Союз с Сталиным: искушение Церкви или необходимость?

На модерации Отложенный

 

 

ОБРАЩЕНИЕ СОБОРА ПРЕОСВЯЩЕННЫХ АРХИЕРЕЕВ ПРАВОСЛАВНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ К СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ


Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного. Вождя, Главы Советского Правительства И. В. СТАЛИНА к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность, и радостное уверение, что, ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение родины.

Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма.

СЕРГИЙ, Митрополит Московский и Коломенский

АЛЕКСИЙ, Митрополит Ленинградский

НИКОЛАЙ, Митрополит Киевский и Галицкий

ЛУКА, Архиепископ Красноярский

ИОАНН, Архиепископ Сарапульский

АНДРЕЙ, Архиепископ Казанский

АЛЕКСИЙ, Архиепископ Куйбышевский

СТЕФАН, Архиепископ Уфимский

СЕРГИЙ, Архиепископ Горьковский и Арзамасский

ИОАНН, Архиепископ Ярославский и Ростовский

АЛЕКСИЙ, Архиепископ Рязанский

ВАСИЛИЙ, Архиепископ Калининский и Смоленский

ВАРФОЛОМЕЙ, Архиепископ Новосибирский и Барнаульский

ГРИГОРИЙ, Архиепископ Саратовский и Сталинградский

АЛЕКСАНДР, Епископ Молотовский

ПИТИРИМ, Епископ Курский

ВЕНИАМИН, Епископ Кировский

ДИМИТРИЙ, Епископ Ульяновский

ЕЛЕВФЕРИЙ, Епископ Ростовский.

г. Москва, 8 сентября 1943 г.

№01 сентябрь 1943

Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами из Пинской области


ОСУЖДЕНИЕ ИЗМЕННИКОВ ВЕРЕ И ОТЕЧЕСТВУ


Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие: встречают немцев, как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например, партизан и других, жертвующих собою за родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но иудино предательство никогда не перестанет быть иудиным предательством. Как Иуда погубил свою душу и телом понес, исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти: предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной на счет своих братий.

Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы, сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святаго Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана. Аминь.

№01 сентябрь 1943

Патриарх Сергий


РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА СЕРГИЯ В КАФЕДРАЛЬНОМ БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ Г. МОСКВЫ, В ДЕНЬ ИНТРОНИЗАЦИИ


В моем положении по внешности как будто ничего не изменилось с получением патриаршего сана. Фактически я уже в течение 17 лет несу обязанности Патриарха. Это так кажется только по внешности, а на самом деле это далеко не так. В звании Патриаршего Местоблюстителя я чувствовал себя временным и не так сильно опасался за возможные ошибки. Будет, думал я, избран Патриарх, он и исправит все допущенные ошибки. Теперь же, когда я облечен высоким званием Патриарха, уже нельзя говорить о том, что кто-то другой исправит ошибки и сделает недоделанное, а нужно самому поступать безошибочно, по Божьей правде и вести людей к вечному спасению. Но где же взять силы? Я обращаюсь с просьбой ко всем собравшимся архипастырям и верующему народу усилить молитвы за меня для того, чтобы молитвенным предстательством всего народа утвердилось дело церковного управления и чтобы я, опираясь на молитвы всей Русской Церкви, твердо вел вверенную мне Богом паству к вечному спасению.

8 сентября 1943 г.

№02 октябрь 1943

Танковая колонна имени Дмитрия Донского


ТАНКОВАЯ КОЛОННА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ИМЕНИ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО



30 декабря 1942 года — в дни всенародного патриотического подъема по сбору пожертвований для защиты Родины — Глава Церкви, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, обратился «к архипастырям, пастырям и приходским общинам» всей Церкви с призывом о сооружении на средства верующих общецерковной танковой колонны имени Димитрия Донского, и этот призыв был с одушевлением подхвачен всей Церковью.

«Пусть наша церковная колонна, — писал Митрополит Сергий в своем обращении к верующим, — несет на себе благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия».

