena Krementulo)

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

И с удовольствием))))

no avatar
Елена Кузнецова

комментирует материал 07.05.2012 #

Спасибо, Алла, большое! Так ясно, подробно и интересно. Мы же, люди, всё же, ленивы, поэтому Ваш материал - настольный для нас. (Не надо никуда лазить - всё Вы уже сделали). Спасибо Вам и за время, потраченное на поиски материала и подборку его для ПП. Читала и сразу видела огрехи в своих стихах...

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Кузнецова на комментарий 07.05.2012 #

Мы, старый состав "Пробы", летом всё это "проходили". Сомневалась, ставить снова или нет. Однако по откликам вижу, что не без пользы...
Ну, и отлично! Поучимся снова! )))

no avatar
Елена Кузнецова

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Даже не сомневайтесь, Алла! Я пришла на ПП в начале зимы, поэтому материал мне этот вновь. Я уже его распечатала себе. Спасибо.

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

комментирует материал 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Алла Волкова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

Затронута - сказано же о рифмовании одинаковых частей речи. Это и глаголы, и прилагательные, и наречия:
любишь - приголубишь, торопливые - молчаливые, далеко - нелегко.
А все нюансы разве в кратеньких обзорах охватишь?

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Алла Волкова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

.
Я подумаю, но готового материала у меня нет. Надо искать, подбирать примеры, анализировать. Работа большая.
Может, вместе, постепенно? Давайте с Вашей таблицы и начнём. Каждый добавит своё.
Привлечём свои ресурсы - наших гуманитариев, Наталью и Елену.

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Алла Волкова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

Светочка, публикуйте эту статью - замечательный материал. Столько собрано примеров - попробуй посиди, поищи эти рифмы! Да и зачем, когда кто-то уже сделал такую работу?
Себе скопировала - спасибо. Тоже буду изучать! )))
Может, ещё кто-нибудь материалом поделится...

no avatar
Елена Егорова

комментирует материал 07.05.2012 #

Алла, очень многое вспоминается из школьного курса литературы (у нас была очень хорошая учительница, она в нас это просто "вбивала"), кое-что просто помню неизвестно откуда), но все вместе - это очень здорово. Прочитала - в голове все легло по полкам) Хотя, когда что-то пишется, совсем не думаю где какая рифма), мне важнее не терминология и понятия, а внутренний мой собственный ритм)))

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Елена Егорова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

Свет))) Тут не так давно была очень удивлена. Чуть меньше года назад в разгар дикой жары в Москве случился ливень.По этому случаю написался радостный щенячий стишок. Метнула в ЖЖ - естессно, это ж мой девический дневничок ) И вдруг не так давно, попаясь в Рамблере, обнаруживаю там целый пост с "разоблачением" странных аналогий в моих строчках!!! Дама-авторИца поста не поняла, ПОЧЕМУ я такими словами описала погоду... При этом мне - ничего написано не было.)))
Мои строчки :
Не знаю, как у вас- у нас сегодня льет!
Не знаю, как там вы, а мы весьма довольны-
Что облака, тяжелые как волны,
Штурмуют субфебрильный небосвод!
Пришлось даме ответить тоже отдельно:
http://neviant.livejournal.com/176338.html

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Елена Егорова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

За термин "сплюснутость мышления" отдельнАя спасибА)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Эти слова Пушкина и сегодня актуальны, поэтому очень не мешает иной раз всё имеющееся в голове привести в порядок.
А если бедный внутренний мир - там о рифме можно и не заботиться, так ведь, Лена?

no avatar
Елена Егорова

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Ой... Не думала с этой стороны. Пойду переберу и оценю свой небогатый внутренний мир...)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Если нет содержания - не нужна и форма: не поможет.
А как это - "переберу свой внутренний мир"? Не поделитесь методикой? )))

no avatar
Елена Егорова

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

А вот сидишь и перебираешь сиреневые кишочки. Они еще парят - тепленькие, а ты их так маникюром пошевеливаешь... ))) Где-то так)))

no avatar
Алла Волкова

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Об этом стоит написать стихи. С указанием цвета и прочих подробностей... )))

no avatar
Елена Егорова

отвечает Алла Волкова на комментарий 07.05.2012 #

Длинным ногтем в полунОчи
распороть себе живот...
И понять - чего мы хоЧЕМ,
где внутри душа живет?
Дышат синие кишочки -
вздрагивает пуп земли.
Мыслей тухлые кусочки
распихаем по мешочкам -
и пойдем, люля-люли...
)))

no avatar
Елена Егорова

отвечает Cветлана Eлисеева-Вернер на комментарий 07.05.2012 #

Закат здесь такой сиреневенький,
Вокруг тишины блаженство -
Нечаянное совершенство-
льняная в полях деревенька)))
)))
Будешь смеяться - картинка реальная.
Деревня Подоклинье, Уторгош, Солецкий район Новгородской области. Во времена моего детства там сеяли лен - сиренево-голубое облако колыхалось под ветром)))

Рифма неточная,но - небанальная)))

no avatar
Cветлана Eлисеева-Вернер

отвечает Елена Егорова на комментарий 07.05.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Елина Елена

комментирует материал 07.05.2012 #

Спасибо, Алла, что просвещаете нас, любителей. С интересом прочла и взяла на заметку.

no avatar
kvatra kvatra

комментирует материал 07.05.2012 #

Интересно было прочесть... Что-то откладывается на "полочках" в голове... Хочется перечитать свои стишки и проанализировать...:)) Я дремуча в том, что касается стихосложения... Спасибо, Алла! и еще раз!:)))

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland