Скандинавские мифы - Сотворение мира

На модерации Отложенный

http://www.youtube.com/watch?v=efNNcCFI36E

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ, совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Является ветвью древнегерманской мифологии. Основные источники – Старшая Эдда и Младшая Эдда. - Энциклопедия Кругосвет

В самом начале было бесконечное пространство. Огромная пустота Гиннунгагап. Задолго до того, когда была создана Земля, выросло дерево Иггдрасиль – Мировое древо, которое соединит все девять миров.

 

Под одним из его корней, к югу, находилась область, которая называлась Муспельхейм, она была настолько горяча, что никто не мог жить там. Муспельхейм охранялся гигантом Суртом, вооруженным горящим мечом. Под другим, северным корнем находилась другая область, Нифльхейм, земля льда, снега и тумана. Внизу, у основы Гиннунгагапа, уголья из Муспельхеима падали на эти глыбы и поднимали облака пара. Пар превращался в иней, который быстро заполнял Гиннунгагап. На севере, около Нифльхейма, начались бури и холодный бесконечный дождь; на юге, около Муспельхейма, жаркие угли осветили небо. Центр превратился в океан, который был воплощен в гиганта Имира - первого ледяного гиганта.

Таяние инея также создало гигантскую корову, Аудумлу. Ее вымя давало четыре струи молока, этим Имир и питался. Корова же лизала ледяные камни, и на третий день изо льда вышел Бури- предок богов. У него был сын, Борр, и они вместе начали бороться против злых гигантов. Эта борьба длилась больше времени, чем люди могут запомнить, но потом Борр женился на гигантессе Бестле и родил трех сыновей - Одина, Вили и Вё. Они трое вступили в сражение их отца, и скоро Имир был убит. Все гиганты утонули в наводнении из крови Умира, кроме Бергелмира и его жены; они сбежали в место, которое называется Ётунхейм, где и размножились. Ледяные гиганты, которые были потомками Бергелмира, относились к богам как к противникам.

Один, Вили и Вё сделали из трупа Имира мир смертных - Мидгард. Кровь была использована для океанов, целые кости для гор, а сломанные кости, зубы и части челюстей для утесов, скал и камней. Его череп они сделали куполом неба, чтобы поддерживать его они создали четырех карликов (Аустри, Нордри, Судри, Вестри), соответствующих сторонам света. Его мозги превратились в облака. Один и его братья использовали угольки из Муспельхейма, чтобы создать свет, который освещает небо и землю; они также сделали звезды и планеты. Потом три бога сделали первых людей из деревьев, которые они нашли: Один дал им жизнь и дух, Вили - подвижность и разум, и Вё - чувства.

Первого мужчину звали Аск (ясень), а первую женщину Эмбла (вяз). Посередине того, что сейчас стало миром, боги построили Асгард - Землю Богов, где они обитают и по сей день.

А три первоначальных бога столкнулись с проблемой. Когда они использовали тело Имира для постройки, они заметили, что оно расползалось с личинками. Боги решили быть милосердными к ним. Они дали им человеческую форму, которая зависела от их духовных характеристик. Те, чья этика была сомнительна, были превращены в карликов: они были осуждены жить под землей, зная, что если они выйдут на поверхность в дневное время, то будут мгновенно превращены в камень.

Карлики также назывались темными эльфами, наряду с ними также были созданы гномы и тролли; все они были сосланы в Свартальфхейм. Те личинки, у которых совесть была чиста, стали феями и светлыми эльфами. Жизнь у них была намного лучше, им был дан светлый Льесальвхейм, царство посередине между Небом и Землей; оттуда они могли слетать на Землю всегда, когда они хотели.

Боги создали свое царство, Асгард. Все миры были соединены стволом ясеня Иггдрасиля. Род богов, начатый с Одина и его братьев, назывался Асы. Но был еще и другой род, Ваны, боги изобилия, чья власть связана с ветром и морем; они жили в Ванхейм. Между Асами и Ваннами шла жестокая война. Результатом было безвыходное положение, и поэтому боги обменялись заложниками. Ваны отослали Ньйорда с его двумя детьми, Фрейю и Фрейра, в Асгард. Асы же отослали Мунира и Хьонира в Ванхейм.

Миры

Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.

Ванхейм — мир, в котором живут ваны.