И не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины во всей стране, которые были бы в стороне от этого священного дела, кто уклонился бы от этого участия в деле спасения Родины.

Всего на общецерковную танковую колонну имени Димитрия Донского духовенством и верующими нашей страны собрано свыше 8 миллионов рублей и большое количество золотых и серебряных вещей.

Впереди по сборам идут духовенство и верующие города Москвы и Московской области, внесшие на это дело свыше 2 миллионов рублей.

Наибольшие суммы внесены по Москве: Кафедральным Богоявленским собором и его духовенством — 420 900 р., верующими и духовенством церквей: Даниловского кладбища — 185 тыс., Нечаянной Радости — 112 тыс., Знаменской в Переславской слободе — 100 тыс., Воскресенской в Брюсовском переулке — 100 тыс. и др.

На сооружение колонны танков большие суммы даны духовенством и верующими городов — Ленинграда (1 000 000 руб.), Куйбышева (650 тыс.), Астрахани (501 500 руб.), Пензы (500 тыс.), Казани (400 тыс.), Саратова (400 тыс.), Вологды (400 тыс.), Молотова (305 тыс.), Уфы (230 тыс.), Калуги (140 тыс.) и др.

Даже такие сравнительно небольшие города, как г. Воткинск Удм. АССР, дали сбор среди верующих в 150 тысяч.

Духовенство и верующие сельских церквей спешили не отставать от городов со своими патриотическими взносами на церковную танковую колонну, и среди сельских приходов есть много крупных взносов от верующих (село Ермолино Ивановской области — 21 тыс., село Толпыгино той же области — 20 тыс. и др.). Приходские общины районных городов и сел Ивановской области в целом внесли 146 тысяч.

Нельзя не отмстить некоторых исключительных фактов в том патриотическом движении, какое охватило верующих при сборах на свою танковую колонну.

Так, в городе Тобольске Омской области один жертвователь, принесший в банк на колонну 12 тысяч рублей своих сбережений, пожелал остаться неизвестным.

В селе Чебаркуль Челябинской области был сделан взнос в тысячу рублей от мирянина Михаила Александровича Водолеева, который написал в своем заявлении в Московскую Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву Митрополита Сергия и вношу 1 000 р. из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли».

72-летний заштатный священник Михаил Михайлович Колоколов, иждивенец своих детей, проживающий в с. Дмитровская Гора Калининской области, воодушевленный призывом Митрополита Сергия, пожертвовал на колонну танков свой священнический крест, 4 серебряные ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации выигрышных займов. Он пишет в Патриархию: «Прошу принять мою малую жертву, посылаемую от искренней души, для сокрушения диких полчищ осатанелого врага».

Жертвуя на церковную танковую колонну имени Димитрия Донского, в ряде мест — в эти же дни общенародного патриотического подъема — верующие приняли самое широкое участие и в сооружении танков и самолетов по инициативе населения их области. Так, в Новосибирске верующие и духовенство отдали 110 тыс. на строительство самолетов сибирской эскадрильи «За Родину». Духовенство и верующие Горьковской области собрали на эскадрилью самолетов имени Александра Невского 1 040 тысяч, в том числе протоиерей города Горького А. А. Архангельский пожертвовал из своих средств 200 тысяч. В городе Свердловске протоиерей Н. Андриановский от себя сделал взнос на сооружение самолетов от города Свердловска в 100 тысяч. Церковный совет Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области внес на постройку боевых авиаэскадрилий 150 тысяч и настоятель ее, протоиерей Авраамий Михайлов, из своих личных сбережений — 115 тысяч. Священник Успенской церкви города Ижевска Владимир Александрович Стефанов пожертвовал 273 тысячи, сообщая об этом в телеграмме на имя Иосифа Виссарионовича Сталина, просил соорудить на эти деньги два боевых самолета, присвоив им имена героев-предков: «Александр Невский» и «Димитрий Донской».

