Вороны-москвички умнее иных людей - они логически мыслят и умеют считать.

На модерации Отложенный

 

Елена Светлова

 

Вороны-москвички умнее иных людей - они логически мыслят и умеют считать.

 

Мышлением в разной степени наделены практически все живые существа, за исключением рыб и амфибий. Среди млекопитающих безусловные лидеры — высшие приматы. А в мире птиц самый высокий IQ у сов, попугаев и врановых. Те самые каркуши, классические спутники москвичей и помоечные гурманы, наделены интеллектом.

Еще в 60-е годы ХХ века выдающийся специалист по поведению животных Леонид Викторович Крушинский организовал на биофаке МГУ лабораторию физиологии генетики и поведения, где объектом экспериментов стали вороны, у которых пытались отыскать зачатки мышления.

О вороньей «слободке» в университетских стенах «МК» расспросил Зою Зорину, профессора кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ имени Ломоносова.


 — Можно сказать, что совы, попугаи и врановые, в том числе городские вороны, — своего рода элита в мире птиц?
— Эту тройку объединяет размер мозга, он самый крупный среди птиц. Поведение и психика врановых и попугаев изучается, и оказывается, что они решают очень сложные задачи, как обезьяны, вплоть, даже страшно сказать, до человекообразных. Эти птицы делают то, чего не могут низшие обезьяны: макаки, павианы, капуцины и т.д. Что касается сов, то пока они белое пятно для науки. Сейчас наша лаборатория поставила первые опыты.

Существует байка, что умнее всех остальных птиц ворон и что живет он 300 лет. Однако триста лет он не живет. По крайней мере, науке такие случаи неизвестны. И то, что он умнее ворон, тоже не подтверждено. Ничего выдающегося пока не обнаружено, разве что размер мозга у него немного больше, чем у остальных врановых птиц.

— Есть ли среди наших серых ворон свои интеллектуалы?

— Конечно, существует соблазн выделить «элиту», но сделать это объективными методами очень непросто. Есть более умные птицы, но четко и достоверно определить, что эта умнее той, больше все-таки спекуляция. Если одни птицы решили поставленную задачу, а другие — нет, это еще ничего не значит. Дело в том, что надо учитывать посторонние факторы: страх, настроение. Конкретный пример: птица, которая не решала элементарных задач, вдруг справилась с самой сложной.

— Но все-таки городские вороны, наверное, обладают какими-то особенностями!

— Они реализуют особую часть своих возможностей. Но это не значит, что у птиц, живущих вне города, этого потенциала нет. Городских ворон вы постоянно видите и за ними наблюдаете. В городе выживают те, кто может к этому приспособиться. Можно предположить, что одна из главных особенностей поведения городских ворон — отсутствие панической пугливости, осторожная рассудительность. Они наблюдают, кто идет: женщина с кошелкой, пьяный мужик или подросток. В зависимости от этого вороны либо убегают, либо спокойно смотрят. Это характерная для ворон черта поведения — оценить ситуацию и принять решение.

Они быстро обучаются жизни в мегаполисе: запоминают места нахождения корма, осваивают новые для себя продукты и вырабатывают применительно к городу разные тактики. Когда в 70-е годы появилось молоко в треугольных пакетиках, вороны дежурили у магазинов, выжидая, когда начнут разгружать контейнеры. Затем брали пакет за хвостик и уносили.

— Ну просто гомо сапиенс!

— Так проявляется способность животных экстренно решать задачу. Я часто рассказываю студентам о наблюдении за вороной, которая положила корку в лужу. У многих птиц и у всех врановых есть железная видовая особенность: они с самого раннего детства, как только начинают манипулировать предметами, опускают их в воду. Им свойственно весь корм пропускать через воду. Причем когда мы в вольерах выращивали ворон, там не было ни родителей, ни взрослых птиц — поучиться не у кого, но на пятой-шестой неделе жизни птенцы, подержав корм во рту, опускали его в воду. Это не проявление сообразительности, а общая для всех врожденная черта поведения. А вот когда ворона подобрала у пивной сушку и положила в лужу, затем потрогала и отнесла на трамвайные рельсы, чтобы раскрошить, — это уже ее индивидуальное изобретение.





— Вороны могут даже загнать кошку под машину, чтобы отведать падаль.