Льесальвхейм — мир светлых альвов.

Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).

Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт.

Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.

Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Словарь имен, названий и терминов

Альвис - ("всезнайка"), в скандинавской мифологии мудрый цверг (карлик), сватающийся к Труд, дочери Тора; Тор делая вид, что испытывает его мудрость, заставляет Альвиса. дожидаться гибельного для цвергов рассвета, превращающего их в камень. ("Старшая Эдда", "Речи Альвиса").

Альвы - в скандинавской мифологии низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых), имевшие отношение к плодородию.
Им был посвящен особый культ. В "Старшей Эдде" Альвы противопоставляются высшим богам - асам (часто повторяется формула "асы и альвы"), иногда смешиваются с одной стороны с цвергами, а с другой - с ванами. В "Младшей Эдде" говорится о делении Альвов на темных (живущих в земле) и светлых (белых). В героической "Песни о Вёлунде" ("Старшая Эдда") чудесный кузнец Вёлунд называется князем Альвов.

Ангрбода (др.-исл. сулящая горе) (иногда - Ангброда) - великанша, породившая от Локи в лесу Ярнвид трех хтонических чудовищ: волка Фенрира, змея Ёрмунганда и владычицу царства мертвых - Хель.

Андвари ("осторожность") - карлик, обладатель рокового золота. Локи ловит Андвари, плавающего в виде щуки в воде, и отнимает его золотой клад для уплаты выкупа Хрейдмару за убитого сына.

Асгард - ("ограда Асов"), небесная крепость, где живут Асы.

Аск и Эмбля ("ясень" и "ива") - первые люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и "лишённых судьбы", нашли на берегу моря боги (в "Старшей Эдде" - в песне "Прорицание вёльвы" - это три аса - Один, Лодур, Хёнир, а в "Младшей Эдде" - "сыны Бора", т. е. Один, Вили и Be). Боги их оживили (доделали как людей).

Асы, Азы (др.-исл. aesir) - основная группа богов, возглавляемая Одином (отцом большинства асов), иногда - обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, небольшой группе богов плодородия, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам - дисам, норнам, валькириям; в "Старшей Эдде" часто встречается формула "асы и альвы", как противопоставление асов - высших богов более низкой категории - духам (альвам). Асы живут в небесном селении Асгарде. В "Младшей Эдде" перечисляется 12 асов: Один, Тор, Ньёрд, Тюр, Браги (бог поэзии), Хеймдалль (небесный страж богов), Хёд, Видар (бог лесов), Али (или Вали), Улль (бог охоты), Форсети (хранитель правды), Локи. Помимо них называются Бальдр и Фрейр, в качестве сыновей Одина и Ньёрда, но сыновья Тора Магни и Моди не упомянуты, пропущен Хёнир, который в "Старшей Эдде" неизменно присутствует в странствующей троице Асов (Один - Локи - Хёнир). Присутствие в этом перечне Ньёрда и Фрейра, которые являются по происхождению ванами, и отсутствие Хёнира объясняется, возможно, тем, что, согласно мифу о войне между асами и ванами, Ньёрд и Фрейр были взяты после заключения мира заложниками к асам, а Хёнир перешёл к ванам в качестве заложника от асов. "Младшая Эдда" перечисляет также 14 богинь ("асинь"): Фригг, Сага (богиня сказаний), Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя, Съёвн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, а затем упоминает также Соль и Биль, и в заключение причисляет к богиням также Ерд и Ринд. В мифах фигурируют главным образом Фригг и Фрейя, очень редко Гевьон и Фулла. Но, кроме того, в числе жён асов весьма часто упоминаются Сив - жена Тора и Идунн (богиня юности) - жена Браги, а также Скади (дочь великана) - жена Ньёрда, вошедшая в общину асов после смерти своего отца. После войны асов и ванов (см. о ней в ст. Ваны) асы ассимилируют ванов.
Включение слова "Ас" в собственные имена у различных германских племён и упоминание Иорданом культа асов у готов свидетельствует об обще германском распространении представления об асах до принятия германцами христианства.
В ряде средневековых источников (в "Прологе" к "Младшей Эдде", в "Саге об Инглингах") рассказывается о происхождении асов из Азии. Этимология слова "Асы" восходит, по-видимому, к мифологическим представлениям о каких-то духах или душах в теле (особенно в момент беспамятства и смерти) и о душах умерших. Указанная этимология более всего подходит к характеристике Одина, который действительно рассматривается как главный ас.

