Чтение Корана душам усопших – доходят ли до них молитва?!

На модерации Отложенный

Причиной составления данной брошюры на тему чтения Корана усопшим, является визит автора в дом, где дети, школьного возраста пытались уйти из родительского дома, в том числе и по причине того, что нерелигиозные родители призывали своих религиозных детей прочитать Коран, как это традиционно принято, в пользу родственников и предков покойников.Младшим сыном этой семьи, школьником 8-ого класса, чтение Корана мертвым воспринималось как нечто абсолютно запретное, и что по этой причине можно покинуть родительский дом. Он со слезами на глазах рассказывал, как его родители говорят ему о необходимости чтения Корана предкам, и воспринималось им это так, будто бы его принуждают убивать, или ограбить кого-то. Да, безусловно, разногласия в вопросе чтения Корана усопшим общеизвестны. Но каким образом можно одурманить школьника и представить это деяние таким ужасным и отвратительным, что подросток готов покинуть родной дом и разорвать отношения с родителями и близкими. Это не что иное как спекуляция исламскими науками и манипуляция неокрепшей психикой ребенка. Каким образом можно придерживаться откровенно однобокой фанатичной точки зрения, если нет, и не было единогласного мнения мусульманской уммы, ни о запрете (харам) чтения Корана мертвым, ни об обязательности (фард) этого деяния. Вот, что делают отсутствие беспристрастности (инсаф), узкий кругозор и примитивное понимание ислама с невеждами-дилетантами. На самом деле ученые рассматривали эту проблематику в рамках таких категорий, как желательно (мустахабб) или нежелательно (макрух).

       В отличии от современных невежд, даже Шейх Ибн Таймия, на которого ссылаются эти юнцы, высказывался в зависимости от местности, времени и других влияющих обстоятельств. Да, ему принадлежат слова: «Чтение Корана над умершим — это новшество!»[1]. Но вместе с этим, он говорил: «…Что касается чтения (кираат), милостыни (садака) и других благих дел, то нет разногласий среди ученых ахль ас-сунна валь-джамаа в том, что до покойника доходят награды (сауаб) за поклонения, совершаемые имуществом, как например садака и освобождение раба. Таким же образом покойнику помогают мольбы (дуа) и просьбы о прощении (истигфар) за него. Но в среде ученых есть разногласия относительно телесных поклонений, таких как пост, молитва (намаз) и чтение Корана. И правильным мнением является то, что все это постигает покойника, то есть доходит до покойника награда (сауаб) за них[2]»[3]. Да и новшество, как об этом автор подробно разъяснил в своей брошюре о маулиде, не всегда синоним плохого и запретного. Также Ибн Таймия говорил: «Подобно тому, как милостыня (садака) и мольба (дуа) достигают умерших, так же и вознаграждение (саваб) за любое поклонение достигает умершего, без различия — является ли он родственником или нет, того, кто посвятил ему вознаграждение. Покойник, может воспользоваться этим вознаграждением»[4]. Также известна его фетва, когда его спросили о чтении со стороны семьи покойного, достигает ли награда за тасбих, тахмид, тахлиль и такбир? На что Ибн Таймия ответил: «Достигнет покойника чтение (кираат) его близких, и их тасбихи, и их такбиры, и другие поминания Всевышнего Аллаха, если они посветят награду покойнику. А Аллах знает лучше!»[5].

       Более того, если бы, Ибн Таймия занимал жесткую и непримиримую позицию в вопросе чтения Корана мертвым, то люди после его смерти не читали бы над ним самим, множество хатмов Корана. Ученик Ибн Таймии — Ибн Касир пишет в аль-Бадая ван-Нихая: «..и сказал аль-Барзали: «в двадцать вторую ночь месяца Зуль-Када скончался Имам, улем, Абу аль-Аббас Ахмад – наш шейх, выдающийся ученый…. в дамасской башне, в комнате, где он был заключен. После чего собралось много людей у башни, и им было позволено войти к нему. Рядом с ним сидело много людей, они читали Коран… На его погребальной молитве собралось множество людей, они много плакали, обращались к Аллаху с мольбами, для него прочитались множество хатмов Корана в ас-Салихийе и других поселениях…»[6]. Также, о чтении хатмов Корана после смерти Ибн Таймии, возле его могилы и в домах людей, передает Ибн Абд аль-Хади в его биографии.

     Подобное можно сказать и об имаме аш-Шафии. Как известно, аш-Шафии издавал несколько отличающиеся друг от друга фетвы в зависимости от того, где он находился, в Ираке или Египте. Это вовсе не лицемерие, это плюрализм мнений и свобода выражения мнения в исламском шариате. Так вот, с одной стороны имам аш-Шафии говорил: «Мертвые не получают награду за чтение Корана над их душами»[7]. А с другой, от него передают следующие слова: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»[8]. Конечно, кто-то может сказать, что аш-Шафии говорил о дозволенности чтения Корана над могилами, а это и посвящение награды за чтение Корана покойнику разные вещи. Но как говорят поздние ученые последователи аш-Шафии, говоря о том, что награда не достигает, он подразумевал тот случай чтения, когда после чтения не адресовали награду мертвецу. Более детально рассмотрим это в следующих главах. А сейчас давайте разберем, то в чем нет разногласий и спора. Что из поклонений и благих дел, совершенных живыми людьми помогает или наоборот усугубляет состояние покойников. Ведь нельзя забывать и том, что некоторые деяния, такие как громкий плач и рыдания за покойником умножают его мучения[9]. Кроме этого, введение нечто нового в ислам, также положительно или отрицательно сказывается на умерших. Как сказано в хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Джарира ибн Абдуллаха: «Тому, кто вводит в Ислам благую традицию, воздается вознаграждение за это, и он  удостаивается также вознаграждения тех, кто последовал ему в этом, и  вознаграждение их не уменьшается. Тому же, кто вводит в Ислам плохую традицию, записывается грех этой (традиции), а также грех тех, кто последовал этому, и при этом не убавляются  их грехи»[10].  

 

Благие дела, совершение которых живыми людьми, помогает умершим

  • Мольба (дуа) и просьбы о прощении (истигфар) за умершего. Как, например, Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (59:10).
    Также сюда можно отнести заупокойную молитву (джаназа). Из хадисов известно, что особой пользой отличается мольба праведных детей. Как, например, сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: «За что мне это?» Ему ответят: «Твой ребенок испрашивал для тебя прощения»[11]. И вообще, благие деяния детей будут записываться и  родителям, и при этом их награды ничуть не уменьшатся, как говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел»[12].
  •  Знания, которые оставил после себя умерший и садака-джария —  построение чего-либо полезного, чем будут пользоваться люди после его смерти. Как об этом сказано в Коране: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (36:12). Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни (саадака — джария); знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него»[13]. Кроме этого, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оставил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти!»[14].
  • Помимо садака – джария, обычная милостыня (садака), пожертвование и освобождение раба (`итк) также помогают покойному человеку. Ан-Навави передает, что относительно милостыни от имени мертвого существует общепринятый консенсус (иджма), вне зависимости от того, кто жертвует ею от имени покойника – потомок или неродной человек[15]. Ат-Тахави в своей «Акиде» сказал: «И в мольбе живых и их милостынях есть польза для мертвых»[16]. Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О, Посланник Аллаха! Поистине, моя мать умерла, поможет ли ей, если я раздам за неё милостыню?» Пророк ответил: «Да»[17]. Также, в качестве примера можно привести хадис, в котором  сообщается, что отец Амра, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын — Амр спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу»[18]. Также сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн Убады, он пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Моя мать умерла. Могу ли я пожертвовать от ее имени?» Он ответил: «Да!». Затем он (Са`д) сказал: «А какая же милостыня (садака) будет наилучшей?» Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Вода!». После этого Са’д выкопал колодец и сказал: «Это за мать Са’да»[19]. В вышеприведенных благих делах нет разногласий среди ученых ахль ас-сунны. Все разновидности таких благодеяний, совершенных от имени усопших помогают им, по воле Аллаха. Отрицанием этого занимались лишь некоторые течения вроде мутазилитов.  Далее, будут рассмотрены благие дела, в достижении которых до покойников существуют разногласия среди ученых.
  •  От имени покойника можно соблюдать пост, совершать хадж или умру, и выполнять не выполненные им обеты. Все это по свидетельству множества текстов пойдет покойнику на пользу.

