Как помощник мэра Праги миллион для русских ученых украл. Люди дела

На модерации Отложенный



Йозеф Ротнагель работал помощником мэра Праги и слыл слегка долбанутым, что, в принципе, для страны Кафки и Гашека нормально.

Ротнагель был ученым-инженером. Всю жизнь занимался популяризацией науки, обменом научной информации, создавал детские технические кружки, помогал оформлять патенты изобретателям, состоял председателем различных ученых советов и умел говорить только на технические и научные темы. В мэрии он дотошно проверял все технические и инженерные проекты. Даже в пивную их собой забирал и там в углу над ними сидел до поздней ночи. Из развлечений предпочитал срачи по переписке по поводу различных околонаучных публикаций в газетах.
В августе 1921 года чехословаки начали формировать всевозможные комитеты помощи голодающим нам.
В сентябре в Праге выступал перед журналистами президент республики Масарик и взял, да и подписал чек на миллион крон. И передал его мэрии Праги для "какого-нибудь" городского комитета помощи России.
Мэр созвал совещание. Сумма, конечно, внушительная, но для какой-то отдельной операции вроде недостаточна. Передать миллион какому-то одному существующему комитету - уж лучше сразу в окно выпрыгнуть, не дожидаясь обиженных. Распилить сумму на всех? Но президент ничего такого не говорил, сумму выписал целиком, указание вроде ясное. Что делать-то? Может просто какой-то конкретной советской организации перечислить? Только не политической.
Ротнагель услышал, вскочил из-за стола, выхватил из рук шефа чек и убежал.
Он за день обежал все пражские высшие учебные заведения, чешскую академию наук и отправил несколько телеграмм в Брно. Вечером вернулся на работу с проектом организации Комитета Помощи Русским Ученым. Растолкал орущих коллег и ввалился в кабинет мэра. Мэр поорал для порядка, ознакомился с документом и одобрил.
28 сентября 1921 года Ротнагель привез в Петроград для Дома Ученых пять вагонов гороха, крупы, муки и жиров, вагон одежды и медикаментов. Особенно важным грузом были 5.000 научных журналов и монографий со всего мира за последние два года, за что Ротнагеля наши ученые благодарили со слезами.
Петроградская комиссия по улучшению быта ученых было рыпнулась и хотела снять Дом с довольствия по такому случаю, но ей Зиновьев по шапке дал.

Историю узнал из переписки Главного представителя Чехословацкой Республики при ЦК Помгол и Нансеновском Комитете Йозефа Гирсы с Эйдуком. Письмо Эйдука Гирсе от 07.01.1922 и письмо Гирсы Эйдуку от 20.02.1922. Бывш. ЦГАОР ф.1058,оп.1,д.355,лл.2,6,9.