Аудумла - в скандинавской мифологии корова, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну, и выкормила своим молоком первое антропоморфное существо - великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала солёные камни, сокрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.

Бальдр ("господин") - юный бог из асов. Бальдр - любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.
Согласно мифам ("Старшая Эдда" - "Прорицание Вельвы" и "Сны Бальдра"), юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы); пробуждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрёт от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей я существ - с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей,- что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра ("Младшая Эдда"). Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрзнгхорни (её удаётся столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Бальдр сожжён в ладье. Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир. Вали ("однодневный" сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра, а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых с целью освобождения Бальдра ("Младшая Эдда"). Хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, во при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остаётся в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра.
Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу - смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк). В обновлённом мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим.
Своеобразный отголосок мифа о Бальдре в форме героического сказания имеется в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика. У него Бальдр - полубог. Увидев во время купания Нанну - сводную сестру Хёда, Бальдр влюбляется в неё. Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Бальдр преследует его. Чтобы убить Бальдра, Хёд достаёт меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Бальдра; его хоронят в холме. Предсказатель Финн пророчит Одину, что за Бальдра отомстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.

Биврест, Бильрёст ("трясущаяся дорога"), в скандинавской мифологии радуга-мост, соединяющий землю и небо. У Бивреста находится Химинбьёрг - жилище Хеймдалля сына Одина. Перед концом мира (см. Рагнарёк) сыны Муспелля переходят этот мост для схватки с богами, и он при этом рушится.

Бор ("рождённый"), в скандинавской мифологии сын Бури, отец бога Одина и его братьев - Вили и Be, рождённых им с Бестлой, дочерью великана Бёльторна. В "Старшей Эдде" упоминаются "сыны Бора" как устроители земли (они убили великана Имира и из его тела создали мир).

Брисингамён ("ожерелье Брисингов"), в скандинавской мифологии чудесное ожерелье, изготовленное, как и другие сокровища асов, Брисингами (карликами, цвергами); один из главных атрибутов богини Фрейи. Брисингамён называется также "поясом Брисингов", что, видимо, соответствует первоначальной функции - помощи при родах, отсюда название Фрейи дисой ванов ("Младшая Эдда"), а важнейшая функция дис с этим связана. Локи упрекает Фрейю в том, что она заплатила цвергам за Брисингамён своей любовью. По инициативе Одина Локи похищает Брисингамён, а затем возвращает на определённых условиях. За Брисингамён борются у камня Сингастейн Локи и Хеймдалль, принявшие обличье тюленей. Брисингамён упоминается и в англосаксонском эпосе о Беовульфе.

Бури (букв. "родитель") - отец Бора и дед Одина. Бури возник из солёных камней, которые лизала корова Аудумла

Вали - сын Одина и Ринд (пасынок Фригг); ребёнок-мститель, который в возрасте одного дня отомстил Хёду за убийство Бальдра. После гибели мира и богов (см. Рагнарёк) Вали вместе с другими представителями "младшего поколения" богов будет жить в обновлённом мире.

Вальгалла - палаты Одина, куда вступают павшие в битве герои.

Валькирии - буквально "выбирающие мертвых" - в др.-герм. мифологии девы-воительницы, жрицы Одина, к-рые отбирали предназначенных к гибели воинов и на волшебных летающих конях уносили души павших в небесный чертог Одина - Вальгаллу.

Ваны (др.-исл. vanir) - в сканд. мифологии группа богов плодородия, влаги, мореплавания. К числу ванов относятся гл. обр. Ньёрд (бог моря) и его дети - Фрейр и Фрейя, наделенные магич. пророч. даром. Есть основания предполагать, что культ ванов проник в Скандинавию из Германии и первоначально встретил сопротивление местн. культа асов. Отсюда миф о войне асов с ванами, закончившейся их объединением.

Вёльва - прорицательница, колдунья, пророчица, по просьбе Одина предсказавшая Рагнарёк и множество других не менее интересных событий. "Прорицание вёльвы" - самая знаменитая из песен "Старшей Эдды". Она содержит картину истории мира от сотворения и "золотого века" до его трагического конца - так называемого "дня судьбы богов" - и второго рождения.