    Сообщается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал: «О, Посланник Аллаха! Моя мать умерла, а на ней долг поста в течение месяца. Так следует ли мне возместить пост за нее?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным»[20].

     Также сообщается от Бурайды: «Я сидел около Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время пришла женщина и спросила у него (мир ему и благословение Аллаха): «Я подарила своей матери рабыню в качестве милостыни (садака), но мать скончалась». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил на это: «Ты должна обеспечивать рабыню, потому как она к тебе вернулась по наследству». Затем женщина спросила: «Моя мать пропустила месяц поста, могу ли я за неё поститься?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Постись за мать». Далее женщина сказала: «Она (мать) не совершила хадж, могу ли я совершить его за неё?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соверши же за неё хадж!»[21].  Текст хадиса приведен в сноске[22].

     В другом хадисе сказано, что однажды пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как один человек говорил во время хаджа: «О, Аллах! вот я перед тобой от имени Шубрумы». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал: «Это мой брат». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму»[23]. В этом хадисе есть указание на то, что человек желающий совершить хадж за покойника, сначала должен совершить его сам, а также на то, что нет условия совершения хаджа только прямыми потомками умерших.  

     В  еще одном хадисе от аль-Бухари передается со слов Ибн Аббаса, что одна женщина из Джухайны пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж, но не успела совершить его, так как умерла, могу ли я от ее имени совершить хадж?» На что Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Соверши за нее хадж! Разве ты не заплатила бы долг оставшийся от матери? Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным»[24]. Также в качестве примера можно привести ранее упомянутый хадис Са`да ибн ‘Убады, который сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Выполни его за нее»[25]. При совершении хаджа и умры за мертвого, большинство ученых (джумхур) не ставят условия дееспособности и бессилия (аджз).

  • Согласно одному из мнений ученых, Курбан – закалывание животного от имени покойников также помогает им. Ученые, считавшие это дозволенным, опирались на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес жертву[26] от себя и от имени всех членов своей общины[27]. А ведь известно, что на тот момент, среди его уммы, были уже умершие, и были те, кто еще не появился на свет. И живые и умершие, все они относятся к числу общины Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха)[28].

   Также ученые, дозволявшие закалывание Курбана от имени покойника использовали хадис, который передается со слов Ханаша, сказавшего: «Однажды я увидел, как Али приносит в жертву двух баранов и спросил: «Что это?» Он ответил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завещал мне приносить жертву за него, и я это делаю!»[29]. Помимо этого сторонники дозволенности курбана за умершего в качестве довода использовали общие хадисы, в которых содержатся указания на дозволенность милостыни (садака) от имени покойного. А принесение в жертву животного также относиться к садака. По этому поводу, Ибн Таймия говорил: «Совершить курбан от имени умершего лучше, чем потратить за него стоимость животного!»[30].

    А сейчас давайте рассмотрим вопрос, который стал причиной составления данной брошюры. Помогает ли покойнику чтение Корана и достигает ли его награда (сауаб) за это чтение?

 

Чтение Священного Корана и посвящение причитающейся награды (сауаб) усопшим

       Шариат предписывает чтение Корана без каких-либо ограничений (мутлак). Общий текст дозволения включает всевозможные места, различные личности и любое время. Следовательно, согласно установленному шариатскому правилу, для ограничения (такйид) чтения Корана где–либо или когда–либо нужны запрещающие тексты. Если же таких запрещающих аргументов нет, то любые временные и пространственные  ограничения при чтении Корана являются притязанием на роль шариатского Законодателя и сужением и запретом того, что Всевышний Аллах и Его посланник оставили допустимым. Следовательно, опираясь на широту текстов, предписывающих чтение Корана, нет препятствий для чтения Корана в мечетях, домах, торговых точках, больницах, возле могилы, до погребения или после и т.п.

      Некоторые мусульманские ученые составили специальные труды, посвященные чтению Корана возле могил и для покойников, с указанием соответствующих аргументов и доказательств. В частности, это имам Абу Бакр аль-Халлял[31] в книге «аль-Джами`» назвал главу – «Чтение над могилами» (аль-Кираат аля аль-кубур), аль-Хафиз Шамс ад-Дин аль-Макдиси посвятил этой теме отдельный труд, имам-толкователь Корана аль-Куртуби[32] в книге «Поминание о состояниях мертвых и дел загробных» (ат-Тазкира фи ахуал аль-маута ва умуриль-Ахыра), аль-Хафиз ас-Суйути[33] в «Шарх ас-Судур би шарх ахуалиль-маута валь-кубур» и др.             

     Вообще разногласия в вопросе, доходит ли вознаграждение за чтение Корана до умерших, в среде ученых широко известны.

         ас-Суйути в Шарх ас-Судур пишет: «Ученые разошлись  во мнениях относительно того, доходит ли до умерших, награда за чтение Корана. Большинство салафов и три имама высказались за то, что награда за чтение Корана доходит до умерших. аш-Шафии[34] высказал противоположное мнение, приведя в качестве доказательства аят: «Человек получит лишь то, к чему приложил свое старание.(53:39)». Что касается чтения Корана на могилах, то аш-Шафии придерживался мнения о дозволенности этого». ан-Навави в аль-Маджму`[35] и в Рийад ас-Салихин[36] пишет: «аш-Шафии сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран». Аль-Халлял в «аль-Кираа аля аль-кубур» и Ибн аль-Каййим в «ар-Рух»[37] передают от Хасана ибн ас-Саббаха аз-Зафарани, сказавшего: «Я спросил у аш-Шафии о чтении возле могил, и он ответил: «Нет в этом ничего плохого»[38].

     Что касается аята (53:39), то Ибн Аббас сказал, что он является отмененным и относится к предыдущим народам, Икрима также считал этот аят отмененным, а некоторые ученые сказали, что здесь отрицается то, что человек сам не может владеть тем, к чему он не приложил усилия, что касается же того, к чему приложил усилия другой человек, то последний является его владельцем и по желанию может им распорядится, как пожелает, в том числе и передать награду мертвому.

      В таком же ключе, как и от аш-Шафии, передается раннее мнение имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: «Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нет!»[39]. Но затем, в более позднем своем мнении имам Ахмад выражал согласие относительно чтения Корана покойникам. Как об этом пишет Ибн аль-Каййим в своей книге ар-Рух: «Передается от многих салафов, что они завещали читать Коран во время погребения. Абд аль-Хакк передает, что Абдулла ибн Умар завещал читать суру аль-Бакара у его могилы. Известно, что в начале, имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу такого мнения».  О позднем мнении Ахмада также, пишет Ибн Кудама аль-Макдиси: «Нет ничего предосудительного в чтении (Корана) возле могилы, от Ахмада передается, что он сказал: «Когда входите на кладбище читайте аят аль-Курси и трижды суру Ихлас затем скажите: «О Мой Аллах! Вознаграждение от них обитателям могил»[40]. Аш-Шихаб аль-Карафи сказал: «Мазхаб Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбала заключается в том, что награда чтения Корана достигает покойника, а когда Коран читается возле могилы, то покойнику дополнительно причитается того, что он слушает»[41].

      В действительности, многие ученые, такие как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Ахмад, Ибн Кудама аль-Макдиси, Кади `Ийад, Абу Бакр аль-Халлял, Кади Хусейн, аль-Куртуби, аль-Карафи, ан-Навави, Ибн аль-Каттан (шейх Ибн Хаджара),  ас-Санади, аз-Зайла`и, ас-Субки, Ибн Каййим, Ибн Хаджар, Ибн аль-Хадж, аль-`Айни, аль-Хайсами, ас-Суйути, Ибн Абидин и др.,  проанализировав этот вопрос и рассмотрев его с разных сторон, считали, что чтение Корана мертвым приносит им пользу. В общем, как уже было сказано, существует единогласное решение (иджма) о том, что покойник получает пользу, если ему посвящают какое-либо благое деяние. Относительно чтения Корана существуют различные хадисы, которыми ученые доказывают пользу от его чтения. В качестве довода приводится ряд текстов из первоисточников, а также предания от трех праведных поколений, о которых далее, пойдет речь.

  • Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) –  Ладждадж[42] в своем завещании сыну сказал: «Сынок! Когда я умру, то похорони меня на кладбище. А когда уложишь меня в могилу, то скажи: «Бисмилля ва аля милляти Расулилля”» (Во имя Аллаха и согласно общине Посланника Аллаха). Потом засыпь меня землей и выровняй. А после прочитай у моего изголовья начало и конец суры Бакара, потому что я слышал, что так говорил Посланник Аллаха»[43], в сноске приводится подробный анализ хадиса[44]. Аль-Хайсами[45] вывел решение о том, что все передатчики в иснаде этого хадиса являются надежными (сика)[46]. Некоторые современные хадисоведы — самоучки пытаются отнести Абд ар-Рахмана ибн Аля к категории «неизвестных», но, Ибн Хиббан включит его, в своей «ас-Сикат»- (Надежные). Также и ат-Тирмизи, принимает хадис от этого передатчика, а Ибн Хаджар в ат-Такрибе называет его приемлемым передатчиком (макбуль). Ибн Абу Хатим и аз-Захаби ограничиваются тем, что приводят хадис, не высказывая какого-либо суждения по поводу этого хадиса[47]. Других вопросов  в иснаде этого хадиса нет, следовательно, хадис заслуживает определения «приемлемого» (хасан). Яхъя ибн Маин[48] принимал этот хадис в качестве довода[49]. Ан-Навави в аль-Азкаре сказал: «Мы передали из Сунана аль-Байхаки с хорошим иснадом то, что Ибн Умар считал желательным чтение начала и конец суры аль-Бакара после погребения»[50].

       Хадис с похожим текстом передают ат-Табарани и аль-Байхаки в со слов Ибн Умара: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Когда кто-то из вас умрет, не держите его, а торопитесь с его погребением. И читайте возле его могилы, у изголовья Открывающую Книги, а возле его ног конец суры аль-Бакара[51]». Ибн Хаджар в аль-Фатхе назвал цепочку данного хадиса приемлемой (хасан).

       Также хадисы от сподвижника Ладжладжа признавал имам Ахмад ибн Ханбал. Аль-Халлял передает от Али ибн Муса аль-Хаддада, сказавшего: «Я участвовал в погребальной молитве вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Ибн Кудамой аль-Джаухари и когда покойника похоронили некий слепой человек начал читать Коран возле могилы. Ахмад ибн Ханбал сказал ему: «О, такой-то! Воистину чтение Корана возле могил является новшеством». После того, как они вышли из кладбища, Ибн Кудама спросил у Ахмада ибн Ханбала: «О, Абу Абдулла! Что ты скажешь о Мубашшире аль-Халаби». Он ответил: «Надежный» (сика). «Ты записал от него что-то?» — спросил Ахмад. «Да» — ответил Ибн Кудама и продолжил: «Мне сообщил Мубашшир, от Абд ар-Рахмана ибн аль-Аля, от его отца – Ладжладжа, что последний завешал своему сыну, после погребения прочитать над ним у изголовья начало и конец суры аль-Бакара и сказал, что слышал, как, Ибн Умар завещал это». После этого Ахмад сказал: «Вернись, и скажи этому человеку, пусть продолжает читать»[52]. Некоторые ученые, такие как Абу Дауд и Яхъя ибн Маин, считали Ибн Кудаму слабым, но в данном хадисе Ибн Кудама аль-Джаухари не входит в цепочку, история передается от  Али ибн Мусы аль-Хаддада, которого считают правдивым (садук), а Ибн Кудама в тексте (матн) самой истории всего лишь спрашивает у Ахмада ибн Ханбала. 

     Этими же хадисами аргументировал Яхъя ибн Маин когда его спросил Аббас ибн Мухаммад ад-Дури о чтении возле могил[53]. 

  • Еще одним аргументом в пользу чтения Корана покойникам является то, что шариат разрешил читать аль-Фатиху при джаназа. Так как это помогает умершему. Аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе – «Глава чтения аль-Фатихи над джаназа», причем он назвал джаназа общими словами, без выделения самого намаза-джаназа. Как об этом передается в хадисе Ибн Маджи со слов Умм Шарик, сказавшей: «Нам приказал Посланник Аллаха читать над джаназа — суру Фатиха», а также в хадисе ат-Табарани со слов Умм Афиф ан-Нахдийя, сказавшей: «…. и он приказал нам читать над нашими мертвыми суру Фатиха аль-Китаб». Подобно аль-Бухари, ан-Навави также в «Рияд ас-салихин» назвал главу «О мольбе за покойника после погребения и сидение возле могилы с целью мольбы, просьбы прощения и чтения за покойника». Следовательно, если шариат разрешает читать часть Корана над покойниками, то и другие его части дозволено читать над мертвыми.

   Также общеизвестно, что Пророк неоднократно читал джаназа намаз над могилами, как об этом передают аль-Бухари и Муслим. А в его джаназе намазе, как уже было сказано, читался Коран, салаваты, зикры, мольбы и просьбы о прошении (истигфар). Поэтому что, то, что дозволено в целом — дозволено и по частям.

  • Ибн Абу Шайба передал в аль-Мусаннафе слова имама аш-Ша`би: «Ансары читали возле покойников суру аль-Бакара»[54]. Подобие этого передает и аль-Халлял: «Когда среди ансаров кто-то умирал, они оставались у его могилы и читали возле нее Коран».  
  • Абу Дауд, ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра и Амаль аль-Йаум валь-Ляйля, Ибн Маджа, аль-Хаким, Ибн Хиббан и др.  передали от Ма`киля ибн Йасара сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте Йасин вашим покойникам»[55]. В иснаде хадиса есть – отец Абу Усмана, которого Ибн Хиббан упомянул в числе надежных, а Али ибн аль-Мадини и аз-Захаби сказали: «Неизвестный». Остальные передатчики соответствуют достоверному.

    Кроме вышеупомянутых мухаддисов, хадис о чтении суры Йасин с близким иснадом передали; Ахмад ибн Ханбал в Муснаде[56], Абу Дауд ат-Тайалиси в Муснаде[57], ат-Табарани в аль-Кабире[58], аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра[59] и др. Ибн Хиббан и Ибн Маджа считали этот хадис достоверным. Абу Дауд и ас-Суйути считали его приемлимым (хасан). Некоторые ученые считали хадисы о суре Йасин слабыми (да`иф). Имам ан-Навави[60] сказал: «Ученые единогласны в допустимости и желательности действия (амал) опираясь на слабый хадис в достоинствах деяний»[61].

   Существует  похожий текст хадиса, в котором говорится о том, что Йасин – сердце Корана и передается с другой цепочкой, которая также опирается на Ма`киля ибн Йасара.

     Ахмад ибн Ханбал в Муснаде[62] передал от Ма`киля ибн Йасара, что поистине Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «…И Йасин сердце Корана. Какой бы человек не прочитал ее, желая (довольства) Аллаха Всевышнего и Жилище Последнее, то ему непременно будет прощено. Так читайте же ее  вашим покойникам». Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра[63], аль-Байхаки в аш-Шу`абе[64], ат-Табарани в аль-Кабире[65], ар-Равйани в Муснаде[66], а также аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид[67], который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в ее иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики – соответствуют передатчикам достоверного. Я скажу, что в Сунане Абу Дауда есть общность в тексте». 

    Кроме этого хадисы о ценностях суры Йасин и ее чтении покойным от Абу Бакра, Абу Хурайры, Анаса, аль-Джундаба и др.  передали ат-Тирмизи[68], ад-Дарими[69], Ибн Хиббан[70] и др. А также их упоминают аль-Куртуби в Тафсире[71], Ибн Касир в Тафсире[72], аль-Хайсами в Маджма` аз-Заваид[73] и др.

      аш-Шавкани в Найл аль-Автар[74] ссылаясь на ат-Табари сказал, что в хадисе (Ма`киля) под словом «умершие» имеются в виду действительно умершие люди[75], а не те, кто находится при смерти, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это, а хадис о талькине умирающего не является доводом в данной теме.

