Смертность в сельской местности России в 1,5-2 раза выше, чем в городах

На модерации Отложенный

 Реализованная недавно в России реформа привела к снижению доступности медицины в сельской местности. Статистика показывает, что смертность сельских жителей в разы превышает аналогичные показатели в городах, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».

В обращении к Федеральному собранию перед мартовским выборами президент Путин среди прочего заявил о необходимости восстановления медицинской инфраструктуры в сельской местности и возобновлении работы закрытых фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). На практике президент и премьер-министр собираются восстанавливать то, что сами же и разрушили раньше. Воспринимать ситуацию как анекдот не позволяет статистика, демонстрирующая рост показателей смертности в сельской местности.

На практике восстановить разрушенное ранее будет нелегко. По данным ОНФ, в населенных пунктах Шуйского района Ивановской области есть ФАПы, но работают они лишь изредка. К примеру, в деревне Остапово с населением более 700 человек медики принимают пациентов во вторник и пятницу в первой половине дня. В селе Сергеево жители могут обратиться к врачам лишь раз в неделю, прием длится полтора часа. В остальное время жителям приходится обращаться в офисы врачей общей практики, расположенных в 10 и 18 километрах, или вызывать «скорую». Осложняет ситуацию также неудобный график движения рейсовых автобусов. В других регионах сложилось похожая ситуация.

Депутат Госдумы, кандидат медицинских наук Алексей Куринный констатирует, что для восстановления сети медицинских пунктов в селах понадобится много лет. Парламентарий объясняет, что властивынужденно обратили внимание на проблему из-за роста смертности. Накануне выборов об этой проблеме заговорил обеспокоенный электоральной ситуацией президент России.

В действительности, по словам народного избранника, обстановка сложилась острая. «Оптимизация» медучреждений в рамках реформирования прошла довольно жестко. В результате смертность на селе в полтора-два раза превышает показатели города. Половина смертей жителей сельской местности происходит на дому, что свидетельствует о недоступности медицинской помощи. При возникновении проблем со здоровьем деревенские жители просто не успевают или не могут попасть в соответствующее медучреждение.

Описывая нынешнюю российскую ситуацию, депутат отмечает, что в России словно бы сосуществуют 2 отдельные государства. Относительно цивилизованное государство состоит из жителей городов, в сельской местности проживают около 30 процентов россиян, фактически лишенных современной медицинской помощи.

Куринный сообщил, что в России около 17 тысяч населенных пунктов не имеют никаких медицинских объектов. Оказалось, что закрыть объекты медицинской инфраструктуры было легко, а возродить, открывая ежегодно 500-600 ФАПов, будет сложно. В лучшем случае процесс займет от 7 до 10 лет.

«Оптимизация» ФАПов принесла больше вреда, чем пользы.

Первый заместитель председателя думского комитета по охране здоровья, доктор экономических наук Федот Тумусов признает, что сокращение сети медицинских учреждений в сельской местности нанесло серьезный ущерб здравоохранению. Во время проведения так называемой «оптимизации» суть процесса свелась к тому, что медицину перевели на принципы бизнеса. Чиновники учитывали количество граждан, которых обслуживает медицинское учреждение, численность оказанных услуг и размер оплаты. При этом реформаторы не учли, что в России очень маленькие населенные пункты и огромные расстояния, поэтому принципы бизнеса в данном случае применять не следует.

На этапе подготовки плана реформирования медицинской отрасли ответственные лица не совсем верно подошли к определению нормативов. К примеру, полное соблюдение нормативов привело бы к тому, что в Якутии около 70 процентов населенных пунктов остались бы без медицинского обслуживания в виде амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.

Парламентарий рассказал, что власти ряда регионов поняли, к каким последствиям может привести исполнение требований федерального центра. Для предотвращения гуманитарной катастрофы региональные власти вынуждены были самостоятельно изыскивать средства для сохранения и продолжения работы медицинских учреждений. Однако такие решения приняли далеко не все региональные чиновники.

Федот Тумусов утверждает, что выступление президента, в котором глава государства признал, что власти перестарались, подтвердило ошибочность «оптимизации». Наличие проблемы руководство страны признает, но пока не делает реальные шаги по исправлению ситуации. В парламент внесен ряд законопроектов, в том числе предложение об изменении нормативов с учетом демографических, транспортных и иных условий, документ подготовлен самим депутатом Тимусовым.

Кроме того, рассматривается вероятность изменения норм закона о медицинском страховании. Однако до сих пор ни одна из инициатив не поддержана. В марте в Якутии в ходе круглого стола профильные специалисты пытались разработать программу по воссозданию ФАПов и врачебных амбулаторий. Депутат отметил, что пока работа в данном направлении ведется очень слабая, но выразил надежду на предстоящие исправление ситуации.