Видар - сын Одина. В прорицании вёльвы было предсказано, что он убьет волка Фенрира в день Последней Битвы.

Видур - одно из тысячи имен Одина.

Вилли и Ве - родные братья Одина, дети Бора.

Виса - своеобразное литературное произведение, этот жанр был в совершенстве освоен средневековыми скандинавами. Для вис характерен противоестественный порядок слов, сложный размер, непременное наличие аллитераций и внутренних рифм - одним словом, это так сложно, что даже самые лучшие переводы могут дать только очень слабое представление о том, что такое настоящая виса.

Вотан - одно из имен Одина.

Гарм -дословно: "жадный". Чудовищный пес, который согласно прорицанию вёльвы должен "сожрать солнце".

Гаут - одно из имен Одина.

Ёрмуганд - буквально "великанский посох", в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи. Ёрмуганд живет в Мировом океане, окружающем обитаемую землю. "Когда ... дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед... послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И... бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост..." - Младшая Эдда. Л., Наука, 1970.

Игг - одно из имен Одина.

Иггдрасиль - в скандинавской мифологии мировое дерево, гигантский ясень. "Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве". - Старшая Эдда. - Однажды Один принес себя в жертву на этом дереве и провисел там девять дней, в результате чего получил доступ к некоему "тайному знанию", таким образом он открыл руны.

Кеннинг - характерная для скальдической поэзии условная поэтическая фигура, состоящая из двух и более существительных. Кеннинг служит для того, чтобы не называть вещи своими именами и в то же время как-то их обозначить. Характерные примеры: "перина дракона" - золото, "льдина ладони" - серебро, "ссора костров Одина" - битва, "утешитель ворона" - воин и т.п.

"Кровь Квасира" - так называемый "мед поэзии". Квасир - в скандинавской мифологии маленький мудрый человечек, сделанный из слюны богов. В "Младшей Эдде" говорится, что из крови Квасира, убитого карликами, был сделан "мед поэзии".

Лодур - одно из имен Локи.

Локи - в скандинавской мифологии бог из числа асов, то помогающий богам, то вредящий и издевающийся над ними ("Старшая Эдда", "Перебранка Локи"). Согласно "Младшей Эдде", во время последней битвы богов Локи выступит на стороне хтонических сил и примет участие в разрушении мира.

Нагльфар - корабль, который должен быть построен перед "днем судьбы богов" из ногтей мертвецов. Любопытно, что в Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. - Старшая Эдда. М., Художественная литература, 1975.

Один - верховное божество сканд. мифологии, глава асов, супруг Фригг, отец Бальдора, Тора и мн. др. богов. Один - творец Вселенной и первых людей, бог ветра и бурь, позднее - бог войны, покровитель воинской дружины, торговли и мореплавания. Он живет во дворце Вальхалле (др.-сканд. Valholl - чертог мертвых), куда валькирии переносят души павших в бою героев и где последние продолжают прежнюю героич. жизнь. У континент. германцев Одину соответствовал Водан (Вотан).

Оскопнир - в скандинавской мифологии одна из версий названия места Последней Битвы богов (в речах Вафтрундира, например, это место называется Вигрид).

Рагнарёк - судьба (гибель) богов, апокалипсис скандинавской мифологии, в подробностях предсказанный вёльвой.

Слейпнир - в скандинавской мифологии восьминогий конь Одина.

Сурт - в скандинавской мифологии огненный великан. В "Прорицании вёльвы" рассказывается, что он придет с юга перед концом мира и сожжет мир (по некоторым версиям - солнце) своим огненным мечем.

Твэгги - одно из имен Одина.

Тор - в сканд. мифологии - бог грома, бури и плодородия, сын Одина и богини земли Ёрд, один из гл. асов. Изображался рыжебородым мужчиной, вооруженным громовым молотом Мьёлльнира, к-рый постоянно попадал в цель и сам собой возвращался обратно, поясом силы и железными перчатками. Тор - гл. защитник богов и людей от исполинов и чудовищ. У континент. германцев Тору соответствовал Донар, у англосаксов - Тумор (Тонар).

Турсы или Ётуны - в скандинавской мифологии великаны, они обычно враждебны и богам и людям.