  • аль-Куртуби сказал: «Некоторые ученые в качестве доказательства того, что награда за чтение Корана доходит  до умерших, приводят хадис от Ибн Аббаса, сказавшего: «Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) проходил возле стен Медины и услышал голос двух людей, которые наказывались в могилах и Пророк сказал: «Они оба мучаются и мучаются не за тяжкий (грех)» затем сказал: «Да, один из них не прикрывался (избегал) мочи, а другой сплетнячил», потом он приказал принести голую пальмовую ветку, затем разломл ее на две части и положил на каждую могилу по одной. Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Почему ты сделал это?» Он сказал: «Возможно, они будут облегчать наказание (этих людей) до тех пор, пока не высохнут»[76]. Хадисы на эту тему, с похожими текстами также переданы от Джабира ибн Абдуллаха, Абу Хурайры, Абу Умамы,  Абу Баркы, Йа`ля ибн Шабабы, и др. ан-Навави сказал: «Ученые говорят, что если тасбих этих ветвей облегчает, то чтение Корана должно приносить умершим еще больщую помощь»[77]. Ибн Хаджар, ас-Санади, ас-Суйути и др. также сказали: «Также (облегчает) то, в чем есть благодать, как поминание (зикр), и чтение Корана еще более достоино (облегчать)»[78]. При чем облегчение связано не только с благодатью руки Пророка (Мир ему и благословение Аллаха!) как утверждают некоторые ученые, такие как аль-Хаттаби, ат-Тартуши, аль-Кади `Ийад и др. ссылаясь на хадис Муслима от Джабира, но и с восхвалением самих ветвей как об этом сказано в аяте (24:41), ведь Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) в своей речи связал облегчение умерших с живым (зеленым) состоянием ветвей и указал именно эту причину. Ибн Хаджар аль-Аскаляни в аль-Фатхе сказал: «Было сказано, что смысл заключается в том, что ветвь восхваляет (тасбих) пока зеленая, тем самым дается облегчение в честь благодати восхваления» далее он пишет: «аль-Хаттаби и те, кто следует за ним, посчитали нежелательным то, что люди кладут на могилы ветви в соответствии с этим хадисом»[79]. Ат-Тартуши сказал: «Это свойственно только благодати его руки[80]». Аль-Кади `Ийад сказал: «Он (Пророк) связал это с скрытой причиной и это его слова: «Они оба мучаются». Я скажу (Ибн Хаджар): «То, что мы не знаем — наказывается (покойник в могиле) или нет, не обязывает нас не использовать причину облегчения мучений, если он наказывается, также как и то, что наше незнание о состоянии (покойника),  не является препятствием нашим молитвам о милости. Кроме этого в тексте хадиса нет категоричности того, что он (Пророк) сам, своей рукой положил, может быть, что он приказал (положить)»[81]. Ан-Навави сказал: «аль-Бухари передал в своем Сахихе, что сподвижник Абу Бурайда ибн аль-Хусайб аль-Аслями завещал, чтобы на его могилу положили две ветви. В этом есть соискание благодати действием Пророка…»[82].

       Тем не менее, аль-Куртуби в комментариях (шарх) на Сахих Муслима, разъясняя хадис о двух ветках, пишет: «Ученые взяли из этого хадиса – желательность чтения Корана над мертвым, так как если положение последнего облегчается восхвалениями (тасбих) двух веток, когда как они, всего лишь неживые предметы, а чтение Корана, безусловно, лучше»[83].

       Тоже, самое говорил аль-Хаттаби: «В этом хадисе (о двух ветках) есть доказательство того, что желательно читать Священный Коран над могилами. Так как если состояние мертвого облегчается от восхвалений (тасбих) веток, то от чтения Корана должно быть еще больше надежды, пользы и благодати».

  • Помимо всех вышеприведенных текстов, ученые в качестве довода в пользу дозволенности чтения Корана усопшим приводят тот факт, что шариат разрешил совершать от имени покойника хадж, который включает все виды поклонения – совершаемые имуществом, телом, языком. В хадж входят все виды поклонения, в том, числе и чтение Корана. И если Законодатель разрешил выполнять за умерших людей хадж, то чтение Корана, которое входит в него также допустимо. Тоже, самое ученые говорят о джаназа – намазе, который совершается над мертвым, в том числе и над могилой, как это неоднократно делал сам Пророк Мухаммед (мир и благословение Аллаха), в этом намазе, как известно согласно некоторым достоверным хадисам читается сура Фатиха. И если в хадже и джаназа-намазе все виды поклонения совершаются от имени мертвого в целом, то дозволено совершение и частей этого целого.

     Традиция чтения Корана покойникам берет свое начало с эпохи трех праведных поколений (салаф).

И мусульмане разных эпох, регионов, школ и стран совершали и продолжают совершать благие дела и чтение Корана от имени своих покойников. Ибн Кудама аль-Макдиси передает общепринятое мнение (иджма) ученых 4-х мазхабов относительно дозволенности чтения Корана мертвым. Подавляющее большинство ученых, как исторических, так и современных придерживаются мнения о допустимости чтения Корана от имени усопших. Множество их одобрительных высказываний было приведено выше. Тем не менее, приведем еще ряд высказываний ученых, хафизов, муфассиров и факихов относительно чтения Корана мертвым.

 

Высказывания ученых относительно дозволенности чтения Корана мертвым и на могилах

    Ибрахим ан-Наха`и сказал: «Нет ничего предосудительного в чтении Корана на могилах»[84].

       Аль-Хафиз аз-Зайла`и аль-Ханафи сказал: «Верующий имеет право адресовать любое из своих деяний умершему, это относится и к молитве, и к посту, и к паломничеству, и к чтению Корана..». Также аз-Зайла`и в Шарх Канз ад-Дакаик пишет: «Основой в данной проблематике является то, что согласно ахль ас-сунне валь-джамаа человек может посвятить награду своего деяния другому человеку, будь то молитва, пост, хадж, садака, чтение Корана, поминание и т.п. все разновидности благих дел. Все это постигает покойника и помогает ему»[85].

     Аль-Хафиз Бадр ад-Дин аль-Айни аль-Ханафи сказал: «До мёртвого доходят все деяния, такие как молитва, пост, хадж, садака, зикр и другие, совершённое за его душу»[86].

    Имам ан-Навави сказал: «Известным мнением в нашем мазхабе является то, что чтение Корана не достигает мертвого. Хотя джамаат среди ученых нашего мазхаба сказали, что доходит награда. И это мнение Ахмада ибн Ханбала»[87].

        Имам аль-Куртуби аль-Малики в книге, посвященной положению умерших и состоянию дел загробного мира, в качестве вывода он пишет: «При чтении Корана мертвым они получают вознаграждение за слушание чтения Корана. Также их достигает и вознаграждение (саваб), посвященное им после чтения Корана, потому что Коран является и дуа, и просьбой о прощении (истигфар), и молитвой, и просьбой о милости»[88].

         Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: «Если (Коран) прочитан дома и посвящен покойнику, то он непременно достигнет его. А происходит это так, что прочитавший после чтения дарит награду покойнику или говорит «О, Мой Аллах! Зачти награду за того-то». Все это мольба за награду, чтобы она достигла его брата. А мольба постигает мертвого без разногласий»[89].

      В ханафитском сборнике фетв — «аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Когда покойника захоронили, после этого желательно посидеть у могилы столько времени, за которое можно зарезать корову и разделить ее мясо. И в это время (собравшиеся) читают и молятся за покойника. Это мнение Мухаммада аш-Шайбани и ханафитские ученые придерживаются этого мнения».

     Махди аль-Ваззани аль-Малики в ан-Навазиль ас-Сугра пишет: «Что касается чтения над могилой, то Ибн Рушд в аль-Аджвиба, Ибн аль-Араби в своем Ахкам аль-Куран и аль-Куртуби в ат-Тазкира четко указали на то, что покойник получает пользу от этого, вне зависимости где читается – над могилой или дома. Это передается от таких маликитских имамов, как Абу Са`ид ибн Любб, Ибн Хабиб, Ибн аль-Хаджиб, ал-Лахми, Ибн Арафа и Ибн аль-Маввак».

     Ибн аль-Каййим сказал: «Поклонения делаться на два вида – телесные и имущественные. Законодатель указал достижением награды милостыни (до покойника) на то, что все остальные имущественные поклонения достигают его. И Он указал достижением награды поста на то, что остальные телесные поклонения также достигают его. И Он сообщил о достижении награды хаджа, который состоит как из телесных, так и из имущественных поклонений. Все три вида подтверждены ясным текстом и сравнением».

     Ханбалитский ученый Аль-Мардави в аль-Инсафе пишет: «Не является макрухом чтение над могилой, согласно, самой достоверной передачи и это правильный мазхаб… и это общеизвестно от Ахмада».  

