Юристы обсудили может ли ИИ получить патент на изобретение

На модерации Отложенный

Искусственный интеллект (ИИ) уже способен сам создавать изобретения. Но регуляторы пока отказывают машинам в праве на получение патента. Некоторые юристы считают такой подход слишком консервативным и уверены, что пора определиться с правовым статусом ИИ.

Хотя патентные офисы во всём мире утверждают, что только человек может считаться изобретателем и регистрировать патенты, участники конференции Legal Week-2020 пришли к выводу, что технологии продвинулись уже слишком далеко и скоро этот тезис может стать неактуальным. В ходе сессии «Патентный бум в сфере ИИ и его влияние на границы правообладания» в Нью-Йорке юристы обсудили патентоспособность искусственного интеллекта и сложившуюся практику.

Кирупа Пушпарай, директор департамента по вопросам интеллектуальной собственности и юридической деятельности компании, начал с отсылки к общепринятым нормам. По его словам, представители патентных ведомств считают, что предоставлять регистрацию надо даже в тех случаях, когда изобретения абстрактны и по своей природе являются человеческой деятельностью, генерируемой компьютером. Регуляторы также определяют, какие именно стороны машинного обучения подлежат охране. Но, к сожалению, в Европе недавно продемонстрировали самый бескомпромиссный взгляд на этот вопрос, считает Пушпарай.

Несмотря на большой прогресс в области машинного обучения, европейцы убеждены, что компьютер нельзя указывать в качестве изобретателя в патентной заявке. 

Прошлым летом компьютерная система DABUS, работающая на технологиях искусственного интеллекта, привлекла внимание специалистов по интеллектуальной собственности во всём мире тем, что оказалась в списке изобретателей по патентной заявке на контейнер для еды и устройство сигнализации. «Случай DABUS стал прецедентным, первым известным нам, когда искусственный интеллект – не человек – был указан в качестве изобретателя в заявке на патент. Но главное – это то, что Европейская патентная организация отказала в заявке. Всё свелось в конечном счёте к требованию указать изобретателем физическое лицо», – сказал юрист Грегори Дискер. Он рассказал, что Европейская патентная организация потребовала от изобретателя фамилию и адрес проживания, которых у DABUS не было. Участники конференции согласились, что прогресс в технологиях глубокого обучения делает всё более вероятным перспективы появления изобретений, генерируемых компьютером. Дискер считает, что ИИ нужен официальный правовой статус, похожий на статус юридических лиц.