Опережающее образование: от страны идиотов – к стране гениев

На модерации Отложенный

Состояние современной российской школы (особенно после введения ЕГЭ) таково, что туда уже страшно отдавать своих детей. Она всё больше напоминает бездушный конвейер, который производит штампованную человеко-продукцию. Случайно ли на самые жизненно важные для каждого человека вопросы эта школа не даёт ответа?! Случайно ли многотысячелетняя Традиция и мудрость наших предков остаётся за бортом школьной программы?! Похоже, мы едва ли дождёмся объяснений.

Тем актуальнее становится поиск альтернативы. И, как оказалось, она существует, пробивая себе путь на голом энтузиазме таких людей как Анатолий Сторожев, который является носителем концепции «опережающего образования». Мы задали ему несколько вопросов:

НЕНОВОСТИ: Обучение в современной школе давно превратилось в насилие над самой природой детей. Вместо того, чтобы играть, творить, проявлять живой интерес к жизни, раскрывать в себе таланты и лишь в гармонии с этим познавать мир, детей изо дня в день заставляют часами сидеть в обездвиженном состоянии и постоянно что-то зубрить, находясь в плену кем-то навязанных стандартов. Какую альтернативу предлагаете Вы?

АНАТОЛИЙ СТОРОЖЕВ: Прежде всего - альтернативу смысла и содержания образования. Это не вопрос методики и не вопрос качества преподавания.

Подумаем вместе. Сегодня, несмотря на относительную стабильность в обществе, отсутствие войн и катаклизмов, несмотря на все достижения государственного строительства и высокие цены на нефть, мы всё ещё в аутсайдерах по качеству жизни, на 142 месте в мире по продолжительности жизни и где-то в шестом десятке – по качеству образования. Не в коня корм? «Средства у нас есть, у нас мозгов не хватает»? Или как выразился Академик С.П.Капица: «мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов»?

Так какой мотив к обучению может быть у современного ученика? Какова перспектива? Стать более успешным идиотом, чем окружающие. Отсюда – сопротивление образованию. Перед учеником простой выбор – играть в чужие игры и старательно осваивать «мертвые формы жизни», либо – саботировать процесс.

Мы формируем альтернативное по смыслам и целям образование, в котором ученик открыт обучению, учится без понуканий и перегрузок… по-человечески! Для меня образование – это, прежде всего, сфера развития сознания – Мышления и Деятельности людей. Содержанием образования являются формы мышления, а не таблица умножения и правила правописания шипящих. Человек и его сознание – в центре образовательного процесса. Человек, овладевший своим сознанием (сознательный Ученик) – играючи овладевает предметными Знаниями. А не умеющих учиться детей приходится… «изо дня в день заставлять часами сидеть в обездвиженном состоянии и постоянно что-то зубрить».

Важнейшее требование к современному образованию – это требование опережающего развития. Человек находится в процессах подготовки «ясли-сад-школа-вуз» так долго, что за это время общество трижды успевает смениться. Очень высокая социальная частота, люди меняют не только профессии, но и мировоззрение, жизненные уклады. Получается – готовили к одному, а жизнь уже совершенно другая. Опережающее образование устроено совершенно иначе. Здесь не готовят к жизни, а живут и творят свою жизнь, потому всегда знают – к чему надо быть готовым.

Что делает школу такой скучной, мертвой? Оторванность от жизни, от реального мышления, от передовой науки. Какие знания получают школьники? На уроках химии изучается химия 100-летней давности. Думаете, за 100 лет химия не изменилась? Сегодня это уже совсем иной предмет. Можно иметь «5» по биологии и совершенно не представлять как развести клубнику, как работает твой организм, откуда берутся болезни и почему мы так мало живем. Можно «успевать» по математике и затрудняться в решении нестандартных задач. А вы думаете, по жизни вам придется сталкиваться исключительно со стандартными задачками? Да кто ж их вам стандартизирует?

Огромный интерес в обществе сегодня проявляется к новым знаниям. Можно считать доказанным, что мировая история начинается с территории нашей страны. Повсеместно открыты древнейшие поселения – от Черного моря до Дальнего Востока. Появились переводы древнеславянской письменности. Найдены древнейшие захоронения на Алтае, под Воронежем, открыты обсерватории на Кольском полуострове, древнейшие города на юге Урала, стоянки на Енисее, где тысячи лет назад плавили медь и создавали удивительные произведения искусства, писали стихи, рисовали на скалах. И что? Какие-то из этих знаний вошли в школьную программу? Попали в тесты ЕГЭ? Мертвая школа производит не знания, а мертвые формы, которые гораздо опаснее, чем отравленные нитратами продукты. Это образование потреблять категорически нельзя!

Воспитать цельную личность можно лишь в пространстве родной культуры. Современные дети практически вытолкнуты из неё – усилиями государства и средствами массовой дезинформации. Мы сегодня восстанавливаем связь с Предками, осваиваем–вспоминаем народные праздники, реконструируем ведические знания, шьем русские национальные одежды, учим ребят петь старинные песни – русские, украинские… - и приносим это содержание в образовательный процесс.

