Пасха, Агнец, косяки дверей. Часть 2

На модерации Отложенный

 

Продолжим исследование событий Пасхи.

 

Далее в Книге Исход сказано:

…Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… (Исх. 12, 8)

 

Значит, агнца надо вкушать в каждом израильском доме с пресным хлебом и горькими травами.

Пресный хлеб означает чистую жизнь, закваска же в Библии часто является символом порока, лукавства и искажения.

Сказал Иисус своим ученикам:

…Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (Лук. 12, 1)

 

Следовательно, закваска, которая кладется в тесто, в каком-то смысле «портит» его.

А пресный хлеб символ неиспорченности, чистоты.

 В то же время «горькие травы» знак памяти о страданиях в египетском рабстве.

 

Для израильтян, выходивших из Египта, пресный хлеб, т. е. «опресноки», был символом простоты, чистоты, искренности жизни их праотцев, к которой потомки и должны теперь возвратиться. Пресный хлеб в то же время года вкушали Авраам и Лот (Быт. 18, 6; 19, 3).

Значит, праотцы как бы уже праздновали праздник Пасхи в этот день прообразно.

 

И израильтяне вновь должны отпраздновать его перед своим исходом.

Такую же пасху (т. е. пасхальную жертву) вкушал и Иисус вместе со своими апостолами в ночь перед арестом в Гефсимании, перед своим страданием.

 Это была определенно та самая пасха, и о ней он прямо сказал апостолам:                

…И сказал им: очень желал я есть с вами сию пасху прежде моего страдания… (Лук. 22, 15)

 

Что же означают для учеников Иисуса горькие травы и пресный хлеб?

 

Пресный хлеб означает ту чистую жизнь, которую они должны вести после обращения, а горькие травы те муки, испытания и страдания, которые им предстоят.

 

Однако пресный хлеб еще и символ безгрешности самого Мессии, а горькие травы означают его крестные муки.

 

И то, и другое согласуется со словами апостола:                  

…Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. (II Тим. 3, 12)

 

Так что вкушение пасхи есть и знак готовности к страданию во имя Божье.                        

 

О новозаветном понимании пасхального обряда апостол говорит:

…Ибо пасха наша, Христос, заклан за нас. (I Кор. 5, 7)

И призывает он праздновать ее

…Не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (I Кор. 5, 8)

Иными словами, не только и не просто с пресным хлебом, как праздновали ее при исходе из Египта, но и с чистым сердцем, чистыми помыслами и намерениями в Новом завете прообраз становится жизненной реальностью…                  

 

В Книге Исход далее говорится:

…Не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями… (Исх. 12, 9)

 

В отличие от некоторых иных жертв, пасхальный агнец съедался целиком с головой, ногами и внутренностями.

При других жертвоприношениях (за грех, повинности и т. д.) голова и ноги отсекались, а мясо жертвы вкушалось, но без внутренностей, которые воскурялись на алтаре (Лев. 4, 8–10; 7, 2–7).

Пасхального же агнца нужно съесть всего без изъятий, включая голову.

 

Апостол говорит:

…Мы имеем ум Христов. (I Кор. 2, 16)

Нужно вместить в себя «ум» Христа, т. е. осознать его учение и следовать ему, на что указывает съедаемая голова агнца.

 

Ноги означают пути надо принять, «вместить» пути Господни, научиться ходить ими, как это делал Иисус.

 

Съедались и внутренности символ чувств.

 

Апостол напоминает своим последователям:

…В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе… (Флп. 2, 5)

 

Читаем о пасхальном агнце дальше:

…Не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. (Исх. 12, 10)

 

Человек должен «вкусить» всего Агнца, «вместить» его соединиться со Христом и целиком проникнуться его учением прежде, чем наступит рассвет, потому что, как мы уже говорили, рассвет означает восхождение «Солнца правды», иначе говоря, наступление будущего века после «ночи» земной жизни.             

 

И тогда будет уже поздно «вкушать Агнца»: именно в эту «ночь», во время мрака, в период трагедии человеческой истории, и должен быть «вкушаем Агнец», а затем последует Страшный суд…

 

Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это пасха Господня. (Исх. 12, 11)

 

Израильтяне должны быть готовы к исходу. Они должны препоясаться заранее, потому что некогда будет в последний момент одеваться и готовиться.

 

Препоясание в Новом Завете означает готовность, бодрствование.

Да будут чресла ваши препоясаны… (Лук. 12, 35)

говорит Иисус ученикам.

Обувь на ногах означает готовность к проповеди (Еф. 6, 14–15).

Посох символизирует обуздание страстей, которые,   будучи побеждены, становятся источником новых сил для человеческого духа.

Значит, «вкушая от Агнца» в Новом завете, человек должен быть готов к исходу.

 

Уверовав, восприняв Мессию, проникнувшись его учением, он должен быть готов выйти из мира, «лежащего во зле» (I Иоан. 5, 19), т. е. из порабощения греху, чтобы последовать слову Божьему и идти за Ним в «землю обетованную».

 

Ибо каждое событие исхода, описанного в Библии, каждое искушение, встречавшее народ на пути, каждое преодоление и каждое падение все это предстоит символически пройти верующему, все это он должен пережить на собственном опыте.

 

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я Господь. (Исх. 12, 12)

 

В «ту самую ночь» проходит Бог по земле Египетской, и посланный Им ангел-губитель поражает всякого первенца.

 

Точно так же во время всемирного потопа умерли все люди, которые прошли путь «от человека до скота» (Быт. 6, 7), ибо Бог дал этим людям возможность быть людьми, но они стали подобны животным.

И над всеми богами египетскими совершается окончательный суд.

 

Остается последнее «божество» сам фараон.

Фараон мистически отождествлялся с Амоном-Ра верховным солнечным богом, а его наследник с солярным божеством по имени Гор. Однако, когда в ночь Пасхи был поражен первенец фараона, рухнули последние надежды египтян на помощь ложных богов «и над всеми богами египетскими» был произведен суд.

 

И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. (Исх. 12, 13)

 

«Знамение» было нанесено на косяки дверей всеми израильтянами, а также и всеми теми египтянами, которые присоединились к поклонению единому Богу.

 

И как народ израильский в Египте спасен был от поражения, точно так же в Новом завете кровь новозаветного Агнца Мессии спасает от гибели.

 

Апостол Петр так говорит об этом:

…Не тленным серебром или золотом искуплены вы…
      Но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…
(I Петр. 1, 18–19)