Утгард - в скандинавской мифологии окраина земли, где обитают демоны и великаны. Существует множество споров по поводу личности Утгарда-Локи, таинственного правителя Утгарда: одни специалисты полагают, что он не имеет никакого отношения к Локи, поссорившемуся с асами, другие считают, что это одно и то же лицо.

Фенрир - в скандинавской мифологии чудовищный волк, одно из порождений Локи и Ангрбоды. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был проглотить Одина в день Последней Битвы.

Фрейр - в сканд. мифологии - бог плодородия, брака, изобилия и мира из числа ванов, сын Ньёрда, брат Фрейи. После войны ванов с асами попал к асам в качестве заложника, прижился и стал одним из них. Согласно предсказанию вёльвы, он должен был погибнуть в битве с великаном Суртом. Культ Фрейра был особенно распостранен в Швеции.

Фрейя - в сканд. мифологии - богиня плодородия, любви и красоты, дочь бога моря Ньёрда, сестра Фрейра, жена покинувшего ее бога ветра Ода, которого она ищет по всей земле, роняя золотые слезы (хлебные зерна).

Фригг (старосканд. frigg, др.-готск. Frija - возлюбленная, госпожа) - в сканд. мифологии - супруга Одина, мать Бальдра, богиня брака, любви, семейного очага. Слияние культов асов и ванов способствовало Слиянию образов Фригг и Фрейи, на к-рую были перенесены атрибуты Фригг.

Хеймдалль - в скандинавской мифологии бог из числа асов, считается сыном Одина. Хеймдалль - страж богов, ему сопутствует эпитет "светлейший из асов". Согласно прорицанию вёльвы, в Последней Битве он должен был сразиться с Локи, согласно некоторым источникам, эти двое убивают друг друга.

Хель - в скандинавской мифологии: 1) подземный мир, царство мертвых, куда уходят души тех, кто не погиб в бою и не достоин Вальгаллы - чертогов Одина. 2) богиня-владычица подземного мира, порождение Локи и великанши Ангрбоды, олицетворение царства мертвых.
В сканд. мифологии Хель считается аналогом христианской преисподней (Стурулсон Снорри в "Младшей Эдде" говорит, что это место предназначено для "дурных людей") и противопоставляется Вальгалле - небесному чертогу для избранных. Согласно предсказанию вёльвы, в Последней Битве мертвецы из Хель выступают на стороне хтонических "злых" сил, а обитатели Вальгаллы - на стороне асов.

Хрюм - имя великана, который, согласно некоторым источникам, должен был править кораблем Нагльфаром (по другим версиям, этим кораблем должен был править сам Локи).

Хрофт - одно из имен Одина.

"Эдда" - известно два памятника исландской литературы под этим названием: "Младшая Эдда", к созданию которой приложил руку Снорри Стурулсон, и "Старшая Эдда", или "Эдда Сэмунда Мудрого", пергаменты с текстами которой нашел в 1643 году исландский епископ Бриньольв Свейнссон. Впрочем, позднее выяснилось, что Сэмунд Мудрый не имеет никакого отношения к этим пергаментам.

Эйнхерии - так называют в Вальгалле обитающих там павших в битве героев.

Чем дело кончится?

Рагнарёк — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Пророчество о Рагнарёке было произнесено мёртвой провидицей (вельвой), которую специально для этого на время вызвал из могилы Один.

Предвестием Рагнарёка явились смерть бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей («детей сестёр»), моральный хаос. В «Речах Вафтруднира» («Старшая Эдда») и в «Младшей Эдде» упоминается также трёхгодичная «великанская зима» Фимбулвинтер (Фимбульвинтер), предшествующая Рагнарёку.

Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд. К ним примкнёт и огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, и повелительница загробного царства Хель, и коварный бог Локи вместе с инеистыми великанами — хримтусами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар. Войско сынов Муспельхейма скачет по мосту Биврёст, который при этом рушится.

Против них выступят все асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн — «громкий рог». Перед битвой Один отправляется к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.

Один сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибнет; Хеймдалль — с Локи; Тюр — с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света.

Но за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина — Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир. Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.

Источники:
Сайт клана Дикая охота
NeoGans's Lair
Википедия

http://duat.asia/story/sotvorenie-mira-po-skandinavskoi-versii