Даже наш календарь (Коляды дар) восстановили, согласно которому на Руси сейчас уже 7518 год. Уважение к своим Предкам – первый признак образованного человека, человека Культуры.

НН: Есть ли конкретные результаты Вашей деятельности? Действуют ли уже в России школы, которые готовят не безвольно поглощающих информацию потребителей, а осмысленно действующих творцов?

АС: Я создал пока немного - пять авторских школ, из которых сегодня фактически действует одна, в Сибири. Остальные за 20 лет пали в неравных схватках с Чиновником. Еще порядка десяти школ формируется в настоящее время после проведения моих семинаров в этом году – от Новокузнецка до Харькова. Мои друзья, коллеги, с кем мы выращивали четверть века назад клуб творческой педагогики «Эврика», руководят интересными проектами, в частности – гимназией 42 в «Лесной поляне» (город-спутник Кемерово), это одна из интереснейших школ в России.

Обучал 4 месяца по своей программе собственных детей, получил очень хорошие результаты. Дочь, не занимаясь с репетиторами, без специальной подготовки становилась лучшей ученицей одного из районов Санкт-Петербурга. Сын, не особо напрягаясь, опережает государственную программу на пару лет.

Наши ученики, кого мы готовили в 90-х годах, сегодня вполне успешны. Эти ребята получили самые разные профессии (инженеры, сисадмины, чиновники, предприниматели, научные работники), по-разному себя реализуют, но есть одна общая черта – осмысленность жизни.

НН: Известно ли о Ваших разработках тем, кто курирует образование в России? Каково их отношение к ним? Есть ли вообще хоть какой-то шанс, что они когда-нибудь будут поддержаны на государственном уровне? И возможно ли без этой поддержки (либо даже в условиях противодействия) качественно переломить ситуацию?

АС: Да, хорошо известно. Но, как сказал мне один высокопоставленный чиновник в Министерстве образования: «Одно моё слово в защиту чего-то полезного в образовании – и завтра меня здесь уже не будет». Я вынес из этого откровения прагматичный вывод: при создании альтернативных форм образования в России необходимо делать своё дело, не опираясь на поддержку государства. «Дружить домами» – можно и нужно, но соблюдая независимость оснований.

Сегодня Россия находится на очередной точке выбора стратегии: продолжение консервации (что для меня означает продолжение деградации), либо – управляемое развитие. Последние заявления политических лидеров свидетельствуют о выборе второго пути. Пока – на словах, но и то замечательно. Это значит, что у идей опережающего образования появляется шанс на востребованность.

Работа вопреки основной государственной стратегии взаимно ущербна. «Альтернативщики» остаются без ресурса. Государство – без прорывных идей. По стандартным оценкам лишь резерв четверти потенциала страны приводит к появлению развивающегося сообщества, меньше не получается. Качественно изменяется образование – повышаются доходы, создаются новые рабочие места, строятся дороги, стадионы, университеты, увеличивается продолжительность жизни… Вроде бы такие банальные рассуждения! Норма прибыли в образовании оценивается в 400%. Срок окупаемости – более 15 лет. А меньше 25% затрат на развитие – и наступает деградация. Безо всякой окупаемости. И безо всякой перспективы.

Пока стратегия развития России находится в оппозиции. Главный вопрос – направление движения. Несколько лет назад Президент обозначил перед нами задачу воспитания грамотного Потребителя. На мой взгляд, глубоко ошибочная стратегия, обкатанная в странах Запада. Отсюда и заказ на егэ-ориентированное образование. Мы провозглашаем и конструируем иную идеологию – идеологию развития человеческого потенциала. Эта идеология требует воспитания духовно развитых, умных, деятельностных людей нового поколения, умеющих эффективно действовать в незнакомых, кризисных ситуациях.

НН: Какой алгоритм действий можно предложить тем родителям, которые не хотят доверять своих детей конвейеру современной образовательной системы?

АС: В настоящее время становится популярной замечательная форма получения образования – семейное обучение. Родители заключают договор со своими школами, сами организуют обучение, получая от государства денежные средства. Мы создаём ассоциацию семейных школ, реализующих альтернативное содержание образования.

Родители могут объединять усилия, создавать небольшие, хотя бы и на 10-12 детей «семейные школы», приглашать наших специалистов для консультаций, вступать в ассоциацию. Как показывает практика, в каждом городе, селе находятся люди с нормальными жизненными ориентирами, с педагогической закваской, но либо вытесненные из государственного образования, либо взирающие на этого монстра с суеверным ужасом. Необходимо консолидировать усилия, собрать здоровые силы в работоспособные команды.

Убеждён, в ближайшие годы и даже месяцы перед российским образованием будут поставлены совершенно новые задачи, опережающее содержание станет как никогда востребованным. Когда России срочно понадобятся не армии полуграмотных юристов и экономистов, а реальные творцы будущего – нынешнее «альтернативное» содержание постепенно станет традиционным. И тогда… потребуется новая альтернатива!