Первым по времени своего взноса, вдохновившим и других священнослужителей, был священник с. Шубина Молотовской области Александр Александрович Троицкий, отдавший 100 тысяч своих сбережений и заявивший в телеграмме на имя И. В. Сталина, что он «с первого дня Великой Отечественной войны против исконных врагов русского народа — немецких зверей, призывал прихожан помогать Красной Армии и в своих проповедях проклял немецких насильников и детоубийц». Эти телеграммы были опубликованы в газетах.

МИТРОПОЛИТ НИКОЛАЙ

№02 октябрь 1943

Передача танковой колонны имени Дмитрия Донского частям Красной Армии. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), генерал-лейтенант т/в Ф. Т. Ремизов и генерал-майор И. Г. Верков знакомятся с танкистами.


КАК МЫ ПЕРЕЖИВАЛИ В ЛЕНИНГРАДЕ ПЕРВЫЙ ГОД ВОЙНЫ


Скажу несколько слов о том, как мы провели первый год войны. У нас в Князь-Владимирском соборе с самого начала войны молодые служащие ушли кто в армию, кто в дружинники, кто на оборонное строительство, — их заменили старики. Оставшиеся в соборе, независимо от возраста, спешно изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны и стали руководителями групп из прихожан. Была также организована группа сохранения порядка на случай паники во время богослужения.

Осенью 1941 г., когда враг подошел к воротам Ленинграда, часто от гула канонады дребезжали стекла в соборе; в сентябре поблизости от собора на совсем недавно тихие улицы Петроградской стороны упали первые зажигательные бомбы; вскоре поблизости начали рваться и артиллерийские снаряды. В таких тяжелых условиях мы вступили в зиму. Но собор ни на один день не прерывал своей службы. Священники, певчие и все служащие собора являлись на службы без опозданий и пропусков. Всегда точно в 8 часов утра начиналось утреннее богослужение и в 4 часа дня вечернее.

Иногда во время служб раздавались сигналы воздушной тревоги. Сначала молящиеся уходили в оборонные убежища, но потом ухо настолько свыклось с шумной работой тяжелых зениток, с раскатистым гулом отдаленных фугасных разрывов, с дребезжанием стекол, что продолжали стоять как ни в чем не бывало; только дежурные МПВО занимали свои места. Наши нервы оказались крепче, чем предполагали наши враги.

На всякий случай у нас в соборе ввели дежурство двух медицинских сестер на праздничные и воскресные богослужения для оказания медицинской помощи. Особенно тяжело стало с наступлением зимних холодов. Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города. Иногда в соборе мы заставали с утра весьма неприятную картину. В соборе более 500 стекол; за ночь от упавшей вблизи бомбы воздушной волной выбито несколько стёкол; по собору гуляет свежий ветер. Пока шла срочная зашивка. фанерой окон, масло в лампадах замерзало, руки стыли.

В декабре температура упала до нуля. Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане. Вопреки опасениям посещаемость собора нисколько не упала, а возросла.

Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. Сбор средств на Красный Крест был так велик, что Владимирский собор внес на дело помощи раненым и больным воинам свыше миллиона рублей и передал лазаретам до 200 полотенец.

Так шла жизнь у нас в соборе, так шла она и в других церквах Ленинграда. Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налетами, сломить нашу волю к сопротивлению, расстроить наши ряды. Добились же они того, что все слои населения сплотились в одно целое для отпора подлому врагу. Некоторые из верующих сначала еще думали, что гитлеровцы уважают веру и церковь, но жестокая бомбардировка города и налет аэропланов в Великую пасхальную ночь пред светлой заутреней, когда пострадал и наш собор, раскрыл всем глаза на истинный лик носителей «нового порядка» в Европе.

