Вячеслав Тихонов. Вспоминая лучшие роли

На модерации Отложенный

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося российского артиста Вячеслава Тихонова. О его самых ярких фильмах и ролях вспоминает кинообозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.

Увеличить
Видимо, что то случилось...

К сожалению мы не можем отобразить эту картинку.
Сообщение об ошибке автоматически отправлено
в службу поддержки. Приносим свои извинения

 
 
 

Вячеслав Тихонов — нечто большее, чем просто хороший или даже очень хороший актер.

Он, возможно, не был гением — но был символом, знаком даже не эпохи, а нескольких эпох.

Первая из них — формирование кинематографического, культурного и социального мифа о Великой Отечественной: в лучшем или, по меньшей мере, самом популярном фильме конца 1940-х, «Молодой гвардии» Сергея Герасимова, Тихонов сыграл одну из центральных ролей — Володи Осьмухина.

С этого начался путь в кино Тихонова — двадцатилетнего студента ВГИКа, которого, кстати, родители мечтали сделать инженером или агрономом. Но после «Молодой гвардии», на съемках которой Тихонов познакомился со своей первой женой Нонной Мордюковой, пути назад не было. А ведь около десяти лет Тихонова снимали как безликого красавчика, интересных задач, ролей и фильмов практически не было.

Правда, за эти годы Тихонов успел сыграть главную романтическую роль — Медведя в легендарной театральной постановке «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца Эрастом Гариным. А потом он стал кумиром уже 1950-х — в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» артист сыграл тракториста Матвея Морозова: тогда он превратился в то, что сегодня назвали бы секс-символом.

Но и в либеральных оттепельных 1960-х время Тихонова не прошло, поскольку произошла очередная знаковая трансформация: для всей страны — кстати говоря, на тот момент самой читающей в мире или считавшей себя таковой, — он стал князем Андреем Болконским в эпохальной «Войне и мире» Сергея Бондарчука… и одновременно сыграл важнейшую фигуру шестидесятнической мифологии, учителя Мельникова в драме «Доживем до понедельника». Так уж вышло, что со Станиславом Ростоцким, сделавшим и этот фильм, Тихонов прошел путь от первых картин до самых поздних; упомянуть имеет смысл как минимум еще одну, снятую в 1977-м «Белый Бим Черное ухо».

Однако к этому моменту СССР знал Тихонова в ином качестве: отныне и навеки он превратился в Исаева-Штирлица, советского разведчика в самом сердце нацистской иерархической системы, в Берлине в канун падения Третьего рейха: речь — о великом, без преувеличений, сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», сделавшем из тонкого и застенчивого актера Тихонова — кто бы мог подумать? — героя анекдотов.

Что добавить к этому? Членство в КПСС? Звания Народного, Заслуженного и прочих артистов? Ордена и медали? Эксклюзивное право читать вслух произведения Леонида Ильича Брежнева по телевидению?

Возможно, об этом было бы правильнее забыть. Зато вспомнить о последней роли, сыгранной Вячеславом Тихоновым, уже совсем пожилым и больным, в «Андерсоне» Эльдара Рязанова. Напомню, там он исполнил роль Бога.