— Расклевать погибшее на дороге животное — это обычное дело. Но иногда загоняют специально. Один мой коллега неоднократно наблюдал на Фрунзенской набережной картину: вороны, собираясь группкой, загоняли голубя под колеса, а потом коллективно разъедали. В Японии удалось зафиксировать на видео, как ворона бросает на проезжую часть грецкие орехи, ждет, пока загорится зеленый свет, и спокойно собирает корм на «зебре». Они хорошо оценивают характер движения машин и очень редко попадают под машину, хотя кормятся близ проезжей части. В отличие от собак вороны учитывают скорость приближения автомобиля и его трехмерность.

— Мало того! Они даже способны изготавливать орудия труда! Вспоминается классическая фраза Энгельса: «Труд создал человека». Может быть, ворона когда-нибудь станет человеком?

— Не станет. Труд — это коллективная, целенаправленная, протяженная во времени и в пространстве сложная деятельность. Вороны и другие животные иногда используют некие посторонние предметы для достижения простой цели. В основном в неволе врановые разных видов в трудных ситуациях изготовляют и применяют орудия. Есть наблюдение американского коллеги, который изучал условные рефлексы у американских соек. Когда из клетки убрали корм и постелили газетку, птица оторвала полоску, согнула ее вдвое, «прогладила» клювом и этой палочкой подтянула к себе крошки корма, которые валялись снаружи. Всего в лаборатории было восемь птиц, пять очень быстро усвоили чужой опыт, у двух не получалось, а одна не проявила интереса.

— Наверное, не всегда можно понять истоки вороньей сообразительности: то ли это врожденное качество, то ли результат обучения.

— В Новой Каледонии в 80-е годы зоолог наблюдал, как ворона доставала палочкой из-под коры насекомых. А в 90-е там стал работать орнитолог Хант, который сидел в этих джунглях и изучал поведение популяции новокаледонских ворон. Оказалось, что все особи этого вида поголовно умеют добывать корм таким способом. Орудия у них трех-четырех видов: просто палочки, заостренный лист пандануса, веточка, которую они обкусывают так, чтобы получился крючок. Этот факт добил археологов, потому что у человека крючок появился уже на продвинутом этапе развития.

— С этими воронами проводились эксперименты?

— В Оксфорде исследовали двух птиц: восьмилетнего самца, который ничего не хотел делать, и молодую самочку по кличке Бетти. Ей предложили задачку: достать корм из ведерка, опущенного на дно прозрачного цилиндра. Бетти дали на выбор палочки, веревочки и один крючок. Она с первого раза, не раздумывая, брала крючок. Когда в наборе не оказалось крючка, ворона смастерила его из проволоки. Если Бетти предлагали орудия, не влезавшие в цилиндр, она их сгибала и все равно доставала корм. В данном случае ворона самостоятельно решила новую задачу!





— Зоя Александровна, как вам удалось научить ворон считать?

— Это очень длинный и нелегкий процесс, в ходе которого они научились различать множества, содержащие сначала до четырех элементов, а затем, после нескольких подсказок, сообразили, что каждому из них соответствует определенная цифра. Это стало возможным благодаря тому, что если птицы делали правильный выбор, они получали в награду червяков, строго по количеству элементов в множестве или в соответствии с правильно выбранной цифрой. А это уже использование механизмов логического вывода. Сегодня они оперируют цифрами в пределах восьми и даже складывают их. Кроме того, им знакомо понятие «больше — меньше», они безошибочно выбирают в паре стимул, содержащий большее число элементов.

— Неужели вороны умеют мыслить логически?

— Да, они способны прийти к логическому умозаключению. Вороны понимают, что если A больше B, а B больше C, то A больше C. Им доступно сделать вывод, что если Ваня выше Тани, а Таня выше Пети, то Ваня выше Пети. С такими задачами могут справиться человекообразные обезьяны и даже голуби, но голубям для этого надо очень долго учиться. По сравнению с ними вороны просто схватывают на лету.

— Иногда городские вороны проявляют агрессивность по отношению к человеку.

— Агрессивность городских ворон проявляется в сезон размножения, когда они охраняют потомство. Плотность гнездования в городе выросла за последние 20 лет, и, соответственно, возросла вероятность нарваться на охраняющих свою гнездовую территорию ворон.