№03 ноябрь 1943


КОРРЕСПОНДЕНЦИИ С МЕСТ


Из Днепропетровской области Межевского округа благочинный священник Евгений Толоков сообщает, что в означенном округе немецкими оккупантами было полностью захвачено свои руки руководство церковной жизнью. Они прислали туда своего прогитлеровского архиерея из друзей Поликарпа Сикорского—Геннадия Шиприкевича. Немецкий комиссар Публиг, передавая Епископу Геннадию управление Церковию, гласно пред собравшимся по этому поводу духовенством заявил, что на Украине будет только автокефальная церковь.

Под административным нажимом немецкой власти духовенство приняло эту ориентацию, поверив заявлению Епископа Геннадия, что представляемая им автокефальная церковь не имеет ничего общего с еретиками «самосвятами-липковцами». Но очень скоро при проверке на фактах оказалось, что автокефальная церковь Геннадия есть прямое продолжение «самосвятства-липковщины» и преследует исключительно цели петлюровщины, используемой немецкими захватчиками в своих интересах. Стало известным о рукоположении в ней двоеженцев, о пострижении женатых в монахи с возведением их в сан Архимандрита. Установлено было применение автокефалистами-самосвятами антиканонической практики — рукоположения за одной литургией по три-четыре человека священников и диаконов и многое другое, нарушающее каноны Православной Церкви.

Когда выявилась подлинная сущность состряпанной немцами подходящей для их политических целей церкви, начался массовый выход священников и общин церковных из автокефалии. Тогда немцы приняли срочные меры противодействия этому выходу. Задним числом был издан приказ Коха, запрещающий церквам менять ориентацию. Непокорных священников стали обвинять в связи с «красной Москвой», придирались к их проповедям, запрещали им совершать богослужения в будни и в не регламентированные немецким календарем праздники: Вознесение Господне, Св. Троицы. Николин день и т. п.

Волна репрессий со стороны немецких властей в отношении к священникам стала возрастать все сильнее, включительно до появления приказа генерал-комиссара Днепропетровска об аресте священников, не желающих быть в автокефальной онемеченной церкви.

В настоящее время оккупанты изгнаны из этой области, и духовенство, оставшееся верным Патриаршей Церкви, проводит в жизнь постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви от 8/IX с. г.— об осуждении изменников вере и Отечеству, и, считая лишенными сана тех клириков, которые изменили общецерковному делу и перешли на сторону фашизма, порывает с ними молитвенное общение.


Священники - ветераны

 

II

По городу Калуге в 1942 году, после освобождения ее от немцев, было сделано обследование, и обоснованный на документах материал был напечатан в книге «Правда о религии в России». В настоящее время церковный деятель Калуги Протоиерей Николай Концевич пишет в Патриархию, что после двухмесячной оккупации города немцами, пережив на опыте свою оторванность от родной Москвы, на опыте убедившись в пренебрежении захватчиков к насущным нуждам русского населения и изведав всю их жестокость, калужане особенно усердно организовали сбор пожертвований на оборону. Сборы эти проходили настолько успешно, что вскоре же дали 200 тысяч рублей на оборону, 25 тысяч рублей на подарки воинам с присоединением к деньгам и ряда полезных вещей.

III

Настоятель тульской церкви Св. Двенадцати Апостолов Протоиерей М. Понятский в своем докладе в Московскую Патриархию описывает мужество верующих, когда враг был у ворот Тулы. Окраина города, где находится церковь Св. Двенадцати Апостолов, беспрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха. Снаряды ложились возле храма, их осколками испещрены все стены, выбиты кирпичи, пробита крыша и сбит крест с колокольни. Люди собирались в разбитом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихиды и другие службы.

21 ноября, в день памяти Св. Архистратига Михаила, немцы подвергли ожесточенному обстрелу самый храм. Несколько снарядов разорвалось внутри храма. В храме был снег. Несмотря на такую обстановку, верующие под грохот канонады в разбитом, занесенном снегом храме при горящих кострах горячо молились.

Церковная община означенного храма вместе с духовенством за два года войны внесла на оборону государства около 400 тыс. рублей.

