Чего хотят протестующие мусульмане?

 

   
Исследования показывают, что большинство мусульман хочет Ислама. Однако западные СМИ упорно освещают протесты в мусульманском мире как стремление к демократии.

“… демократия больше чем выборы” (1).
Ципи Ливни – израильский Министр иностранных дел, Вашингтон Пост, 24 февраля 2011.


Храбрые протестующие до сих пор еще находятся на улицах и противостоят тираническим режимам арабского региона. Мир продолжает наблюдать как некогда простые люди, наконец избавились от страха перед их диктаторскими режимами и выбрали достоинство вместо унижения.

После начала протестов важный вопрос остался без ответа: "мусульмане призывают к демократии или выборам?"

Вопрос остается открытым. Западные репортеры новостей и операторские группы сообщают о том, что демонстранты призывают к демократии. Но так ли это? «CNN» и «BBC» сообщают, что протестующие используют демократические лозунги. На самом деле это  предвзятое отношение. Это неудивительно, особенно когда представители Западных СМИ ходят по улицам в поисках тех, кто может объяснить свои требования на английском языке. Будем ли мы брать эти высказывания как призыв к демократии или все же мы попытаемся разобраться и выясним действительно ли они призывают к демократии?

Нет сомнения в том, что понятие "демократия" является сомнительным и расплывчатым термином (2). Таким образом, можно взять простые смысловые значения, под которыми обычно подразумевают демократию, такие как «гражданские права», в особенности «справедливые выборы», «верховенство закона», «равенство перед законом», «экономические возможности и более справедливое распределение богатства», «ответственность и прозрачность». Сюда же относится выражение «конец коррупции», являющееся близким другом капитализма. Все это многие приписывают к демократии.

Однако, мы можем также взять более глубокое значение демократии, которая включает в себя Западные ценности — отнюдь не в последнюю очередь понятие отделения религии от жизни и того, что законодательство исходит от человека. Это понимание основывается на желаниях народа и отделения религии от государства, что фактически является отказом от законов Аллаха (с.в.т.).

Понимание противоречия между этими двумя определениями означает, что мы должны быть осмотрительными при использования термина "демократия".

Первым ответом на то, чего хотят люди, являются призывы демонстрантов к Исламу начиная от Туниса и Каира до Сану и Бенгази, которые легко доступны на YouTube, но почему-то отсутствующие в Западных новостях.

Другой ответ исходит из призыва исламских правоведов, побуждающих людей к возрождению на основе Ислама. Телеканал Аль-Арабийя сообщил о публикации заявления 90 улемов из различных стран, поддерживающих восстание, но осуждающих добавление демократии:

“В демократических государствах люди могут голосовать за то, что запрещено в Исламе, как например, устройство борделей, разрешение гомосексуализма, употребление алкоголя, ростовщичества, и запрещение призыва к молитвам или никаба”. (3)

Также это подтверждается фетвой группы независимых улемов Ливии, в которой всем мусульманам говорится, что протестовать — это их исламская (а не демократичная) обязанность:

“Они (правительство и его сторонники), таким образом, продемонстрировали полное неверие в руководство Бога и его любимого Пророка (с.а.с.) …, что делает их не заслуживающих любого повиновения или поддержки, и делает восстание против них во всех смыслах возможным и обязательным с точки зрения Шариата". (4)

Еще одним ответом являются данные социологических опросов, взятые у авторитетной организации. Научно-исследовательский центр в проекте "Глобальные точки зрения" спросил у мусульман: "Является ли демократия предпочтительней какой либо другой форме правления?" В своем отчете опубликованном в январе 2011 они получили положительные ответы в Ливане (81 %), Турция (76%), Иордания (69%), Нигерия (66%), Индонезия (65%), Египет (59%), Пакистан (42 %). (5)

ImageОднако, когда мусульман спросили в том же самом опросе: "Ислам окажет положительное или отрицательное влияние в политике?" Они обнаружили внушительную разницу в пользу Ислама:  в Индонезии (91 % положительное к 6% отрицательное), Египет (85 % к 2 %), Нигерия (82 % к 10 %), Иордания (76 % к 14 %) и Пакистан (69 % к 6 %). В отдельном отчете научно-исследовательского центра "О религии и общественной жизни" за апрель 2010 года говорится, что  большинство мусульман опрошенных в центральной и северной Африки хотят чтобы в их странах притворялись законы Шариата:  Джибути (82%), ДР Конго (74%), Нигерия (71%), Уганда (66%), Эфиопия и Мозамбик (по 65%), Кения (64%) и Мали (63%). (6)

Это совпадает с предыдущими опросами. В Университете Мэриленда существует программа международных стратегических отношений (PIPA) в рамках которой было проведено главное исследование в феврале 2007 в Египте, Марокко, Пакистане и Индонезии. Его отчет заканчивается:

“В среднем приблизительно трое из четырех соглашаются с тем, что "Исламские страны должны ввести строгое соблюдение Шариата,” и “не допускать Западные ценности в исламские страны.” Две трети даже хотели бы “объединить все исламские страны в единственное Исламское Государство или Халифат” (7)

Центр Стратегических Исследований (CSS) в университете Иордании провел исследование в среде мусульман в Иордании, Палестине, Египте, Ливане и Сирии в феврале 2005 (8).  Приблизительно две трети опрошенных мусульман в Иордании, Палестине и Египте заявили, что Шариат должен быть единственным источником законодательства. В то время как оставшаяся треть полагает, что Шариат должен быть “одним из источников законодательства”. В сравнении в Ливане и Сирии, большинство (почти две трети в Ливане и почти больше половины в Сирии) поддерживают мнение о том, что Шариат должен быть одним из источников законодательства.

Таким образом, требование людьми прав прояснилось и требование людьми Ислама прояснилось. Люди могут иногда использовать термин 'демократия', за который охотно ухватились западные СМИ, но у них есть ясное понимание того, что именно Ислам обеспечивает такие права, которые они хотят.

Некоторые мусульмане опасающиеся того, что их заклеймят как экстремистов, пошли на многое, чтобы приглушить любое стремление к правлению Исламом, в то время как западные СМИ сообщали, что происходящие события имеют демократический уклон. Однако, это не должно приводить к замешательству. Мусульмане восстали с иманом в их сердцах. Они поставили свои жизни на одну линию в столкновениях с танками, самолетами, артиллерией, автоматами и снайперами, громко заявляя, что они хотят падение своих режимов и что они хотят добиться своих прав.

Вне всякого сомнения демократия это не только выборы, и для нас не должно быть сюрпризом то, что люди в большинстве мусульманских регионах хотят Ислама.

Ссылки:

1 http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2011/02/23/AR2011022305364.html
2 http://www.globalbarometer.net/GBS_Oct_2010/08.%20Bratton%20Print.pdf
3 http://www.alarabiya.net/articles/2011/02/21/138583.html
4 http://af.reuters.com/article/libyaNews/idAFLDE71K1TQ20110221
5 http://pewresearch.org/pubs/1874/egypt-protests-democracy-islam-influence-politics-islamic-extremism
6 http://pewforum.org/newassets/images/reports/sub-saharan-africa/sub-saharan-africa-full-report.pdf
7 http://www.worldpublicopinion.org/pipa/articles/brmiddleeastnafricara/346.php?nid&id&pnt=346&lb=brme
8 http://www.css-jordan.org/SubDefault.aspx?PageId=37&PollId=140&PollType=3

Источник: http://qirim-vilayeti.org/content/view/2080/252/

22
859
6