Общепит, который мы потеряли
На модерации
Отложенный
Целыми днями по Рядам сновали поставщики («давальцы»), ломовики, конторщики, артельщики, мастеровые, сторожа. Всю эту публику обслуживали разносчики и «рядские повара». Большинство торгующих, как и вообще Городское купечество, на протяжении дня в трактиры не ходили и кормились на своем рабочем месте с лотков. Даже какое–нибудь «высокостепенство», у которого в лавке или амбаре товаров было на сотни тысяч и в десяти акционерных обществах он был заправилой и председателем, — и тот обедал всухомятку, покупая у разносчика провизию и запивая ее множеством стаканов чая вприкуску.
Разносчики носили пироги и сайки, вареные яйца, баранки, рыбу, квас. «Рядские повара» тащили в одной руке завернутый в одеяло большой глиняный горшок со щами, в другой корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска щей с мясом стоила 10 копеек. Объедки в мисках торговцы ставили на пол, их подъедали бегавшие по рядам бродячие собаки.
Потом возвращался повар, обтирал миски полотенцем и шел торговать дальше.
Ходила баба с горячими блинчиками с сахаром в лукошке; много лет был торговец сухарями, писклявым голосом выкликавший: «Сахарные сухари!» В лотках, поставленных на голову, носили горячую ветчину, сосиски и телятину, выкрикивая при этом во весь голос: «Кипит телятина!» Некоторые из «носящих» даже на фоне собратий выделялись колоритностью.
«Вдруг неожиданно пролетит мимо вас, как угорелый, верзило с большим лотком на голове и отрывисто прокричит что–то во все горло, — писал П. Вистенгоф. — Я, сколько ни бился, никак не мог разобрать, что эти люди кричат, а как товар покрыт сальною тряпкою, то отгадать не было никакой возможности… От купцов уже узнал я, что это ноги бараньи, или „свежа–баранина“, разносимая для их завтрака».
У каждого из рядских разносчиков были свой круг постоянных клиентов и собственное прозвище — Петух, Козел, Барин, под которым его и знали в Рядах.
Комментарии
Соловки, Пюхтица, Печоры, Олонец, Валаам... Разнообразная рыба, особенно, в постное время, овощи-фрукты, разные пирожки, квасы и фруктово-ягодные воды...
Мало кто знает, что монастырь в Валааме (это на севере Ладожского озера!!!) выращивал в промышленных масштабах, кроме прочего, сладкий перец, помидоры, арбузы и дыни и с успехом продавал всё это в Питере. И цены были доступны среднему покупателю!
Что до нынешнего времени, то чиновники РПЦ в рясах поражены всё той же болезнью, что и мирские "эффективные манагеры", не умеющие организовать производства.
Сейчас монастыри и прочая имеют возможностей не меньше, чем при царе, но результаты их значительно скромнее, если есть, вообще... И это при наличии гос.крыши, огромного российского рынка и среднепотолочных цен всероссийской продовольственной мафии...
Казалось бы, только развиваться и богатеть монастырям, для начала хоть став поставщиками для российской армии...