 

 

IV

Еще несколько слов из города Пензы от Соборного Митрофановского храма. Прихожанин этого храма Зыков Александр Михайлович пишет в редакцию нашего журнала: «Если в прошедшем году наша община собрала на постройку танковой колонны 500 тысяч рублей, то в этом году помощь на оборону государства не только не оскудела, но продолжает еще более расти. Так, каждый верующий, приходящий в храм, считает своим священным долгом положить на церковное блюдо свою посильную лепту, будучи твердо уверен, что каждый собранный рубль усилит удары наших воинов по вражеским рядам и приблизит долгожданный час нашей победы»

№04 декабрь 1943

 

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ РАСКОЛЬНИЧЬЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИТРОПОЛИТА АНАСТАСИЯ


В процессе расцвета, как прямое его следствие, началось великое дело собирания всех русских православных людей, по тем или иным причинам проживающих вне Родины, в ограду Русской Православной Церкви, руководимой Московским Патриархом. За короткий период 1945 г. это святое дело продвинулось далеко вперед. Возвратился в лоно родной Церкви маститый Митрополит Евлогий, разорвал всякие связи с епископами так называемой карловацкой ориентации Митрополит Серафим, сделавшийся одним из самых ревностных тружеников великого дела собирания заблудших, воссоединились с Матерью-Церковью дальневосточные церкви. Недалек уже тот час, когда верующий русский православный человек, независимо от своих политических убеждений или своего гражданства, в любой части Божьего мира, зайдя в русский православный храм, будет чувствовать себя как бы на своей родине. Ему не придется думать, к какой ориентации принадлежит тог или иной храм, ему не придется рисковать попасть под руководство запрещенного, а следовательно, на данный момент, безблагодатного пастыря или архипастыря. С чувством горячей радости следят русские православные люди за возвращением в лоно Матери-Церкви ее блудных сыновей. Глубоко верят они, что нет на земле такого русского православного человека, мирянина или монаха, чтеца или епископа, который бы не желал великого единства.

Неудивительно поэтому то чувство беспредельного недоумения, которое охватило те круги церковных людей, которым пришлось ознакомиться с посланиями Митрополита Анастасия. В этих посланиях он призывает продолжать губительный раскол и не признавать Московского и всея Руси Патриарха. Какая цель этих посланий? Чему или кому они служат? Кто этот человек? Такими вопросами обмениваются они и не находят ответа.

Попытаемся разобраться. Мало уже теперь осталось на Руси людей, которые помнят Митрополита Анастасия, а между тем 40 лет назад он был Московским викарием, затем был епископом Холмским, архиепископом Кишиневским, был русским человеком. А затем бежал, оставив своих пасомых на произвол судьбы. Бежал он в первые же годы революции, значит, почти 30 лет назад. Тридцать лет не видел он Родины, не слышал ее дыхания, не видел новых ее поколений. Почему он бежал? Понять трудно и не трудно. Трудно, если считать Митрополита Анастасия только епископом и тружеником Церкви, потому что все мы знаем, что православный епископ никогда не оставит своей паствы. Мы же не имеем никаких оснований считать Митрополита Анастасия настолько малодушным, чтобы он мог забыть свой архипастырский долг. Значит, или Митрополит Анастасий был не только епископом, или оч сознавал, что никакой опасности его пасомые не подвергаются. Мы склонны думать, что имело место и то, и другое. Газета «Русские новости», издаваемая в Париже, называет Митрополита Анастасия монархистом и ярым ненавистником советской власти. Если это так, то понять, почему Митрополит Анастасий бежал, не трудно. За границей Митрополит Анастасий стал членом самочинного, так называемого Карловацкого Синода, во время войны развалившегося. Теперь он пытается из лиц с темным, а порой преступным прошлым (лучшие люди уже объединились с нашею Церковью) «вновь создать Синод и управлять посредством него заграничными русскими православными приходами.