      Из современных ученых мнение о том, что награда за чтение Корана достигает и помогает мертвым поддержали шейх Аль-Азхара Хаттаб ас-Субки[90], современник ас-Субки — Рашид Риза при встрече с кадием Мекки спросил, следует или нет читать Коран над умершими. Когда кади ответил ему, что следует, Рашид Риза[91] стал придерживаться этой точки зрения. Большинство ученых последнего времени, такие как Захид аль-Каусари, Саййид Сабик[92], муфтий Египта Хасан Махлюф[93], шейх Аль-Азхара Шарабаси[94], Абдульфаттах Абу Гудда, аз-Зухайли[95], Мухаммад Абд аль-Гаффар аш-Шариф и другие присоединялись к этому мнению. Кроме этого, многие современные комитеты по фетвам разных стран, издали фетвы, позволяющие читать Коран за мертвых – такие как, например, египетский и кувейтский дома фетв.

      Единственным течением, считающим чтение Корана мертвым, запретным новшеством остаются ученые надждитского толка.  Хотя и среди них нет единого мнения. В пользу чтения Корана покойникам, например высказывались Ибн Джибрин, Абдуллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки, Шуайб аль-Арнаут и др.

     Как правило, некоторые современные ученые, запрещая чтение Корана мертвым ссылаются на то, что этого не совершали салафы – первые поколения мусульман. Помимо приведенных выше действий и изречений салафов, на это сомнение, в свое время четко ответил Ибн аль-Каййим следующими словами: «А тот, кто утверждает, что из салафов этого никто не делал — утверждает то, на что у него нет знаний! Это свидетельство того, что он не знает. Что ему дало знать? Ведь  салафы совершали это, но не демонстрировали это тем, кто находился рядом, ведь достаточно было того, что их намерения и цели были ведомы Знающему Сокрытое. Особенно когда, произношение вслух намерения о дарении (награды) не является обязательным. Как об этом было сказано ранее. Секрет заключается в том, что награда является собственностью того, кто совершил (благое деяние) и когда он дарит эту награду своему брату мусульманину, Всевышний Аллах доводит ее до последнего. Так, что же исключает из этого, дарение награды за чтение Корана и запрещает рабу посвящать его своему брату?  .. Что касается причины – почему салафы не демонстрировали этого, то при них не было траурных минут молчания для тех, кто читает и посвящает мертвым. Они ни в коем случае не давали знать об этом. В действительности они ходили на могилы для чтения (Корана) возле них, как это делают сегодня люди. И они никому не демонстрировали то, что награда за такое-то чтение посвящается такому-то покойнику. Более того они (не говорили), что награда от милостыни или поста посвящается кому-то. Потом, если ты попросишь того, кто утверждает (что салафы не посвящали чтение покойникам) привести, хотя бы от одного салафа слова: «О, Мой Аллах! передай награду от этого поста такому-то покойнику», то он будет не в силе передать этого. Так как салафы максимально скрывали свои благие деяния и не свидетельствовали перед Аллахом о передачи награды своим покойникам»[96]. 

      Что касается аятов, типа: «…Это – не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерег тех, кто жив…»(36:69-70) – то в них нет никакого, явного или скрытого запрета на чтение Корана мертвых. В этом аяте говорится о предостережении (инзар) живых, так как для мертвых нет смысла предостережения (инзар), для них это поздно. Но, как известно из других аятов, нельзя опираясь лишь на этот аят, говорить о том, что Коран – это лишь предостережение для живых. Коран – это помимо предостережения (инзар) – милость (рахма), это исцеление (шифа), напоминание (зикр), радостная весть (бушра), прямой путь (хидая), различие (фуркан). Это поклонение Аллаху, за каждую букву которого воздается по десять наград и множество других свойств Священной Книги, которые ощущаются всеми мирами, начиная от скрытых (гайб) ангелов и заканчивая верховых животных, как об этом повествуется в известных хадисах пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).   

Заключение

       Все вышеприведенные тексты и высказывания исламских ученых, имамов, хафизов, муфассиров и факихов свидетельствуют о том, что традиция мусульман посвящать чтение Корана и другие благие дела душам покойников не безосновательна, имеет крепкую основу, начиная с эпохи первых трех праведных поколений предшественников. Если даже некоторые имамы высказывали мнение о том, что награда не достигает усопших, тем не менее, они не отрицали пользу чтения Корана над покойниками. Ведь они прекрасно знали, что там, где читается Священный Коран собираются ангелы, Аллах ниспосылает Свою милость и спокойствие (сакина). И эта благодать Корана полезна, как живым, так и мертвым.  

      В любом случае, учитывая даже те незначительные разногласия относительно чтения Корана усопшим – нельзя забывать слова имама Ибн Абд аль-Барра: «Если ты видишь, что кто-то занимается делами, в отношении которых нет единого мнения ученых, то не запрещай это

       Никто не имеет право объявлять практику чтения Корана усопшим опасным новшеством, сравнимым с тяжким грехом. А если такие призывы и утверждения ведут к разрыву родственных отношений, отречению детей от своих родителей, то это не что иное, как опаснейшее заблуждение и запретная чрезмерность. В действительности, человек, который спекулируя исламскими науками, преподнося их фанатично односторонне, разлучает детей от родителей и разрушает семьи – то он заслуживает проклятия тех притесненных (мазлум), из-за потери детей, родителей — в этом мире, и тех притесненных, из-за неуважения к родителям, детей — в последующем мире! Да упасет Аллах всех верующих от однобокости и фанатичности! 

 

Приложение

      Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, запрещено (харам) устанавливать плату за чтение Корана усопшим. По этому поводу приводится запрещающий хадис, переданный имамом Ахмадом, ат-Табарани и аль-Байхаки: «Читайте Коран, но не проявляйте чрезмерности в нем и не оставляйте его упущенным, и не ешьте посредством его и не стремитесь преумножить (имущество) используя его». Аль-Хайсами сказал: «Передатчики Ахмада надежные», Ибн Хаджар в аль-Фатхе назвал цепочку «сильной» и разъяснил, что под словами «не ешьте посредством его» имеется ввиду – брать плату за чтение Корана. Исключением из запрета вышеприведенного хадиса является плата за обучение (преподавание) Корана — в одном из поздних мнений ханафитского мазхаба, за лечение посредством Корана (рукийя), а также преподавание Корана в качестве брачного подарка (махр), как это принято в некоторых мазхабах и об этом говорится в достоверных хадисах[97].

       Тем не менее, общий запрет остается в силе. Ат-Тирмизи передает, что однажды Имран ибн Хусайн прошел мимо одного рассказчика, который читал и попрошайничал, после этого он вернулся к нему сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто читает Коран, просит им Аллаха, ибо скоро появятся люди, которые будут читать Коран и просит посредством его людей»[98].     

 

 

Автор – теолог Сабдин Аскар    

г.Актобе – 17.02.2012г.

 

 

 

 

Используемая литература

 

  • Коран
  • Тафсир аль-Куртуби, Дар аш-Ша`б, Каир-1372 г. по хиджре, 2.издание.
  • Тафсир Ибн Касир, Дар аль-Фикр, Бейрут-1401 г. по хиджре.
  • Сахих аль-Бухари, Дар Ибн Касир, Бейрут-1987г. 2.издание.
  • Сахих Муслим, Мактаба ас-Сафа, Каир-2004г.
  • Сахих Ибн Хиббан, Муассаса ар-Рисаля, Бейрут-1993 г. 2.издание.
  • Сунан Абу Дауд, Дар аль-Фикр, Бейрут.
  • Сунан ат-Тирмизи, Дар Ихйа ат-Турас аль-Араби, Бейрут.
  • Сунан ан-Насаи (аль-Муджтаба), Мактаб аль-Матбуат аль-Исламийа, Алеппо-1986г.
  • Сунан Ибн Маджа, Дар аль-Фикр, Бейрут.
  • Сунан аль-Байхаки (аль-Кубра), Дар аль-Баз, Мекка-1994г.
  • Муснад, Ахмад ибн Ханбал, Муассаса Куртуба, Египет.
  • Шуаб аль-Иман, аль-Байхаки, Дар аль-Китаб аль-Илми, Бейрут-1410 г. по хиджре.
  • Шарх ан-Навави аля Сахих Муслим, Дар Ихйа ат-Турас аль-Араби, Бейрут-1392 г. по хиджре.
  • Насб ар-Райа, аз-Зайла`и, Дар аль-Хадис, Египет-1357 г. по хиджре.
  • Фатх аль-Бари, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Дар аль-Марифа, Бейрут-1379 г. по хиджре.
  • Такриб ат-Тахзиб, Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Дар ар-Рашид, Сирия-1986г.
  • Маджма аз-Заваид, аль-Хайсами, Дар ар-Раййан лит-Турас, Каир-1407 г. по хиджре.
  • Ибн Таймия, Маджму аль-Фатава – 1-35.
  • Ибн Таймия, аль-Фатава аль-Кубра 1-5, Дар аль-Марифа, Бейрут – 1386 г.хиджры.
  • Ибн аль-Каййим аль-Джаузия, ар-Рух, электронная книга
  • Ибн аль-Каййим аль-Джаузия, Зад аль-Маад фи хадьи хайриль-Ибад, муассаса ар-Рисала, Бейрут -1986г.
  • Аун аль-Мабуд, аль-Азымабади,Дар аль-Китаб аль-Ислами, Бейрут-1415 г. по хиджре.
  • аль-Умм, аш-Шафии, Дар аль-Марифа, Бейрут-1393 г. по хиджре.  2.издание.
  • Рийад ас-Салихин, ан-Навави, аль-Мактаб аль-Ислами, Бейрут-1986г. 3. издание.
  • Фикх ас-Сунна, Саййид Сабик, Дар аль-Китаб аль-Араби, Бейрут-1969г. и др.

