О романсе и его авторе

На модерации Отложенный


ХРИЗАНТЕМЫ…

В ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито замертво упал, сраженный пулей ревнивца-офицера, барона Бонгартена, в соседнем зале, где праздновали свадьбу университетского друга Казачинского, кто-то запел тихо-тихо «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Автор романса лежал, истекая кровью, и, казалось, улыбка застыла на его прекрасном лице. Он был необыкновенно красив и очень талантлив. В него нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Здесь звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра. Он был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали звезды эстрады Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество стало явлением русской культуры. В их голосах звучала боль и радость, печаль и надежда... 
 (250x328, 9Kb)
Николай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Отец работал горным инженером, мать Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. В семье было четыре дочери и сын Николай. В связи с тем, что родители состояли в гражданском браке, дети носили фамилию матери. Музыкальные способности Николая проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он хорошо играл на фортепиано, сочинял небольшие музыкальные пьесы и писал стихи. В период обучения в гимназии, Николай часто выступал в концертах на ученических вечерах, исполняя произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами.

В 1907 году семья Харито переехала в Киев и Николай поступил на юридический факультет университета имени Святого Владимира. Поражение революции 1905—1907 годов, инертность и неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Н. Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список». И только заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание Н. Харито. 

В 1911 году Н. Харито, уже будучи членом подпольной организации, возглавляемой эсером Д. Багровым, стрелявшим в министра внутренних дел П. А. Столыпина, был арестован и сослан в Архангельскую губернию под негласный надзор полиции. Холодный климат далекого севера пагубно повлиял на здоровье Харито — он заболел туберкулезом и был вынужден отправиться на лечение за границу, получив высочайшее разрешение властей. Одновременно с лечением Н. Харито посещал занятия вольнослушателем в консерватории. К этому времени он уже был автором романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Всего он написал около пятидесяти романсов. Многие из них также стали популярными и часто исполнялись в концертах, а также записывались на граммофонные пластинки, хотя не все они были художественно равноценны. Их любили слушать. Они напоминали людям, что где-то есть или может быть другая жизнь, полная любви, надежды и счастья. 
Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» был написан Харито в 1910 году и сразу же стал самым знаменитым романсом ХХ века. Это был первый романс, созданный 24-летним композитором.
Первое его название было «Хризантемы», затем «Отцвели уж давно» и только в последующие годы стал называться по полной строке текста. Романс родился в Киеве, где осенью город утопает в любимых цветах Н. Харито — хризантемах. Первым исполнителем романса был автор. Он — душа любого общества, приковывал внимание слушателей искренностью чувств и проникновенным лиризмом исполнения. 

 

Он посвятил романс В. Шумскому, который включил его в программу своих концертов в театре Бергонье (ныне Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки). В этом же театре Н. Харито встретил свою любовь. Счастье пришло к Николаю полной мерой. Но беда шла рядом. 
Вернувшись в Киев в 1915 году, Харито попытался продолжить учебу в университете. Но закончить его так и не довелось.

Шла мировая война и Николай был призван в армию юнкером Николаевского пехотного военного училища, после окончания которого был отправлен на службу в Тихорецк в расположение армии Деникина.
Именно в Тихорецке в ноябре 1918 года прозвучал тот зловещий выстрел. До сих пор точно неизвестны причины гибели композитора.
Вот что рассказывала Надежда Ивановна, его сестра. Когда Николай Иванович уже служил у Деникина, в Тихорецке была свадьба: одна из двух сестер-близнецов выходила замуж. Вторая пришла на торжество с блестящим офицером.
Николай Иванович, как всегда, сидел за роялем, играл и пел, буквально очаровал всех дам. Один офицер приревновал сестру невесты и пригласил Харито выйти, поговорить.
Вышли. И, как вспоминают, никто не успел даже оглянуться: офицер застрелил музыканта мгновенно, в упор. Это случилось 9 октября 1918 года. Николаю Харито было 31 год.
Гибель Харито повергла всех, кто его знал, в состояние скорби и уныния. 

 

 (387x550, 185Kb)
А годом ранее октябрьские события 1917 года застали Н. Харито врасплох.
Он, в недавнем прошлом активный борец с самодержавием, разделявший передовые идеи либерально настроенного студенчества, осужденный царской властью за революционную деятельность, волей обстоятельств оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии. Новая власть ему этого не простила. Имя композитора Н. Харито много лет замалчивалось, а его произведения объявлялись плодом мещанского, мелкобуржуазного вкуса.
И только в далеком эмигрантском зарубежье, в Европе и Америке помнили и исполняли «Отцвели уж давно хризантемы в саду», страдая от ностальгии, слушали граммофонные записи, которые находили у коллекционеров и на «блошиных рынках».
А в нашей стране были люди, которые делали все возможное и невозможное, чтобы вернуть имя Николая Харито из небытия. Украинская певица Анжела Черкасова, школьный учитель В. П. Донцов, бывший военнослужащий Л. Кудрявцев и Оксана Борисюк изучали жизнь и творчество Н. Харито, собирали по крохам его биографию, с трудом разыскали его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище в Киеве, где он был перезахоронен рядом с сестрой Еленой, умершей от испанки.
Почти сто лет звучит романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма «Любовь Яровая».
Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты. 

 

В том саду, где мы
с Вами встретились,
Ваш любимый куст
хризантем расцвел.
И в моей груди
расцвело тогда
Чувство яркое
нежной любви…

Отцвели уж давно
хризантемы в саду,
Но любовь все живет
в моем сердце больном.

Опустел наш сад,
Вас давно уж нет,
Я брожу один,
весь измученный,
И невольные
слезы катятся
пред увядшим кустом
хризантем…

Отцвели уж давно
хризантемы в саду,
Но любовь все живет
в моем сердце больном.

 

Семен Коган
 (600x381, 50Kb)