Вот ответ на вопрос о том, кто такой Митрополит Анастасий. Значительно труднее ответить на вопросы, зачем написаны его послания, какой цели они служат. Впрочем, цель самих посланий ясна: популяризировать себя и свой Синод. Но зачем и кому нужен этот самочинный Синод, при наличии Московского и всея Руси Патриарха, избранного на Поместном, законно и свободно созванном Соборе, в присутствии представителей всех почти автокефальных церквей мира,— это загадка. Поищем разгадки в вышеупомянутых посланиях Митрополита Анастасия. Чем мотивирует он свою, никакими каноническими соображениями не оправданную раскольничью деятельность, свое неподчинение Московскому Патриарху? Внимательно изучив послания, мы убедимся, что он мотивирует ее только тем, что Церковь в СССР якобы несвободна. Никаких конкретных примеров этой несвободы в посланиях нет, если не считать ссылку на какой-то американский журнал, который, впрочем, тоже примеров не приводит, а просто заявляет: не свободна — и все. Конечно, эта мотивировка ничего не объясняет. Действительно, если Церковь в СССР была бы несвободна, то восточные Патриархи и другие представители автокефальных Церквей, бывшие в качестве гостей на Поместном Соборе и имевшие возможность очень близко ознакомиться с жизнью нашей Церкви, объявили бы об этом. Однако мы знаем, что все они без исключения восторженно рассказывают о днях, проведенных в Москве. Ни одна из Православных Церквей не отказалась признать нового, на Соборе, в присутствии их представителей избранного Патриарха Московского. Совершенно ясно, что люди, только что имевшие возможность наблюдать жизнь Русской Церкви, заслуживают больше доверия, чем человек, тридцать лет не видевший ни одного русского храма. Ясно это, разумеется, и для самого Митрополита Анастасия.

Но предположим на минуту, как ни дико это звучит, что Русская Православная Церковь, действительно несвободна, именно в том смысле, о котором говорит в посланиях Митрополит Анастасий, т. е. подчиняется в своих решениях гражданской власти; может ли это служить оправданием раскольничьей деятельности именно такого человека, как Митрополит Анастасий? Если бы он был воспитан так, как воспитано новое поколение нашего духовенства и вся наша религиозная молодежь, т. е. в духе полного отделения Церкви от Государства, которые не мыслят, чтобы кто-нибудь мог вмешаться в религиозную жизнь, которые никогда такого вмешательства и не потерпели бы, тогда еще можно бы было его как-то оправдать. Но ведь он друг и соратник умершего под запрещением Митрополита Антония (Храповицкого), который публично фанатично защищал и оправдывал в свое время то положение абсолютной зависимости Церкви от гражданской власти, которое было в царской России. Следовательно, Митрополит Анастасий никак не может возмущаться тем обстоятельством, что какая-нибудь Церковь зависит от какого-нибудь государства, а следовательно, и от власти. Значит, все дело в том, какая это власть. Митрополит Анастасий в своих посланиях как-будто и делает упор на это, указывая, что советская власть является властью, по его выражению, «безбожной». А так как правящая в нашей стране коммунистическая партия, действительно придерживается атеистической идеологии, то может показаться, что мы приближаемся к разгадке, но... одно обстоятельство вновь удаляет нас от нее. Это обстоятельство заключается в том, что Митрополит Анастасий был в самых наилучших отношениях с Гитлером. Он благословлял его оружие, называл его «вождем в мировой борьбе за мир и правду», подносил ему благодарственный адрес. А ведь Гитлер открыто заявлял, что христианская мораль устарела, открыто называл себя язычником. На Нюрнбергском процессе американские и английские обвинители с документами в руках доказали, что Гитлер яростно преследовал все Христианские Церкви. Таким образом, мы видим, что ярко выраженная антихристианская идеология германской власти отнюдь не мешала Митрополиту Анастасию сохранять с ней наилучшие отношения. 

ЕПИСКОП СЕРГИЙ

№03 март 1946

 

Материалы для статьи взяты  http://archive.jmp.ru.