 


<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1] См. Ибн Таймия, аль-Ихтиярат, стр. 53

[2] См. Ибн Таймия, Маджмуа аль-Фатава- 24/315 и 366

[3] قال ابن تيمية- أما القراءة ، و الصدقة و غيرهما من أعمال البر ؛ فلا نزاع بين علماء السُنَّة و الجماعة في وصول ثواب العبادات المالية ؛ كالصدقة و العتق ، كما يصل إليه أيضاً الدعاء و الاستغفار ، و الصلاة عليه صلاة الجنازة ، و الدعاء عند قبره: وتنازعوا في وصول الأعمال البدنية: كالصوم والصلاة وقراءة القرآن، والصواب أن الجميع يصل إليه، أي يصل ثوابها إلى الميت» مجموع فتاوى شيخ الإسلام ابن تيمية ج24 ص315، ص366

[4]См.Ибн Таймиййа, Маджмуа аль-Фатава-24/367

[5] وسُئل ابن تيمية “عن قِراءةِ أهْلِ الميِّتِ تَصِلُ إلَيْهِ، وَالتَّسْبِيحُ وَالتَّحْمِيدُ وَالتَّهْلِيلُ وَالتَّكْبِيرُ إذا أهْدَاهُ إلى المَيِّتِ يَصِلُ إلَيْهِ ثَوَابُها أَمْ لا؟ الجَواب: يَصِلُ إلَى المَيِّتِ قِراءةُ أهْلِهِ وَتَسْبِيحُهُمْ وَتَكْبِيرُهُمْ وَسائِرُ ذِكْرِهِم لله تَعالى إذَا أهْدَوْهُ إلى المَيِّتِ وَصَلَ إلَيْهِ، والله أعْلَم    الفتاوى الكبرى 3/377

 

[6] ذلك بما ذكره الحافظ ابن كثير في كتابه البداية والنهاية في وفاة الشيخ ابن تيمية الحراني الحنبلي رحمه الله 135-140 الجزء الرابع عشر ، قال ما نصه: قال البرزالي : وفي ليلة الإثنين العشرين من ذي القعدة توفي الإمام العالم أبو العباس أحمد شيخنا العلامة -إلى أن قال- بقلعة دمشق بالقاعة التي كان محبوسا بها وحضر جمع كثير إلى القلعة وأذن لهم في الدخول عليه وجلس جماعة عنده وقرؤوا القرآن وتبركوا برؤيته وتقبيله –إلى أن قال- وحصل في الجنازة ضجيج وبكاء كثير وتضرع وختمت له ختمات كثيرة بالصالحية وبالبلد ، وتردد الناس إلى قبره أياما كثيرة ليلا ونهارا ويبيتون عنده ويصبحون ورؤيت له منامات صالحة كثيرة ورثاه جماعة بقصائد جمة ) انتهى إيراد المقصود من البداية والنهاية

 

[7] См. Тафсир Ибн Касир- 4/258

[8]См. ан-Навави, аль-Маджму`-5/294 и  Рийад ас-Салихин-х.953

[9] قد ثبت في الحديث الصحيح أن الميت يعذب ببكاء أهله عليه رواه البخاري في كتاب الجنائز باب البكاء عند المريض،و كتاب الجنائز باب الميت يعذب ببكاء أهله عليه ( 6 / 228 )

[10] Муслим, Сахих, книга знаний

[11] Хадис передали Ахмад-2/509, Ибн Маджа- 3660, ад-Дыйя- 1/55 и др.

[12] Абу Дауд 2/108, ан-Насаи- 2/211, ат-Тирмизи-2/287. ат-Тирмизи и Абу Зур’а подтвердили достоверность хадиса

[13] Муслим -3/1255

[14] Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхаки 3447 и др.

[15] См.Сайид Сабик, Фикх ас-Сунна-1/568

[16] См. ат-Тахави, Матн аль-Акида-стр.8

[17] аль-Бухари- 2760, Муслим- 2323, Абу Давуд-2881, ан-Насаи- 3651, Ибн Маджа-2717,  Ахмад-6/51, Малик-2/760 и др.

[18] Абу Дауд 2883, аль-Байхаки 6/279 и др.

[19] Абу Дауд – 1681, Ахмад, ан-Насаи и другие

[20]аль-Бухари-1953, Муслим -2/153

[21]Муслим-1149 и 2692, Абу Давуд-1606, ат-Тирмизи-667, Ибн Маджа-1759, имам Ахмад- 5/315 и др.

[22] روي مسلم في صحيحه ( 1149 ) عن عَبْد اللَّهِ بْن بُرَيْدَةَ عَنْ أَبِيهِ رَضِي اللَّه عَنْهما ، قَالَ : بَيْنَما أَنَا جَالِسٌ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ ، إِذْ أَتَتْهُ امْرَأَةٌ ، فَقَالَتْ : إِنِّي تَصَدَّقْتُ عَلَى أُمِّي بِجَارِيَةٍ ، وَ إِنَّهَا مَاتَتْ . فَقَالَ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ : ( وَجَبَ أَجْرُكِ وَ رَدَّهَا عَلَيْكِ الْمِيرَاثُ ) قَالَتْ : يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّهُ كَانَ عَلَيْهَا صَوْمُ شَهْرٍ أفأصُومُ عَنْهَا ؟ قَالَ : ( صُومِي عَنْهَا ) ، قَالَتْ : إِنَّهَا لَمْ تَحُجَّ قَطُّ ، أَفَأَحُجُّ عَنْهَا ؟ قَالَ : حُجِّي عَنْهَا

[23] Абу Дауд- 1811, Ибн Маджа- 2903

[24] حديث ابْنِ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما أَنَّ امْرَأَةً جَاءَتْ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ ، فَقَالَتْ : إِنَّ أُمِّي نَذَرَتْ أَنْ تَحُجَّ ، فَمَاتَتْ قَبْلَ أَنْ تَحُجَّ ، أَفَأَحُجُّ عَنْهَا ؟ قَالَ : ( نَعَمْ ، حُجِّي عَنْهَا ن أَرَأَيْتِ لَوْ كَانَ عَلَى أُمِّكِ دَيْنٌ أَكُنْتِ قَاضِيَتَهُ ؟ ) قَالَتْ : نَعَمْ . فَقَالَ : ( اقْضُوا اللَّهَ الَّذِي لَهُ ، فَإِنَّ اللَّهَ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ )  رواه البخاري : 7315

[25] аль-Бухари -5/440, Муслим- 6/76 и др.

[26] Передал Муслим – 1967 и др.

[27]  بِاسْمِ اللَّهِ ، اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنْ مُحَمَّدٍ وَ آلِ مُحَمَّدٍ    رواه مسلم : 1967

[28] См. аль-Азымабади, Аунуль-Ма’буд- 7/487

[29] Абу Дауд- 2790, ат-Тирмизи 1495 и др. Не смотря на разногласия, относительно достоверности данного хадиса, аль-Хаким и аз-Захаби считали этот хадис достоверным

[30] См. Ибн Таймия, Маджмуа аль-фатава-24/315

[31] Умер-311г.х.

[32] умер-671г.х.

[33] умер-911г.х.

