Самоосуществление человека – институциональные основания

На модерации Отложенный

После того, как мы определились с тем, что необходимым и достаточным условием выполнения человечеством возложенной на него Высшей Миссии и обретения тем самым человечеством устойчивых перспектив выживания и бесконечного развития является создание надлежащих условий для самоосуществления каждого без исключения члена планетарного сообщества, самое время поговорить о том, как же эта задача, оказавшаяся непосильной разуму всех предшествующих тысяч человеческих поколений, может быть решена практически. Обратить внимание на практические аспекты нашего начинания будет тем более важным, что речь идет не о тривиальном проекте, пусть даже очень большом и амбициозном, а о самом кардинальном за всю историю человечества пересмотре самых глубинных оснований нашего мышления и нашей социальной практики, ведь по сей день, что бы мы ни говорили, на деле торжествовала и торжествует идеология человеконенавистничества, идеология восприятия человека не как цели, а как средства удовлетворения сильными мира сего (от – сила есть, ума не надо) своих отнюдь не самых возвышенных потребностей, идеология прямого насилия и изощренных манипуляций, превращающие всё человечество в глобальную конгломерацию рабов («сверху донизу – все рабы»). И возвысить человечество от нынешнего скотского состояния до состояния собственно человеческого, не говоря уже о состоянии Образа и Подобия Божия (без тени клерикализма, разумеется) – задача сверхтрудная, выполнение которой возможно в том и только в том случае, если мы сосредоточим все свои усилия на преобразовании институциональных оснований бытия человечества, поскольку лишь на институциональном уровне можно воздействовать не на словах, а на деле на самые глубинные характеристики и бытия человека, и бытия человечества

Важнейшая роль общественных институтов в деле цивилизационного обновления человечества связана с тем простым клиническим фактом, что институты играют ключевую роль в настоящем и будущем человечества, выполняя для человечества те же функции, что и внутренние органы в организме человека: так же, как острая недостаточность важнейших органов человека в весьма значительном числе случаев не совместима с его дальнейшей жизнью, так и острая недостаточность таких ключевых общественных институтов, как бюрократия и бизнес, необходимо ведет человечество к гибели. Именно поэтому путь цивилизационного обновления человечества, открывающий перед планетарным сообществом устойчивые перспективы выживания и бесконечного развития, должен быть написан, и будет нами на писан, также на институциональном языке, на языке институтов нового поколения, ориентированных исключительно на создание наилучших условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) человека в процессе его следования своему призванию, своему высокому предназначению, своей Высшей Миссии.

Более того, в логике ЭкоЦивилизационного строительства ключевым инструментом формирования институционального основания грядущей цивилизации становится Премиум-Критерий исторической перспективности общественных институтов, согласно которому право на существование имеют те и только те общественные институты, которые «заточены» исключительно на создание необходимых и достаточных условий для самоосуществления своих подопечных

Этот, казалось бы, вполне очевидный и самодостаточный тезис воплотить на деле будет ох как непросто, поскольку все без исключения современные институты направлены не на поддержку своеобразия и уникальности каждого без исключения человека, а на уничтожение этого своеобразия, в первую очередь своеобразия инновационного, своеобразия творческого, своеобразия созидательного. И эта их природа, тщательно драпируемая разными разглагольствованиями на тему «всё во имя человека, всё для блага человека» (и имя этого человека мы тоже уже знаем), является самой главной угрозой собственно существованию человечества, поскольку в условиях резкого ускорения общественного развития и усложнения всех сфер общественной жизни только человечество, в котором каждый человек является частью решения, а не частью проблемы, способно выжить и получить уверенные перспективы для своего бесконечного развития. Именно поэтому проблематика изменения в исторически кратчайшие сроки институциональной парадигмы человечества, изменения, осуществляемого не насильственными, а исключительно конкурентными методами, изменения, последовательно направленными на поддержку самоосуществления каждого без исключения члена планетарного сообщества, – именно эта проблематика является сегодня и будет являться и впредь главным, если не сказать единственным, содержанием нашей образовательно-деловой активности по цивилизационному обновлению человечества

Источник - ЭкоЦивилизация-Блог