[34] Общеизвестны слова имам аш-Шафи’и: «Доходит до покойника, из дел совершённых не им, три дела: 1) «Хадж». 2) «Садака» за него. 3) «Дуа». А что-то другое вроде намаза, поста, то награда за них только тому, кто делает их». См. Аль-Умм- 4/120)

[35] — аль-Маджму`-5/294

[36] — Рийад ас-Салихин-х.953

[37] См. Ибн аль-Каййим, ар-Рух, стр.19 

[38] أخبرني روح بن الفرج ، قال : سمعت الحسن بن الصباح الزعفراني ، يقول : « سألت الشافعي عن القراءة عند القبر فقال : لا بأس به »

[39]  — См. аль-Масаиль -158

[40] -см. Ибн Кудама, аль-Мугни-2/224

[41] وقال العلامة الشهاب القرافي في الفرق الثاني والسبعين والمائة ما ملخصه : مذهب أبي حنيفة وأحمد بن حنبل أن القراءة يحصل ثوابه للميت وإذا قرئ عند القبر حصل للميت أجر المستمع

[42] Умер-120г.х./738г.гр.

[43] Ат-Табарани в аль-Кабире-19/ 220- 221 (хадис — 491), Ибн Асакирв  Тарих Димашк, аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра-4/ 56 и др.

 [44]قال الحافظ الطبراني في المعجم الكبير حدثنا إبراهيم بن دحيم الدمشقي ثنا أبي ح وحدثنا الحسين بن إسحاق التستري ثنا علي بن بحر قالا ثنا مبشر بن إسماعيل حدثني عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه قال قال لي أبي يا بني إذا أنا مت فألحدني فإذا وضعتني في لحدي فقل بسم الله وعلى ملة رسول الله ثم سن على الثرى سنا ثم اقرأ عند رأسي بفاتحة البقرة وخاتمتها فإني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول ذلك

 إبراهيم بن عبد الرحمن{دحيم} بن إبراهيم الدمشقي قال الذهبي : كان محدثا مقبولا.تاريخ الإسلام 23/ 300
دحيم عبد الرحمن بن إبراهيم وثقه العجلي وأبو حاتم والدارقطني والنسائي وغيرهم  تهذيب الكمال 16/ 495.
الحسين بن إسحاق التستري  قال أبو بكر الخلال : شيخ جليل. مختصر طبقات الحنابلة /101.
علي بن بحر  وثقه ابن معين والعجلي والدارقطني والحاكم وغيرهم. تهذيب الكمال 20/ 325
مبشر بن إسماعيل الحلبي  وثقه ابن سعد وابن حبان وغيرهما.الطبقات الكبرى 7/ 327. الثقات 9/ 193.
عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج  وثقه ابن حبان والهيثمي.الثقات 7 / 90. مجمع الزوائد 5/ 31. و قال الحافظ ابن حجر في التقريب مقبول
العلاء بن اللجلاج وثقه العجلي وابن حبان وابن حجر وغيرهم. تهذيب الكمال 22/ 537. الثقات 5 / 245. التقريب / 443.
قال الهيثمي عن حديث اللجلاج : رواه الطبراني في الكبير ورجاله موثقون. مجمع الزوائد 3 / 44.

اللجلاج قال البخاري له صحبة  ابن حجر تهذيب التهذيب  حرف اللام 827

 القراءة عند القبور لأبي بكر بن الخلال      أخبرنا الشيخ الإمام شرف الدين أبو عبد الرحمن عيسى قال : أخبرنا الوالد الإمام محيي الدين أبو محمد عبد القادر بن أبي صالح قال : أخبرنا أبو الحسين المبارك بن عبد الجبار الصيرفي قال : أخبرنا أبو إسحاق البرمكي قال : أخبرنا أبو بكر عبد العزيز بن جعفر الفقيه قال : أخبرنا أبو بكر أحمد بن محمد الخلال قال : أخبرنا العباس بن محمد الدوري ، قال : حدثنا يحيى بن معين ، قال : حدثنا مبشر الحلبي ، قال : حدثني عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج ، عن أبيه ، قال : إني إذا أنا مت ، فضعني في اللحد ، وقل : بسم الله ، وعلى سنة رسول الله ، وسن علي التراب سنا ، واقرأ عند رأسي بفاتحة الكتاب وأول البقرة وخاتمتها ، فإني سمعت عبد الله بن عمر يقول ذلك

[45] умер- 807г.х./1405г.гр.

[46] Аль-Хайсами, Маджма аз-Заваид-3/47

[47] Ибн Аби Хатим, Аль-джарх ва ат-та’диль-5/272, аз-Захаби, Аль-Кашиф-1/ 639

[48] умер- 233г.х./847г.гр.

[49] روى البيهقي في السنن : حدثنا أبو عبد الله الحافظ ثنا أبو العباس بن يعقوب ثنا العباس بن محمد قال : سألت يحيى بن معين عن القراءة عند القبر ؟ فقال : حدثني مبشر بن إسماعيل الحلبي عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه قال لبنيه : إذا أنا مت فضعوني في قبري وقولوا بسم الله وعلى سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم وسنوا عليّ التراب سنًا ثم اقرأوا عند رأسي أول سورة البقرة وخاتمتها فإني رأيت ابن عمر يستحب ذلك ا.هـ ابن القيم  كتاب الروح ص15

[50] وقال النووي في الأذكار » وروينا في سنن البيهقي يإسناد حسن أن ابن عمر استحب أن يقرأ على القبر بعد الدفن أول سورة البقرة وخاتمتها » ا.هـ

[51] وأخبرني العباس بن محمد بن أحمد بن عبد الكريم ، قال : حدثني أبو شعيب عبد الله بن الحسين بن أحمد بن شعيب الحراني من كتابه قال : حدثني يحيى بن عبد الله الضحاك البابلتي ، حدثنا أيوب بن نهيك الحلبي الزهري ، مولى آل سعد بن أبي وقاص قال : سمعت عطاء بن أبي رباح المكي ، قال : سمعت ابن عمر ، قال : سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول : « إذا مات أحدكم فلا تجلسوا ، وأسرعوا به إلى قبره ، وليقرأ عند رأسه بفاتحة البقرة ، وعند رجليه بخاتمتها في قبره »

 

[52] القراءة عند القبور لأبي بكر بن الخلال      أخبرني الحسن بن أحمد الوراق ، قال : حدثني علي بن موسى الحداد ، وكان صدوقا ، وكان ابن حماد المقرئ يرشد إليه ، فأخبرني قال : « كنت مع أحمد بن حنبل ، ومحمد بن قدامة الجوهري في جنازة ، فلما دفن الميت جلس رجل ضرير يقرأ عند القبر ، فقال له أحمد : يا هذا ، » إن القراءة عند القبر بدعة فلما خرجنا من المقابر قال محمد بن قدامة لأحمد بن حنبل : يا أبا عبد الله ، ما تقول في مبشر الحلبي ؟ قال : ثقة ، قال : كتبت عنه شيئا ؟ قال : نعم ، قال : فأخبرني مبشر ، عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج ، عن أبيه ، أنه أوصى إذا دفن أن يقرأ عند رأسه بفاتحة البقرة وخاتمتها ، وقال : سمعت ابن عمر يوصي بذلك . فقال له أحمد : فارجع ، فقل للرجل يقرأ

[53] روى البيهقي في السنن : حدثنا أبو عبد الله الحافظ ثنا أبو العباس بن يعقوب ثنا العباس بن محمد قال : سألت يحيى بن معين عن القراءة عند القبر ؟ فقال : حدثني مبشر بن إسماعيل الحلبي عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه قال لبنيه : إذا أنا مت فضعوني في قبري وقولوا بسم الله وعلى سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم وسنوا عليّ التراب سنًا ثم اقرأوا عند رأسي أول سورة البقرة وخاتمتها فإني رأيت ابن عمر يستحب ذلك ا.هـ ابن القيم  كتاب الروح ص15

[54] أخبرني أبو يحيى الناقد ، قال : حدثنا سفيان بن وكيع ، قال : حدثنا حفص ، عن مجالد ، عن الشعبي ، قال : « كانت الأنصار إذا مات لهم الميت اختلفوا إلى قبره يقرءون عنده القرآن »

[55] — Абу Дауд в Сунане-3/191 хадис-2714  пишет: Нам передали Мухаммад ибн аль-`Аля и Мухаммад ибн Макки аль-Марвази, они оба сказали: Нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Макиля ибн Йасара

Ибн Маджа в Сунане- хадис-1448 пишет: Нам передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, нам передал Али ибн аль-Хасан ибн Шакик от Ибн аль-Мубарака, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара

  аль-Хаким в аль-Мустадраке-1/753 хадис-2074 пишет: Нам передал Абу Абдуллах Мухаммад, нам передал аль-Хасан ибн Али, нам передал Арим ибн аль-Фадль Абу ан-Нуман, нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана,  от его отца, от Ма`киля ибн Йасара

  Ибн Хиббан в своем Сахихе7/269 хадис-3002 пишет: Нам сообщил Имран ибн Муса, он сказал: нам передал Абу Барк аль-Бахили, он сказал: нам передал Йахьйа ибн аль-Каттан, он сказал: нам передал Сулейман ат-Тайми, он сказал: нам передал Абу Усман от  Ма`киля ибн Йасара

[56] —Ахмад, Муснад — 5/26 (Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6)

[57] -Абу Дауд ат-Тайалиси, Муснад — 1/126 хадис-931

[58] -ат-Табарани, аль-Муджам аль-Кабир — 20/219 хадис-510

[59] -аль-Байхаки, ас-Сунан аль-Кубра — 3/383 хадис-6392

[60] قال النووي رحمه الله تعالى في كتابه ( الأذكار ) ما نصه : قال العلماء من المحدثين والفقهاء وغيرهم يجوز ويستحب العمل في الفضائل والترغيب والترهيب بالحديث الضعيف مالم يكون موضوعاً اهـ 14 مقدمة الأذكار ص 23

 

[61] — см.ан-Навави, Матн аль-Арба`ин ан-Нававийа-стр.7.

[62] — Ахмад, Муснад -5/26(Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6)

[63] -ан-Насаи, ас-Сунан аль-Кубра – 6/268 хадис-10914

[64] -аль-Байхаки, аш-Шу`аб-2/480 хадис-2458

[65] — ат-Табарани,  аль-Муджам аль-Кабир-20/230 хадис-541

[66] — ар-Равйани, Муснад-2/323 хадис-1284

[67] — аль-Хайсами, Маджма` аз-Заваид-6/311

[68] — ат-Тирмизи-5/162 хадис-2887

[69] — ад-Дарими-2/548 хадис-3416

[70] -Ибн Хиббан-6/312 хадис-2574

[71] — аль-Куртуби, Тафсир -15/1-4(Каир-1372 х., Дар аш-Ша`б-2.изд.)

[72] — Ибн Касир, Тафсир -3/564-570 (Бейрут-1401 х.Дар аль-Фикр)

[73]- аль-Хайсами, Маджма` аз-Заваид-6/311

[74] — Найл аль-Автар-3/25 и 4/52

[75] قال الشوكانى : واللفظ نص فى الأموات ، وتناوله للحى المحتضر مجاز فلا يصار إليه إلا لقرينة » نيل الأوطار ج 4 ص 52

[76] -хадис передали аль-Бухари-хадисы.209-211-1273-1289-5592-5595,  Муслим-х.439, ат-Тирмизи-х.65, ан-Насаи-х.31-2041-2042, Абу Дауд-х.19, Ибн Маджа-х.341, Ахмад-х.1877, ад-Дарими-х.732 и др.

[77] -см.ан-Навави, Шарх Сахих Муслим – разъяснение хадиса-439.

[78] -см. Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари – разъяснение х.209, ас-Санади, Шарх Сунан ан-Насаи – разъянение х.31, ас-Суйути, Шарх Сунан ан-Насаи – разъяснение х.31.

[79] -ан-Навави отверг мнение аль-Хаттаби о нежелательности сказав: «Этому нет доказательств».см. ас-Суйути, шарх Сунан ан-Насаи – х.31

[80] -руки Пророка

[81] -см.Ибн Хаджар, Фатх аль-Бари-шарх хадиса 209.

[82] -см.ан-Навави, Шарх Сахих Муслим – разъяснение хадиса -439

[83]قال الإمام القاضي أبو الفضل عياض في شرحح على صحيح مسلم في حديث الجريدتين عند قوله – صلى الله عليه وعلى آله وسلم – ( لعله يخفف عنهما مادامتا رطبتين ) ما نصه : أخذ العلماء من هذا استحباب قراءة القرآن على الميت لأنه إذا خفف عنه بتسبيح الجريدتين وهما جماد فقراءة القرآن أولى

 

[84] أخبرني إبراهيم بن هاشم البغوي ، قال : حدثنا عبد الله بن سنان المروزي أبو محمد ، قال : حدثنا الفضل بن موسى السيناني ، عن شريك ، عن منصور ، عن إبراهيم ، قال : « لا بأس بقراءة القرآن في المقابر »

 

[85] وقال العلامة الزيلعي الحنفي في شرحه على كنز الدقائق في باب الحج عن غيره أيضاً ما نصه : ( الأصل في هذا الباب أن الإنسان له أن يجعل ثواب عمله لغيره عند أهل السنة والجماعة صلاة أو صوماً أو حجاً أو صدقة أو قراءة قرآن أو الأذكار إلى غير ذلك من جميع أنواع البر ، ويصل ذلك إلى الميت وينفعه

[86] См. аш-Шаукани, Найл аль-Автар-4/125

[87] См.ан-Навави, Шарх Сахих Муслим-7/90

[88] См. аль-Куртуби, ат-Тазкира-1/103

[89] وقال الشيخ ابن الحاج في الجزء الأول من المدخل ما نصه : لو قرأ في بيته وأهدى إليه لوصلت ، وكيفية وصولها أنه إذا فرغ من تلاوته وهب ثوابه له ، أو قال : اللهم اجعل ثوابها له ، فإن ذلك دعاء بالثواب لأن يصل إلى أخيه والدعاء يصل بلا خلاف اهـ

 

[90] См. Хаттаб, аль-Манхаль-8/259

[91] См.Рашид Риза, Макалат-4/ 1884

[92] См. Саййид Сабик, Фикх ас-Сунна-1/570

[93] См. Махлюф, аль-Фатава аш-Шар’иййа- стр. 50-51

[94]См. Шарабаси, Йас’алюнак-1/442

[95]См. аз- Зухайли, аль-Фикх аль-Ислами ва адиллятух-2/550-551

[96] قال الشيخ ابن القيم : والقائل إن أحدا من السلف لم يفعل ذلك قائل ما لا علم له به فإن هذه شهادة على نفي مالا يعلمه فما يدريه أن السلف كانوا يفعلون ذلك ولا يشهدون من حضرهم عليه بل يكفي إطلاع علام الغيوب على نياتهم ومقاصدهم ولا سيما وأن التلفظ بنية الإهداء لا يشترط كما تقدم ، وسر ذلك أن الثواب ملك للعامل فإذا تبرع به وأهداه إلى أخيه المسلم أوصله الله تعالى إليه ، فما الذي خص من هذا ثواب قراءة القرآن وحجر على العبد أن يوصله إلى أخيه …. ؟ ! قال : وأما السبب الذي لأجله لم يظهر ذلك من السلف فهو أنهم لم يكن لهم أوقاف على من يقرأو يهدي إلى الموتى ، ولا كانوا يعرفون ذلك البتة وإنما كانوا يقصدون القبر للقراءة عنده كما يفعله الناس اليوم ، ولم يكن أحدهم يشهد من حضره من الناس على أن ثواب هذه القراءة لقلان الميت – بل ولا ثواب هذه الصدقة أو الصوم ، ثم يقال لهذا القائل : لو كلفت أن تنقل عن واحد من السلف أنه قال : اللهم اجعل ثواب هذا الصوم لفلان لعجزت ، فإن القوم كانوا أحرص على كتمان أعمال البر ولم يكونوا ليشهدوا على الله بإيصال ثوابها إلى أمواتهم  اه ـكتاب الروح للشيخ ابن القيم ص 409

 

[97] لحديث ابي سعيد في اخذه قطيعًا من الغنم جعلًا على رقية اللديغ، الذي رقاه بسورة الفاتحة، وحديث سهل في تزويج النبي ـ صلى الله عليه وسلم ـ امراة لرجل بتعليمه اياها ما معه من القران ‏احمد 5/336، والبخاري برقم ‏2310، 5029، 5030، 5087، 5121، 5126، 5132، 5135، 5141، 5150، 5871، 7417‏

[98] Хадис передали Ахмад-4/432-439, ат-Тирмизи-2917, Ибн Абу Шайба-1-/480, ат-Табарани – 18/166-167 и др.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.